Дернович С.Д. "Скандинавские древности эпохи викингов в Беларуси."
Данная книга представляет из себя обобщающее исследование североевропейских древностей, связанных с пребыванием выходцев из Скандинавии на территории современной Беларуси в эпоху викингов. Основное внимание уделяется анализу отдельных предметов вооружения, снаряжения всадника и верхового коня, украшений и деталей костюма, языческих символов и амулетов. Рассмотрены динамика поступлений подобных артефактов в различные регионы Беларуси и их значение в развитии материальной культуры.
Количество постов 2 684
Частота постов 24 часа 52 минуты
ER
169.42
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Гипотеза происхождения славян от скифов опровергнута
Антропологи МГУ имени М.В. Ломоносова высказали предположение, что генофонд скифов был сформирован на основе местных племен с некоторым участием популяций, мигрировавших в регион Северного Причерноморья из Центральной Азии. Последние открытия окончательно хоронят миф о том, что скифы были предками славян. Свои результаты ученые опубликовали в журнале American Journal of Physical Anthropology.
Сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова провели сравнительный анализ различных краниологических серий по частотам неметрических признаков на черепе для оценки генетической преемственности между скифами Северного Причерноморья и популяциями бронзового века Восточной Европы и Центральной Азии.
«Сегодня существует две основных гипотезы происхождения скифов: либо они пришли на территорию Северного Причерноморья из Центральной Азии и коренное индоевропейское население было ими завоевано и ассимилировано, либо скифы генетически связаны со срубной культурно-исторической общностью — этнокультурным объединением племен эпохи поздней бронзы (XVI—XII века до н.э.), распространенным в степной и лесостепной полосах между Днепром и Уралом», — рассказал один из авторов публикации, Алла Мовсесян.
Краниологическая серия — это группа черепов из одного или нескольких близко расположенных могильников, принадлежащих одному этносу или одной археологической культуре, а дискретно-варьирующие, неметрические признаки отражают анатомические вариации в строении черепа. Это различные дополнительные или непостоянные отверстия, непостоянные швы, отростки, кости в родничках и швах черепа. Считается, что эти признаки имеют наследственную природу и могут служить характеристикой генофонда популяции, поскольку матрицы генетических расстояний между популяциями, построенные по неметрическим признакам, коррелируют с матрицами генетических расстояний между теми же популяциями, построенными по данным о молекулярно-генетических маркерах. Следовательно, при изучении древних популяций сравнительный анализ неметрических признаков на черепе может служить в какой-то степени альтернативой ДНК-исследованиям.
«В отличие от исследования ДНК на костном материале, которое все еще является довольно сложным и дорогостоящим процессом, использование неметрических признаков на черепе позволяет проводить популяционно-генетический анализ неограниченно большого количества ископаемого материала, что очень ценно для исследования проблем этногенеза различных народов», — пояснила Мовсесян.
Для определения степени различий между популяциями по частотам неметрических признаков антропологи использовали статистический метод, известный как mean measure of divergence (метод оценки степени дивергенции): на основании данных о частотах неметрических признаков были вычислены генетические расстояния между популяциями. Полученные результаты позволили предположить, что обе гипотезы этногенеза скифов частично верны: скифский генофонд сформировался на основе потомков местной срубной культуры бронзового века и популяций, мигрировавших из Центральной Азии.
Одним из устойчивых мифов является представление о скифах как о предках славян, несмотря на то, что ученые уже давно выяснили, что между двумя племенами практически нет преемственной связи. «Согласно гипотезе Бориса Рыбакова, изложенной в книге "Геродотова Скифия", часть скифских племен, так называемые скифы-пахари, возможно, приняла некоторое участие в этногенезе славян в силу длительной географической близости. Однако представление о том, что скифы являются прямыми предками славян, не подтверждается ни археологическими, ни антропологическими, ни генетическими или лингвистическими данными», — уточнила Мовсесян.
#Славяне #Скифы #ВаряжскийВопрос #Скифия #Евразийство
Антропологи МГУ имени М.В. Ломоносова высказали предположение, что генофонд скифов был сформирован на основе местных племен с некоторым участием популяций, мигрировавших в регион Северного Причерноморья из Центральной Азии. Последние открытия окончательно хоронят миф о том, что скифы были предками славян. Свои результаты ученые опубликовали в журнале American Journal of Physical Anthropology.
