Этот день мы приближали как могли!
Песня Победы в исполнении сводного хора под управлением священника Алексея Зайцева прозвучала на VII Пасхальном хоровом фестивале в ПСТГУ.
[club101570098|Управление по социальной и миссионерской работе ПСТГУ]
Статистика ВК сообщества "ПСТГУ"
Официальная страница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
Количество постов 12 231
Частота постов 15 часов 48 минут
ER
107.15
62.95%
37.05%
22.42% подписчиков от 18 до 21
95.83%
0.35%
0.17%
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
О Патриархе Тихоне было опасно говорить
Святой Патриарх Тихон умер в день Благовещения 7 апреля, (25 марта по ст. ст.) 1925 г.
О том, как почитали Патриарха Тихона в советское время, и почему о нем опасно было говорить, рассказывает декан ФЦХ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков.
Те, кто помнил святого Патриарха Тихона, молились об упокоении его души. Он тогда не был канонизирован и его общецерковного почитания быть не могло. Его почитали как мученика, но я не знаю, чтобы ему кто-то молился в среде людей, с которыми я был знаком. Если это кто-то и делал, то не афишировал. Но его имя было знаменем для верующих.
Он был олицетворением стояния в вере, в подвиге сопротивления воинствующему безбожию. Все знали, что его убили большевики, но не знали, как: то ли отравили, то ли еще что сделали. Ходило множество слухов.
Наиболее распространенная версия была в том, что его отравили. Передавали, что перед смертью он сказал: «Ночь будет очень темной и очень долгой».
Мы, священники и прихожане храма святого Николая в Кузнецах, в этот день Благовещения, после литургии ездили к мощам Патриарха Тихона в Донской монастырь, но эти поездки начались только после его канонизации в 1989 г.
М.Е. Губонин, с которым мне посчастливилось познакомиться, и который собрал самый большой архив документов о деятельности Патриарха Тихона (ныне изданный), почитал Патриарха Тихона как великого святого, но никак этого не выказывал внешне.
Он вообще был очень сдержанным человеком, у него не было внешней набожности.
Надо сказать, что святого Иоанна Кронштадтского почитали как святого гораздо больше, чем Патриарха Тихона, ему действительно молились. Как и Ксении Блаженной. Их знали с дореволюционных времен и им служили бесчисленные панихиды. Все знали, что их служение было молитвенным служением Церкви. А Патриарх Тихон прославился уже в советское время. Он не был «простым администратором». Все восхищались его мужеством.
Но при этом надо сказать, что о Патриархе Тихоне почти ничего не было известно. О нем опасно было говорить. Любая страница информации о нем была драгоценностью. Люди, которые ездили за границу, со страшным риском для своей свободы привозили зарубежные церковные журналы, где были статьи об истории Церкви ХХ в. или любую религиозную литературу.
Вы уже совершенно не понимаете, что такое советская власть. И никто этого больше не поймет. Это нельзя объяснить. Также, как сегодня совершенно непонятна царская власть или допетровское время. В России отсутствует преемственность времен, время обрубается, все идет по ступенькам. Поэтому понять, что было на другой «ступеньке», почти невозможно.
Иногда, когда слышишь, как молодежь рассуждает о советском времени, то удивляешься, как можно говорить такую ерунду? Некоторые даже хвалят советское время. Никто не может представить, насколько в то время людей отучили от веры.
Прослойка активных церковных людей тогда была исключительно тонка. До распада СССР на всю страну было около 6000 храмов. На праздники молодежи запрещали ходить в храм. Если молодой человек решил пойти на праздник Пасхи в храм, то его могли реально задержать. По всей стране, была установлена слежка за теми, кто ходил в церковь. Идешь в церковь и думаешь, что «наверно, за тобой следят». Когда я входил в церковь, то не крестился, потому что у меня было такое чувство, что, конечно, за мной следят.
У меня была знакомая, военный врач–хирург, интересный человек и героическая личность. Она мне рассказывала, как однажды она пришла в церковь и встретилась одну женщину с работы, которая ей сказала: «Ты тоже здесь на задании?» Ее знакомая была уверена, что если интеллигентный человек средних лет пришел в храм, то для того, чтобы «собирать информацию» для «органов». Поэтому она совершенно доверительно сказала этой моей знакомой, что ее послали «собирать информацию».
Атеистическая пропаганда имела огромное влияние на народ. Я помню, как в молодости, когда я был студентом, ездил в село Богородское и писал о народном промысле резания игрушек из дерева.
