Уӕлахиз ут дардтӕр, фыранктӕ! ⚪🟡
Алания 2:2 Зенит (6:5)
Статистика ВК сообщества "F Y R A N K"
«Сæрибар лæг, уæлæмæ сис дæ сæр. Куы судзой дæу нæ Иры знæгтæ арты, Уæд хъуысæд – «Ир уæлахиз уæд!» – дæ хъæр.»
Количество постов 10 283
Частота постов 113 часов 52 минуты
ER
131.47
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Пусть отцы не увидят в наших глазах страха,
Пусть матери не увидят в наших поступках бесчестья.
Пусть матери не увидят в наших поступках бесчестья.
Фидар ут, лӕппутӕ
Хуыцау уын ӕххӕстгӕнӕг уӕд!
Уӕ цӕрӕнбон бирӕ!
Уӕлахиз ут, Иры хъӕбултӕ!
Хуыцау уын ӕххӕстгӕнӕг уӕд!
Уӕ цӕрӕнбон бирӕ!
Уӕлахиз ут, Иры хъӕбултӕ!
ЛЕГЕНДА О ХЕТАГЕ.
"Про эту рощу у осетин существует несколько легенд, одну из
которых я слышал от представителя многочисленной фамилии
Хетагуровых, предок которых носил имя Хетага, того самого, с
которым именно и связано происхождение рощи.
Вот что мне говорил представитель названной фамилии: "В
старину наши предки, жившие в горах, нередко делали набеги на плоскость, грабя у ногайцев и кабардинцев все, что имело
какую-нибудь ценность - людей, лошадей, рогатый скот, оружие,
ткани, золото и серебро, словом все, что попадалось на глаза и
подвертывалось под руку. Все награбленное они угоняли и
уводили в горы, куда едва ли решились бы сунуться ограбленные, чтобы отыскать свое добро. В те времена, о которых я говорю, набеги горцев на степняков, пленение самих, увоз их жен и дочерей, угон скота и ограбление прочего имущества не считались предосудительными, а, напротив, увенчивали славою людей, в них отличившихся. Чем больше кто награбил, тем скорее тот попадал в народные герои.
Таким был и наш предок Хетаг: он неоднократно выступал на
добычу с дюжиной или двумя отчаянных молодцов из своей же
родни и всегда возвращался с ценными и обильными трофеями.
Но однажды судьба изменила ему. Дело было так: совершенно
так же, как и в прежние годы, он собрал себе дружину из
двадцати человек, самых храбрейших, и отправился под Татартуп с целью угнать табун лошадей одного кабардинского князя. Но на его беду кабардинцы заранее проведали о его намерениях и напали целым отрядом на его группу на полпути. Пришлось вступить сначала в перестрелку из легких луков (тогда огнестрельного орудия еще не было) каленными стрелами, а затем и в рукопашную - в шашки. Но силы были далеко не равны: у кабардинцев были сотни воинов, а у Хетага, как уже сказано, только два десятка, а потому кабардинцы взяли перевес- истребили Хетагову дружину, его самого ранили и хотели взять живым, но он ускользнул на своем скакуне и помчался обратно к родным горам.
Кабардинцам не хотелось упустить его безнаказанно, и они
бросились за ним в погоню. У них кони были свежие, а у Хетага,
мало того, что конь был утомлен трехдневным переходом из гор, но еще был измучен в только что случившемся бою, а потому
кабардинцы стали легко настигать скакавшего впереди Хетага. Видя неминуемую беду, последний снял шапку, поднял правую руку к небу и со всей душевной силою стал взывать к богу, прося его о своем спасении, ибо сам уже потерял надежду на это, тем более, некуда было скрыться, так как кругом не было ни оврага, ни кустика, а одна сплошная степная равнина. Вероятно, уж очень горячо молился Хетаг, так как не успели кабардинцы приблизиться к нему на два перелета стрелы, как пред ними моментально вырос густой лес, который и скрыл коня со всадником. Хетаг укрылся в чаще деревьев и хорошо слышал, как враги шныряли по лесу, но он не шевелился и ни малейшего признака не подавал о своем присутствии, а чтобы как-нибудь не выдал его конь ржанием, он все время ласкал его и гладил по шее. В таком положении он дождался ночи и, убедившись своим чутким слухом в том, что ни в лесу, ни в степи нет ни одного кабардинца, наконец, благополучно выбрался из лесной чащи, благоговейно восхваляя божье милосердие. После того он уже без приключений добрался до дому и завещал своему роду свято чтить это священное место. И потомство не только Хетага, но и всех других осетинских фамилий благоговейно чтят эту рощу, не позволяя никому трогать в ней ни кустика, ни веточки, ни былинки. В память же случившегося она и
доныне называется рощей Хетага.
Так закончил легенду представитель фамилии Хетагуровых.
Со своей стороны, я должен прибавить, что эта роща очень
интересна для натуралистов-ботаников, как оазис лесного
насаждения, имеющего древесные породы, совсем отличные от
представителей древесных пород лежащего южнее Суадагского
казенного леса, состоящего почти сплошь из буковых
насаждений и только на опушке имеющего смешанные лиственные породы, среди которых преобладают дуб, ольха, граб и разные ягодные кусты. "
Газ. "Терские ведомости", 1910, № 172
"Про эту рощу у осетин существует несколько легенд, одну из
которых я слышал от представителя многочисленной фамилии
Хетагуровых, предок которых носил имя Хетага, того самого, с
которым именно и связано происхождение рощи.