Сотрудники МГУ имени М.В. Ломоносова провели сравнительный анализ различных краниологических серий по частотам неметрических признаков на черепе для оценки генетической преемственности между скифами Северного Причерноморья и популяциями бронзового века Восточной Европы и Центральной Азии.
«Сегодня существует две основных гипотезы происхождения скифов: либо они пришли на территорию Северного Причерноморья из Центральной Азии и коренное индоевропейское население было ими завоевано и ассимилировано, либо скифы генетически связаны со срубной культурно-исторической общностью — этнокультурным объединением племен эпохи поздней бронзы (XVI—XII века до н.э.), распространенным в степной и лесостепной полосах между Днепром и Уралом», — рассказал один из авторов публикации, Алла Мовсесян.
Краниологическая серия — это группа черепов из одного или нескольких близко расположенных могильников, принадлежащих одному этносу или одной археологической культуре, а дискретно-варьирующие, неметрические признаки отражают анатомические вариации в строении черепа. Это различные дополнительные или непостоянные отверстия, непостоянные швы, отростки, кости в родничках и швах черепа. Считается, что эти признаки имеют наследственную природу и могут служить характеристикой генофонда популяции, поскольку матрицы генетических расстояний между популяциями, построенные по неметрическим признакам, коррелируют с матрицами генетических расстояний между теми же популяциями, построенными по данным о молекулярно-генетических маркерах. Следовательно, при изучении древних популяций сравнительный анализ неметрических признаков на черепе может служить в какой-то степени альтернативой ДНК-исследованиям.
«В отличие от исследования ДНК на костном материале, которое все еще является довольно сложным и дорогостоящим процессом, использование неметрических признаков на черепе позволяет проводить популяционно-генетический анализ неограниченно большого количества ископаемого материала, что очень ценно для исследования проблем этногенеза различных народов», — пояснила Мовсесян.
Для определения степени различий между популяциями по частотам неметрических признаков антропологи использовали статистический метод, известный как mean measure of divergence (метод оценки степени дивергенции): на основании данных о частотах неметрических признаков были вычислены генетические расстояния между популяциями. Полученные результаты позволили предположить, что обе гипотезы этногенеза скифов частично верны: скифский генофонд сформировался на основе потомков местной срубной культуры бронзового века и популяций, мигрировавших из Центральной Азии.
Одним из устойчивых мифов является представление о скифах как о предках славян, несмотря на то, что ученые уже давно выяснили, что между двумя племенами практически нет преемственной связи. «Согласно гипотезе Бориса Рыбакова, изложенной в книге "Геродотова Скифия", часть скифских племен, так называемые скифы-пахари, возможно, приняла некоторое участие в этногенезе славян в силу длительной географической близости. Однако представление о том, что скифы являются прямыми предками славян, не подтверждается ни археологическими, ни антропологическими, ни генетическими или лингвистическими данными», — уточнила Мовсесян.
#Славяне #Скифы #ВаряжскийВопрос #Скифия #Евразийство
Хочется катать по полю деревенского попа, а не вот это вот всё...
#humor@normanism #варяжскийвопрос #древняярусь
#humor@normanism #варяжскийвопрос #древняярусь
Памятник князю Всеславу Брячеславичу в Полоцке, Беларусь.
#полоцк #всеславчародей #варяжскийвопрос
#полоцк #всеславчародей #варяжскийвопрос
Мюссе Л. - «Варварские нашествия на Европу: германский натиск»
Данная работа будет полезна тем участникам, которые до сих пор не разобрались с вопросами: кто такие германцы, откуда мы знаем, что они германцы, какова история германских миграций и славяне ли германцы.
Варварские нашествия на Западную Европу полностью изменили её облик. В кровавых столкновениях между варварами и римлянами рождалась новая цивилизация – цивилизация Средневековья.
В книге известного французского историка Люсьена Мюссе на основе многочисленных исторических источников подробно анализируются процессы крушения Римской империи и становления варварских королевств...