Вечером, мы сидели в компании молодых людей, художников, и разговаривали. В то время все были недовольны советской властью и поэтому ругали ее, говорили о том, как все плохо. А один молодой человек говорит: «И весь вред идет от Церкви». «Почему, – спрашиваю, – от Церкви? Какой вред от нее идет? С чего ты взял?» «Да, – промямлил он, – понимаешь, там обманывают, отвлекают от жизни». Пропаганда коммунистической идеологии в народе имела влияние на таком глубоком уровне.
Никто не имел достоверной информации о Церкви. Церковь занималась только службой. Нельзя было ничего рассказать о Церкви, это было преступлением – «религиозной пропагандой». Нельзя было читать Библию. Но жажда богообщения в русском народе была всегда, несмотря на вытравливание ее коммунистами.
Мои знакомые рассказывали, как в одном селе на Пасху народ собирался на берегу Волги у разрушенного храма на кладбище, «у поповских могил» и молился.
Святой Патриарх Тихон умер в день Благовещения 7 апреля, (25 марта по ст. ст.) 1925 г.
О том, как почитали Патриарха Тихона в советское время, и почему о нем опасно было говорить, рассказывает декан ФЦХ Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, протоиерей Александр Салтыков.
Те, кто помнил святого Патриарха Тихона, молились об упокоении его души. Он тогда не был канонизирован и его общецерковного почитания быть не могло. Его почитали как мученика, но я не знаю, чтобы ему кто-то молился в среде людей, с которыми я был знаком. Если это кто-то и делал, то не афишировал. Но его имя было знаменем для верующих.
Он был олицетворением стояния в вере, в подвиге сопротивления воинствующему безбожию. Все знали, что его убили большевики, но не знали, как: то ли отравили, то ли еще что сделали. Ходило множество слухов.
Наиболее распространенная версия была в том, что его отравили. Передавали, что перед смертью он сказал: «Ночь будет очень темной и очень долгой».
Мы, священники и прихожане храма святого Николая в Кузнецах, в этот день Благовещения, после литургии ездили к мощам Патриарха Тихона в Донской монастырь, но эти поездки начались только после его канонизации в 1989 г.
М.Е. Губонин, с которым мне посчастливилось познакомиться, и который собрал самый большой архив документов о деятельности Патриарха Тихона (ныне изданный), почитал Патриарха Тихона как великого святого, но никак этого не выказывал внешне.
Он вообще был очень сдержанным человеком, у него не было внешней набожности.
Надо сказать, что святого Иоанна Кронштадтского почитали как святого гораздо больше, чем Патриарха Тихона, ему действительно молились. Как и Ксении Блаженной. Их знали с дореволюционных времен и им служили бесчисленные панихиды. Все знали, что их служение было молитвенным служением Церкви. А Патриарх Тихон прославился уже в советское время. Он не был «простым администратором». Все восхищались его мужеством.
Но при этом надо сказать, что о Патриархе Тихоне почти ничего не было известно. О нем опасно было говорить. Любая страница информации о нем была драгоценностью. Люди, которые ездили за границу, со страшным риском для своей свободы привозили зарубежные церковные журналы, где были статьи об истории Церкви ХХ в. или любую религиозную литературу.
Вы уже совершенно не понимаете, что такое советская власть. И никто этого больше не поймет. Это нельзя объяснить. Также, как сегодня совершенно непонятна царская власть или допетровское время. В России отсутствует преемственность времен, время обрубается, все идет по ступенькам. Поэтому понять, что было на другой «ступеньке», почти невозможно.
Иногда, когда слышишь, как молодежь рассуждает о советском времени, то удивляешься, как можно говорить такую ерунду? Некоторые даже хвалят советское время. Никто не может представить, насколько в то время людей отучили от веры.
Прослойка активных церковных людей тогда была исключительно тонка. До распада СССР на всю страну было около 6000 храмов. На праздники молодежи запрещали ходить в храм. Если молодой человек решил пойти на праздник Пасхи в храм, то его могли реально задержать. По всей стране, была установлена слежка за теми, кто ходил в церковь. Идешь в церковь и думаешь, что «наверно, за тобой следят». Когда я входил в церковь, то не крестился, потому что у меня было такое чувство, что, конечно, за мной следят.
У меня была знакомая, военный врач–хирург, интересный человек и героическая личность. Она мне рассказывала, как однажды она пришла в церковь и встретилась одну женщину с работы, которая ей сказала: «Ты тоже здесь на задании?» Ее знакомая была уверена, что если интеллигентный человек средних лет пришел в храм, то для того, чтобы «собирать информацию» для «органов». Поэтому она совершенно доверительно сказала этой моей знакомой, что ее послали «собирать информацию».
Атеистическая пропаганда имела огромное влияние на народ. Я помню, как в молодости, когда я был студентом, ездил в село Богородское и писал о народном промысле резания игрушек из дерева.