Вот что мне говорил представитель названной фамилии: "В
старину наши предки, жившие в горах, нередко делали набеги на плоскость, грабя у ногайцев и кабардинцев все, что имело
какую-нибудь ценность - людей, лошадей, рогатый скот, оружие,
ткани, золото и серебро, словом все, что попадалось на глаза и
подвертывалось под руку. Все награбленное они угоняли и
уводили в горы, куда едва ли решились бы сунуться ограбленные, чтобы отыскать свое добро. В те времена, о которых я говорю, набеги горцев на степняков, пленение самих, увоз их жен и дочерей, угон скота и ограбление прочего имущества не считались предосудительными, а, напротив, увенчивали славою людей, в них отличившихся. Чем больше кто награбил, тем скорее тот попадал в народные герои.
Таким был и наш предок Хетаг: он неоднократно выступал на
добычу с дюжиной или двумя отчаянных молодцов из своей же
родни и всегда возвращался с ценными и обильными трофеями.
Но однажды судьба изменила ему. Дело было так: совершенно
так же, как и в прежние годы, он собрал себе дружину из
двадцати человек, самых храбрейших, и отправился под Татартуп с целью угнать табун лошадей одного кабардинского князя. Но на его беду кабардинцы заранее проведали о его намерениях и напали целым отрядом на его группу на полпути. Пришлось вступить сначала в перестрелку из легких луков (тогда огнестрельного орудия еще не было) каленными стрелами, а затем и в рукопашную - в шашки. Но силы были далеко не равны: у кабардинцев были сотни воинов, а у Хетага, как уже сказано, только два десятка, а потому кабардинцы взяли перевес- истребили Хетагову дружину, его самого ранили и хотели взять живым, но он ускользнул на своем скакуне и помчался обратно к родным горам.
Кабардинцам не хотелось упустить его безнаказанно, и они
бросились за ним в погоню. У них кони были свежие, а у Хетага,
мало того, что конь был утомлен трехдневным переходом из гор, но еще был измучен в только что случившемся бою, а потому
кабардинцы стали легко настигать скакавшего впереди Хетага. Видя неминуемую беду, последний снял шапку, поднял правую руку к небу и со всей душевной силою стал взывать к богу, прося его о своем спасении, ибо сам уже потерял надежду на это, тем более, некуда было скрыться, так как кругом не было ни оврага, ни кустика, а одна сплошная степная равнина. Вероятно, уж очень горячо молился Хетаг, так как не успели кабардинцы приблизиться к нему на два перелета стрелы, как пред ними моментально вырос густой лес, который и скрыл коня со всадником. Хетаг укрылся в чаще деревьев и хорошо слышал, как враги шныряли по лесу, но он не шевелился и ни малейшего признака не подавал о своем присутствии, а чтобы как-нибудь не выдал его конь ржанием, он все время ласкал его и гладил по шее. В таком положении он дождался ночи и, убедившись своим чутким слухом в том, что ни в лесу, ни в степи нет ни одного кабардинца, наконец, благополучно выбрался из лесной чащи, благоговейно восхваляя божье милосердие. После того он уже без приключений добрался до дому и завещал своему роду свято чтить это священное место. И потомство не только Хетага, но и всех других осетинских фамилий благоговейно чтят эту рощу, не позволяя никому трогать в ней ни кустика, ни веточки, ни былинки. В память же случившегося она и
доныне называется рощей Хетага.
Так закончил легенду представитель фамилии Хетагуровых.
Со своей стороны, я должен прибавить, что эта роща очень
интересна для натуралистов-ботаников, как оазис лесного
насаждения, имеющего древесные породы, совсем отличные от
представителей древесных пород лежащего южнее Суадагского
казенного леса, состоящего почти сплошь из буковых
насаждений и только на опушке имеющего смешанные лиственные породы, среди которых преобладают дуб, ольха, граб и разные ягодные кусты. "
Газ. "Терские ведомости", 1910, № 172
Момент дня! Просто посмотри на этих счастливых парней 🤩
Только два человека в сегодняшнем составе «Алании» – не воспитанники клуба. И эта команда прошла одного из фаворитов турнира
[club101982925|МАТЧ ТВ]
Только два человека в сегодняшнем составе «Алании» – не воспитанники клуба. И эта команда прошла одного из фаворитов турнира
[club101982925|МАТЧ ТВ]
Но я люблю тебя, Осетия,
Как сын свою родную мать,
И я, как наш Коста великий,
Жизнь за тебя готов отдать!
Къамисӕг: [id241103253|Регион Пятнадцатый ]
Как сын свою родную мать,
И я, как наш Коста великий,
Жизнь за тебя готов отдать!
Къамисӕг: [id241103253|Регион Пятнадцатый ]
Ӕрмӕстдӕр ирон туг кӕмӕн фыцы йӕ риуы, уый нӕ ферох кӕндзæн йе взаг.
Абон 15-ӕм май у Ирон ӕвзаг ӕмӕ литературӕйы бӕрӕгбон!
Абон 15-ӕм май у Ирон ӕвзаг ӕмӕ литературӕйы бӕрӕгбон!