#Мюссе@normanism #ВаряжскийВопрос #Германцы #Славяне #Археология #РаннееСредневековье
Данная работа будет полезна тем участникам, которые до сих пор не разобрались с вопросами: кто такие германцы, откуда мы знаем, что они германцы, какова история германских миграций и славяне ли германцы.
Варварские нашествия на Западную Европу полностью изменили её облик. В кровавых столкновениях между варварами и римлянами рождалась новая цивилизация – цивилизация Средневековья.
В книге известного французского историка Люсьена Мюссе на основе многочисленных исторических источников подробно анализируются процессы крушения Римской империи и становления варварских королевств...
#Мюссе@normanism #ВаряжскийВопрос #Германцы #Славяне #Археология #РаннееСредневековье
К. Михайлов - Анализ первых оборонительных сооружений Киева и Новгорода на фоне фортификационных традиций раннесредневековой Европы // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. XXIII. Великий Новгород, 2009
#михайлов@normanism #киев #новгород #фортификация #древняярусь #варяжскийвопрос
#михайлов@normanism #киев #новгород #фортификация #древняярусь #варяжскийвопрос
И. Л. Измайлов - СТАНОВЛЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ:
ОТ ПЛЕМЕНИ К ГОСУДАРСТВУ
Процессы сложения средневекового Булгарского государства в последнее время все больше привлекают внимание исследователей. Объясняется это как недостаточной изученностью всего комплекса вопросов по данной теме в регионе, так и сложностью путей генезиса средневекового государства и разных типов феодальных структур. Особый интерес в этой связи вызывает история Булгарского государства, так как именно оно обеспечило прорыв Волго-Уральского региона к цивилизации и стало своего рода «ареалообразующим фактором» в социальной, культурной и этнополитической истории региона.
#булгары #волжскаябулгария #татарстан #историятатарстана #варяжскийвопрос #измайлов@normanism
ОТ ПЛЕМЕНИ К ГОСУДАРСТВУ
Процессы сложения средневекового Булгарского государства в последнее время все больше привлекают внимание исследователей. Объясняется это как недостаточной изученностью всего комплекса вопросов по данной теме в регионе, так и сложностью путей генезиса средневекового государства и разных типов феодальных структур. Особый интерес в этой связи вызывает история Булгарского государства, так как именно оно обеспечило прорыв Волго-Уральского региона к цивилизации и стало своего рода «ареалообразующим фактором» в социальной, культурной и этнополитической истории региона.
#булгары #волжскаябулгария #татарстан #историятатарстана #варяжскийвопрос #измайлов@normanism
В. Седов - Славяне в древности
Книга охватывает проблемы становления славян в их ранней истории.
#седов@normanism #археология@normanism #славяне #древняярусь #варяжскийвопрос
Книга охватывает проблемы становления славян в их ранней истории.
#седов@normanism #археология@normanism #славяне #древняярусь #варяжскийвопрос
СМЕРТЬ ЯЗЫЧЕСКОГО КНЯЗЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ В РАМКАХ "ДРУЖИННОЙ КУЛЬТУРЫ" (IX-XI ВВ.)
Данная работа посвящена исследованию особенностей отображения смертей первых языческих представителей княжеского рода Рюриковичей в дружинном сознании. Основное внимание уделено особенностям положения дружины в традиционном обществе Древней Руси и ее взаимодействию с князьями. Выделены основные аспекты дружинной культуры. В работе раскрыто символическое и мифологическое значение жизни и особенно смерти князя в восприятии дружины. Рассмотрены основные варианты и наборы действий дружины в отношении мертвого князя. Проблема рассмотрена на основе современных достижений отечественной науки.
Список литературы
1 Мельникова Е.А. Устная традиция в ПВЛ: к вопросу о типах устных преданий. //Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. С.155.
2 Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., Наука, 1977. С.35.
3 Фетисов А.А. «Дружинная культура» Древней Руси. //ДГВЕ 2010. М., Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С. 407-410.
4 Вдовченков Е.В. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С.28.