Вечером, мы сидели в компании молодых людей, художников, и разговаривали. В то время все были недовольны советской властью и поэтому ругали ее, говорили о том, как все плохо. А один молодой человек говорит: «И весь вред идет от Церкви». «Почему, – спрашиваю, – от Церкви? Какой вред от нее идет? С чего ты взял?» «Да, – промямлил он, – понимаешь, там обманывают, отвлекают от жизни». Пропаганда коммунистической идеологии в народе имела влияние на таком глубоком уровне.
Никто не имел достоверной информации о Церкви. Церковь занималась только службой. Нельзя было ничего рассказать о Церкви, это было преступлением – «религиозной пропагандой». Нельзя было читать Библию. Но жажда богообщения в русском народе была всегда, несмотря на вытравливание ее коммунистами.
Мои знакомые рассказывали, как в одном селе на Пасху народ собирался на берегу Волги у разрушенного храма на кладбище, «у поповских могил» и молился.
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода, и как радуются студенты после экзаменов!
События и люди Университета «КРУПНЫМ ПЛАНОМ»
События и люди Университета «КРУПНЫМ ПЛАНОМ»
Дорогие друзья, поздравляем с днём рождения Церкви - святой Пятидесятницей!
Давайте вместе подумаем над названием фотографии!
Наш вариант: «Однажды на Троицу»
Давайте вместе подумаем над названием фотографии!
Наш вариант: «Однажды на Троицу»
Уходящая неделя была щедра на большие и малые торжества. ПСТГУ в рубрике «Крупным планом»
Пасхальное приветствие ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева
Дорогие учащие и учащиеся, сотрудники и прихожане, братия и сестры!
Христос воскресе!
От всего сердца поздравляю вас с Пасхальным торжеством, с праздником Воскресения Христова. Снова Господь сподобил нас пройти Великий пост с его чудными богослужениями, с его внутренней собранностью и самоограничением. Теперь мы приобщаемся величайшей радости победы над злом, грехом и смертью, дарованной нам Христом. Но нам нужно не только радоваться о Христовой победе, но и победить с Ним всякий грех и зло в своем сердце, чтобы наследовать воскресение и жизнь в Царстве Божием.
Однако, празднуя и радуясь в дни святой Пасхи, было бы греховно и странно забыть о страданиях и тяжких скорбях, которые стали уделом множества православных людей в результате военных действий в Донбассе и на Украине, и в других частях нашей планеты. И не только православных. Совсем недавно весь мир сотрясала пандемия, унесшая жизни миллионов. Теперь темная, злая сила с неотвратимой необходимостью втягивает целые страны во враждебное противостояние. Это происходит потому, что неверие в Бога, мерзкие грехи и преступления все с большей силой охватывают весь мир, убивая любовь и порождая сатанинскую ненависть друг к другу. Многие люди называют себя христианами, но живет по-христиански лишь «малый остаток». Если мы не обратимся ко Христу всем сердцем и всенародным покаянием не очистим, не изменим свою жизнь, жизнь нашего народа, нашей страны, то новые бедствия и скорби не заставят себя ждать.
Пусть же светлое Христово Воскресение воскрешает наши души, наполняя их горячей верой, молитвой, любовью к Богу и ближним, состраданием к страждущим, милосердием к обездоленным, больным, бездомным и голодным, к осиротевшим и раненым. Пусть покаяние очистит наши сердца от всякого греха, черствости, грубости, сквернословия, обмана и лихоимства. Пусть идолы богатства и комфорта не заменяют нам духовной жизни в Церкви, в молитве и подвиге евангельской любви.
Будем своей верой и жизнью, громким свидетельством о Боге возвещать окружающему нас миру победу добра над злом, божественной любви и красоты над сатанинской злобой и скверной, ибо воистину воскресе Христос!
Дорогие учащие и учащиеся, сотрудники и прихожане, братия и сестры!
Христос воскресе!
От всего сердца поздравляю вас с Пасхальным торжеством, с праздником Воскресения Христова. Снова Господь сподобил нас пройти Великий пост с его чудными богослужениями, с его внутренней собранностью и самоограничением. Теперь мы приобщаемся величайшей радости победы над злом, грехом и смертью, дарованной нам Христом. Но нам нужно не только радоваться о Христовой победе, но и победить с Ним всякий грех и зло в своем сердце, чтобы наследовать воскресение и жизнь в Царстве Божием.
