Статистика ВК сообщества "Миасс | ФотоИстория"

16+
История города Миасса и близлежащих сел

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

✅ Озеро Тургояк, 1928 г.
в фотографиях Мегорского Петра Петровича (1878 - 1930 гг.)

134 11 ER 11.7574
✅ Озеро Тургояк, 1928 г.
в фотографиях П. Мегорского (1878 - 1930 гг.)

36 3 ER 4.5138
✅ Озеро Тургояк, 1928 г. в фотографиях П. Мегорского

34 1 ER 4.2105
✅ Поселок Тургояк, 1928 г.
в фотографиях Мегорского Петра Петровича (1878 - 1930 гг.)

43 5 ER 4.3305
✅ 13 апреля - день рождения троллейбуса (120 лет)
На фото миасские троллейбусы

39 15 ER 4.4744
✅ Дом отдыха "Тургояк" и озеро Тургояк, 1928 г. в фотографиях П. Мегорского

32 4 ER 3.3541
✅ Символизм в архитектуре. Особенности застройки центральной части Автозавода
↪ Статья подготовлена командой городской кофейни [club206417497|Lazy coffee], с любовью к Миассу.
🔷 Интересные времена. Вдохновляющая архитектура
Миассу очень повезло с проектом центра, и в первую очередь — со временем. Строительство центральной части началось в 1939 году, как раз тогда, когда в архитектурную моду только начал входить сталинский ампир.

Здесь нужно немного подробностей. Что же это за стиль? Окончательно сформированный в послевоенные годы, когда с помощью архитектуры выражали гордость Победы, чествовали народ и труд, обещали изобилие и процветание, внушали веру в светлое будущее. Да, идеологический инструмент, и какой! Монументальный классицизм, соединяющий постконструктивизм, элементы ренессанса, барокко, ар-деко и даже неоготики, а также ампира эпохи Наполеона, откуда и пошло название стиля, от французского “empire” — “империя”.

Здания, построенные в этом стиле, должны были представлять достижения СССР, коммунистического строя. Поэтому их создавали монументальными и величественными, словно итальянские палаццо эпохи Возрождения, украшали скульптурами рабочих и крестьян, мозаиками с патриотическими сюжетами, изображениями с серпом и молотом, венками. В оформлении фасадов и внутренних помещений использовали мрамор, бронзу, гранит, лепнину.

Самые значительные сооружения сталинского ампира находятся в Москве, в первую очередь это так называемые “Сталинские высотки” — главное здание МГУ, гостиница Ленинградская, здание МИД и т.д. Москва задала тон, и по всей стране началось вдохновленное строительство. Конечно, для массовой застройки так или иначе использовались типовые проекты, или же проекты “повторного использования”. Поэтому то там, то тут в разных городах мы можем видеть одни и те же приёмы: вот такая же башня в Златоусте, а вот похожее здание в Сатке.

К слову, таких дворцов, как ДК Автозаводцев, по всему союзу было всего лишь пять: Бийск (1963 г.), Миасс (1965 г.), Челябинск (1967 г.), Днепропетровск (1967 г.) и Северодонецк (1967 г.). Проект был слишком дорогим и сложным, чтобы тиражировать его сотнями.
И всё же, проекты адаптировались и менялись, и здесь мы подходим ко второму моменту, с которым повезло Миассу при строительстве центральной части — с командой архитекторов, разработавших проект.

🔷 Как построить красивый город, если ты не Москва
Проект “Большой Миасс” разработал институт “Ленгорпроект”, архитектор Рафаил Иосифович Друбецкий. Предусматривалось возведение на широких благоустроенных улицах с сетью трамвайных линий(!) малоэтажных домов, от автозавода до старой части города. Главный проспект центральной части подлежал застройке домами не повторяющейся архитектуры, что было выполнено впоследствии лишь от ул. Орловской до ул. Ферсмана, всего 22 дома. Активная застройка этой части проспекта шла с 1943 по 1957 годы. В строительстве принимали участие пленные немцы и венгры.

Привлечение крупной архитектурной группы из Санкт-Петербурга и создание дорогостоящего проекта, вероятно, было обусловлено не только требованиями к новому облику советских городов, которые диктовала повестка. Третья удача Миасса — его судьба стратегического промышленного центра.

Миасс того времени становится важным научным и технологическим городом: 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС), ныне — автомобильного завода Урал. Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода “Динамо”. 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — заводу “Миассэлектроаппарат”. Не говоря уже о правительственном решении от 16 декабря 1947 г. о создании “Специального конструкторского бюро по ракетам дальнего действия с лабораториями и опытным цехом” — ныне Государственного ракетного центра имени академика В. П. Макеева.