5 Никольский С.Л. О дружинном праве в эпоху становления государственности на Руси. // Средневековая Русь. Выпуск 4. М., Индрик, 2004. С. 25.
6 Мельникова Е.А. Историческая память в устной и письменной традиции. //ДГ, 2001 г.: Историческая память и формы ее воплощения. М., Вост. лит., 2003. С. 52.
7 Горский А.А. Этнический состав и формирование этнического самосознания древнерусской знати. //Социальная идентичность средневекового человека. М., 2007. С. 226
8 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 43.
9 Там же. С. 46.
10 Петрухин В.Я. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия»? //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологиче-ские очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 99.
11 Плахонин А.Г. Этничность как фактор формирования элит Центральной Восточной Европы в 1Х-Х111 вв. // Общественно-политическая мысль в России: традиции и новации. Т.1.
Средневековая Русь: проблемы идентичности. Ижевск, Удмуртский университет, 2007. С. 142.
12 Пенской В.В. Военно-техническая революция второй половины 1Х-Х в. и проблема образования Древнерусского государства. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 200-201.
13 Свердлов М.Б. Становление и развитие правящей элиты на Руси в У1-Х1У вв. //Правящая элита Русского государства 1Х-начала ХУШ в.: Очерки истории, СПб., «Дмитрий Буланин», 2006 .С.52.
14 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 47.
15 Крадин Н.Н. Динамика процессов становления раннего государства на Руси. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 124.
16 Стефанович П.С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в Х-Х1 вв. М., Индрик, 2012. С. 311.
17 Сапронов П.А. Русская культура 1Х-ХХ вв. Опыт осмысления. СПб., 2005. С. 239.
18 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 41.
19 Петрухин В.Я. Об особенностях славяно-скандинавских отношений в раннесредневековый период (1Х-Х1 вв.). // ДГСССР, 1981.С. 176.
20 Там же.
21 Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия. //Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). М., Языки русской культуры, 2000. С.156.
22 Никольский С.Л.Указ. соч. С. 44.
23 Модзелевский К. Зарождение государства в общине: князь в глазах соплеменников. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 169.
24 Стефанович П.С. Указ. соч. С. 305.
25 Пузанов В.В. От праславян к Руси: становление Древнерусского государства. СПб., «Издательство Олега Абышко», 2017. С. 323.
26 Там же. С. 228.
27 Михайлин В.М. Русский мат как мужской об-сценный код //Злая лая матерная... М.: Ладо-мир, 2005. С.99.
28 Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. С. 165.
29 Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства 1Х - I пол. Х вв. // ДГВЕ 1992-1993. М., 1993. С. 47.
30 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 46.
31 Котляр Н.Ф. Указ соч. С. 47.
32 Долгов В.В. Указ. соч. С. 167.
33 Королев А.С. Святослав. М., Молодая гвардия, 2011. С. 46.
34 Долгов В.В. Указ. соч. С. 166.
35 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Похвала щедрости, чаша из черепа, золотая луда... Контуры русско-варяжского культурного взаимодействия. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С.50.
36 Пузанов В.В. Древнерусская государственность. Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет», 2007.
37 Михайлин В.М. Указ. соч. С. 99.
38 Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия. //Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., Языки русской культуры, 2000. С. 253.
39 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 50.
40 Петрухин В.Я. Похороны руса. Погребения знати Эпохи викингов в описании Ибн Фадла-на и данных археологии. //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 195.
41 Пузанов В.В. От праславян к Руси: становление Древнерусского государства. СПб., «Издательство Олега Абышко», 2017. С. 328.
42 Петрухин В.Я. Русь в 1Х-Х вв. От призвания варягов до выбора веры. М., Форум; Неолит, 2013. С.400.
43 Сапронов П.А. Указ. соч.. С. 215
44 Стефанович П.С. Указ. соч. С. 310.
45 Петрухин В.Я. О дохристианских истоках древнерусского княжеского культа. //
ПОЛУТРОПОЫ. К 70-летию В.В. Топорова. М.. 1998. С.884.
46 Петрухин В.Я. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род. // ДГВЕ. М., «Восточная литература», 2000. С. 229.
47 Пузанов В.В. От праславян. С. 325.