Однако, празднуя и радуясь в дни святой Пасхи, было бы греховно и странно забыть о страданиях и тяжких скорбях, которые стали уделом множества православных людей в результате военных действий в Донбассе и на Украине, и в других частях нашей планеты. И не только православных. Совсем недавно весь мир сотрясала пандемия, унесшая жизни миллионов. Теперь темная, злая сила с неотвратимой необходимостью втягивает целые страны во враждебное противостояние. Это происходит потому, что неверие в Бога, мерзкие грехи и преступления все с большей силой охватывают весь мир, убивая любовь и порождая сатанинскую ненависть друг к другу. Многие люди называют себя христианами, но живет по-христиански лишь «малый остаток». Если мы не обратимся ко Христу всем сердцем и всенародным покаянием не очистим, не изменим свою жизнь, жизнь нашего народа, нашей страны, то новые бедствия и скорби не заставят себя ждать.
Пусть же светлое Христово Воскресение воскрешает наши души, наполняя их горячей верой, молитвой, любовью к Богу и ближним, состраданием к страждущим, милосердием к обездоленным, больным, бездомным и голодным, к осиротевшим и раненым. Пусть покаяние очистит наши сердца от всякого греха, черствости, грубости, сквернословия, обмана и лихоимства. Пусть идолы богатства и комфорта не заменяют нам духовной жизни в Церкви, в молитве и подвиге евангельской любви.
Будем своей верой и жизнью, громким свидетельством о Боге возвещать окружающему нас миру победу добра над злом, божественной любви и красоты над сатанинской злобой и скверной, ибо воистину воскресе Христос!
С Праздником Входа Господня в Иерусалим!
В Вербное воскресение 1925 года в Донском монастыре совершилось отпевание Святейшего Патриарха Тихона.
В записках священника Сергия Сидорова сохранились воспоминания о том, как паства прощалась с любимым святителем:
«...Казалось, совершалось вечное торжество Церкви. В свете бесчисленных свечей на высоком пьедестале посреди собора стоял утопающий в венках и цветах гроб. У него двенадцать иподиаконов-юношей держали свечи. Царские врата были отворены, и на престоле сияли свечи. Толпа непрерывной лентой огибала гроб, кланялись и исчезали в темноте дверей, чтобы дать место новому людскому молчаливо-торжественному морю. У гроба непрерывно служились панихиды, и скорбно пели все молящиеся заупокойные песнопения.
Когда я вышел на паперть храма, я увидел переполненное Донское кладбище. Народ стоял у могил и на могилах, народ заполнял все тропинки и дорожки, народ виднелся далеко у ворот и волнами колыхался на громадной Донской площади. Среди народа епископы и пресвитеры служили панихиды о Патриархе, и слова заупокойных молитв сливались с золотом весенних лучей и яркой лазурью ясного неба. И когда вереницей двинулись депутации рабочих поклониться в последний раз Святейшему Патриарху, раздались траурные гудки заводов. Эти траурные призывы тех, именем которых расколота Церковь, всколыхнули православных. И в этот чудесный час познали русские люди, что вся Русь хоронит своего Патриарха».
Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999.
В Вербное воскресение 1925 года в Донском монастыре совершилось отпевание Святейшего Патриарха Тихона.
В записках священника Сергия Сидорова сохранились воспоминания о том, как паства прощалась с любимым святителем:
«...Казалось, совершалось вечное торжество Церкви. В свете бесчисленных свечей на высоком пьедестале посреди собора стоял утопающий в венках и цветах гроб. У него двенадцать иподиаконов-юношей держали свечи. Царские врата были отворены, и на престоле сияли свечи. Толпа непрерывной лентой огибала гроб, кланялись и исчезали в темноте дверей, чтобы дать место новому людскому молчаливо-торжественному морю. У гроба непрерывно служились панихиды, и скорбно пели все молящиеся заупокойные песнопения.
Когда я вышел на паперть храма, я увидел переполненное Донское кладбище. Народ стоял у могил и на могилах, народ заполнял все тропинки и дорожки, народ виднелся далеко у ворот и волнами колыхался на громадной Донской площади. Среди народа епископы и пресвитеры служили панихиды о Патриархе, и слова заупокойных молитв сливались с золотом весенних лучей и яркой лазурью ясного неба. И когда вереницей двинулись депутации рабочих поклониться в последний раз Святейшему Патриарху, раздались траурные гудки заводов. Эти траурные призывы тех, именем которых расколота Церковь, всколыхнули православных. И в этот чудесный час познали русские люди, что вся Русь хоронит своего Патриарха».
Записки священника Сергия Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного дочерью, В.С. Бобринской. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 1999.
В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла прошло вручение дипломов выпускникам Свято-Тихоновского университета и Богословского института.
По-семейному тепло и празднично было в Соборной палате! Поздравляем дорогих выпускников, в добрый путь!
Сергей Пронин
По-семейному тепло и празднично было в Соборной палате! Поздравляем дорогих выпускников, в добрый путь!
Сергей Пронин