Сложнейшие инженерные задачи требовали высочайшей квалификации, в Миасс съезжались специалисты высокого уровня со всей страны. Для благоустройства их быта строились жилые здания, магазины, школы, детские сады. И все эти здания должны были быть не только функциональными, но и красивыми — чтобы в городе было приятно жить и работать.

🔷 Сердце Миасса. Башни могут петь. А вы видели эту амфору?
Центральный район Миасса, имеющий смешанный характер застройки, сегодня представляет собой сложную архитектурно-пространственную структуру. Четкая система кварталов и улиц с капитальной жилой застройкой в нём сформирована вдоль главной магистрали города, проспекта Автозаводцев.

На старых фотографиях мы можем видеть прекрасный проспект с живописной пешеходной аллеей, проходящей по центру (она была уничтожена, когда по городу в 80-е годы пустили троллейбусную линию). Жемчужиной проспекта является величественное здание Дворца культуры Автомобилестроителей, а также отличающийся строгим питерским изяществом весь архитектурно-планировочный комплекс вокруг.

Посмотрите, как площадь уравновешена в каждом элементе: на возвышенности, по сторонам от Дворца, стоят дома в три этажа, а в низине, напротив Дворца — четырехэтажки, выравниваются по высоте. Башни по сторонам немного выступают от линии домов, создавая обрамление площади и придавая ей дополнительный объём.

Бельведер башен исполнен с проёмами, создающими потоки воздуха, которые можно услышать, только находясь поблизости — башни поют! Кроме того, эти проемы придают башням воздушность, а тонкие вытянутые шпили подчёркивают их кажущуюся хрупкость. К слову, часы, установленные в проемах башен — чужеродный элемент. Были добавлены значительно позже завершения строительства и явно нарушают композицию, располагаясь в проёме, не предназначенном для такого объекта.

А вы замечали, что башни не симметричны? Они значительно различаются. Башня в доме 19 — с колоннами сложной формы, с балюстрадой, украшенной высокими балясинами, и крупным барельефом из переплетённых колосьев, охватывающем башню со всех сторон. Роскошный барочный ансамбль. Башня напротив, в доме 23, — само изящество и лаконичность. Классические строгие колонны, низкая и тонкая балюстрада, и только в центральных частях башни — барьельефы с победными знаменами. Какая вам нравится больше?

Можно написать ещё немало строк о деталях лепнины на каждом из 22 зданий, ведь везде она разная. Где-то можно найти вазу с фруктами, символизирующую достаток и богатство, где-то будет греческая амфора — отсылка к дворцовой роскоши, а ещё хлебные колосья, знамёна, оружейные трофеи… всё, чтобы передать стремление к богатству и процветанию. Проходя по проспекту, посмотрите по сторонам, оцените это внимание к деталям.

И вот ещё. Присмотритесь к окнам, расположенным сразу под бельведером башни в 23 доме. Видите эти изящно выгнутые оконные арки? Окна с таким изгибом — лучковым завершением — привет от питерских архитекторов, они попали к нам прямиком из XVIII века, ведь этот изгиб в 7 сантиметров — находка петровского времени, и в Санкт-Петербурге он встречается повсеместно.

В этом ценность самовыражения архитектора — создать пропорциональные здания со своими характерами, отражёнными в применённых формах и элементах. Если в архитектуру закладываются определённые идеи, которые необходимо транслировать в умы людей, — как рассмотренные нами, — грамотно выстроенное пространство будет оказывать необходимое воздействие, даже если вы не заметите все детали. Ведь гуляя по таким улицам, вы наверняка хоть раз думали: “Эх, умели же раньше строить! Вот были времена…”

🔷 Каков итог.
К сожалению, полностью воплотить в жизнь проект петербургских архитекторов в Миассе не удалось. Уже в 1955 г. недолгая эпоха сталинского ампира завершилась Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР № 1871 “Об устранении излишеств в проектировании и строительстве”. Финансирование проектов, не соответствующих новым веяниям, было постепенно свернуто: “Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений”, — завещал Никита Хрущёв.

Тем не менее, центр Автозавода Миасс получил, и эта жемчужина всё еще радует глаз, хоть и нуждается в более тщательном уходе, нежели получает сегодня. Аварийное состояние башен, перегруженность рекламой (сказывается отсутствие городского дизайн-кода), некачественный ремонт зданий и самовольные пристройки портят вид города. Впрочем, последнее можно сказать практически о любом региональном городе России.

Благодарим фотографа [id12294139|Марину Клипачеву] за прекрасные детали архитектуры.

33 5 ER 2.8211
✅ Озеро Тургояк и окрестности из набора фотографий "Дом отдыха "Тургояк", 1958 г.

16 0 ER 2.2191
✅ Озеро Ильменское, 1960-е
в фотографиях Людмилы Лебедевой

18 3 ER 2.2676