48 Мельникова Е.А. Похороны князя-язычника в «ПВЛ». //ВЕДС. М., 2007. С. 151-156.
49 Мельникова Е.А. Историческая память. С. 64.
50 Пчелов Е.В. Олег Вещий. Великий викинг Руси. М., Молодая гвардия, 2018. С. 139.
51 Пузанов В.В. От праславян. С. 325.
52 Петрухин В.Я. Древнерусский пантеон: итоги и перспективы междисциплинарных исследований. //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Истори-ко-археологические очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 80.
53 Петрухин В.Я. Древняя Русь... С. 246.
54 Там же. С. 250.
55 Велецкая Н.Н. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн Фадлана о похоронах «русса») //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968. С. 199.
56 Петрухин В.Я. Древняя Русь. С. 247.
57 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 58.
58 Петрухин В.Я. Русь. С. 314-317.
59 Флеров В.С. Указ. соч. С. 62-63.
60 Петрухин В.Я. Похороны руса...С. 76.
61 Петрухин В.Я. Древняя Русь. С. 254.
62 Петрухин В.Я. Русь. С. 399.
Автор: А.С. Фогель кандидат исторических наук
Данная работа посвящена исследованию особенностей отображения смертей первых языческих представителей княжеского рода Рюриковичей в дружинном сознании. Основное внимание уделено особенностям положения дружины в традиционном обществе Древней Руси и ее взаимодействию с князьями. Выделены основные аспекты дружинной культуры. В работе раскрыто символическое и мифологическое значение жизни и особенно смерти князя в восприятии дружины. Рассмотрены основные варианты и наборы действий дружины в отношении мертвого князя. Проблема рассмотрена на основе современных достижений отечественной науки.
Список литературы
1 Мельникова Е.А. Устная традиция в ПВЛ: к вопросу о типах устных преданий. //Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999. С.155.
2 Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи. М., Наука, 1977. С.35.
3 Фетисов А.А. «Дружинная культура» Древней Руси. //ДГВЕ 2010. М., Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. С. 407-410.
4 Вдовченков Е.В. Происхождение дружины и мужские союзы: сравнительно-исторический анализ и проблемы политогенеза в древних обществах. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С.28.
5 Никольский С.Л. О дружинном праве в эпоху становления государственности на Руси. // Средневековая Русь. Выпуск 4. М., Индрик, 2004. С. 25.
6 Мельникова Е.А. Историческая память в устной и письменной традиции. //ДГ, 2001 г.: Историческая память и формы ее воплощения. М., Вост. лит., 2003. С. 52.
7 Горский А.А. Этнический состав и формирование этнического самосознания древнерусской знати. //Социальная идентичность средневекового человека. М., 2007. С. 226
8 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 43.
9 Там же. С. 46.
10 Петрухин В.Я. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия»? //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологиче-ские очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 99.
11 Плахонин А.Г. Этничность как фактор формирования элит Центральной Восточной Европы в 1Х-Х111 вв. // Общественно-политическая мысль в России: традиции и новации. Т.1.
Средневековая Русь: проблемы идентичности. Ижевск, Удмуртский университет, 2007. С. 142.
12 Пенской В.В. Военно-техническая революция второй половины 1Х-Х в. и проблема образования Древнерусского государства. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 200-201.
13 Свердлов М.Б. Становление и развитие правящей элиты на Руси в У1-Х1У вв. //Правящая элита Русского государства 1Х-начала ХУШ в.: Очерки истории, СПб., «Дмитрий Буланин», 2006 .С.52.
14 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 47.
15 Крадин Н.Н. Динамика процессов становления раннего государства на Руси. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 124.
16 Стефанович П.С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в Х-Х1 вв. М., Индрик, 2012. С. 311.
17 Сапронов П.А. Русская культура 1Х-ХХ вв. Опыт осмысления. СПб., 2005. С. 239.
18 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 41.
19 Петрухин В.Я. Об особенностях славяно-скандинавских отношений в раннесредневековый период (1Х-Х1 вв.). // ДГСССР, 1981.С. 176.
20 Там же.
21 Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия. //Из истории русской культуры. Т. 1. (Древняя Русь). М., Языки русской культуры, 2000. С.156.
22 Никольский С.Л.Указ. соч. С. 44.
23 Модзелевский К. Зарождение государства в общине: князь в глазах соплеменников. //Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств. Международная конференция. Материалы. М., ИВИ РАН, 2012. С. 169.
24 Стефанович П.С. Указ. соч. С. 305.
25 Пузанов В.В. От праславян к Руси: становление Древнерусского государства. СПб., «Издательство Олега Абышко», 2017. С. 323.
26 Там же. С. 228.
27 Михайлин В.М. Русский мат как мужской об-сценный код //Злая лая матерная... М.: Ладо-мир, 2005. С.99.
28 Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси. М., 2007. С. 165.
29 Котляр Н.Ф. О социальной сущности Древнерусского государства 1Х - I пол. Х вв. // ДГВЕ 1992-1993. М., 1993. С. 47.
30 Никольский С.Л. Указ. соч. С. 46.
31 Котляр Н.Ф. Указ соч. С. 47.
32 Долгов В.В. Указ. соч. С. 167.
33 Королев А.С. Святослав. М., Молодая гвардия, 2011. С. 46.
34 Долгов В.В. Указ. соч. С. 166.
35 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Похвала щедрости, чаша из черепа, золотая луда... Контуры русско-варяжского культурного взаимодействия. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. С.50.
36 Пузанов В.В. Древнерусская государственность. Ижевск, Издательский дом «Удмуртский университет», 2007.
37 Михайлин В.М. Указ. соч. С. 99.
38 Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия. //Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). М., Языки русской культуры, 2000. С. 253.
39 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 50.
40 Петрухин В.Я. Похороны руса. Погребения знати Эпохи викингов в описании Ибн Фадла-на и данных археологии. //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Историко-археологические очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 195.
41 Пузанов В.В. От праславян к Руси: становление Древнерусского государства. СПб., «Издательство Олега Абышко», 2017. С. 328.
42 Петрухин В.Я. Русь в 1Х-Х вв. От призвания варягов до выбора веры. М., Форум; Неолит, 2013. С.400.
43 Сапронов П.А. Указ. соч.. С. 215
44 Стефанович П.С. Указ. соч. С. 310.
45 Петрухин В.Я. О дохристианских истоках древнерусского княжеского культа. //
ПОЛУТРОПОЫ. К 70-летию В.В. Топорова. М.. 1998. С.884.
46 Петрухин В.Я. Князь Олег, Хелгу Кембриджского документа и русский княжеский род. // ДГВЕ. М., «Восточная литература», 2000. С. 229.
47 Пузанов В.В. От праславян. С. 325.
48 Мельникова Е.А. Похороны князя-язычника в «ПВЛ». //ВЕДС. М., 2007. С. 151-156.
49 Мельникова Е.А. Историческая память. С. 64.
50 Пчелов Е.В. Олег Вещий. Великий викинг Руси. М., Молодая гвардия, 2018. С. 139.
51 Пузанов В.В. От праславян. С. 325.
52 Петрухин В.Я. Древнерусский пантеон: итоги и перспективы междисциплинарных исследований. //Петрухин В.Я. «Русь и вси языци»: Аспекты исторических взаимосвязей: Истори-ко-археологические очерки. М.: Языки славянских культур, 2011. С. 80.
53 Петрухин В.Я. Древняя Русь... С. 246.
54 Там же. С. 250.
55 Велецкая Н.Н. О некоторых ритуальных явлениях языческой погребальной обрядности (к анализу сообщения Ибн Фадлана о похоронах «русса») //История, культура, фольклор и этнография славянских народов. М., 1968. С. 199.
56 Петрухин В.Я. Древняя Русь. С. 247.
57 Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 58.
58 Петрухин В.Я. Русь. С. 314-317.
59 Флеров В.С. Указ. соч. С. 62-63.
60 Петрухин В.Я. Похороны руса...С. 76.
61 Петрухин В.Я. Древняя Русь. С. 254.
62 Петрухин В.Я. Русь. С. 399.
Автор: А.С. Фогель кандидат исторических наук