Статистика ВК сообщества "Саша Чижов"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

О санкциях и русских

Привет, ребят. Сейчас наблюдаю за всеми этими санкциями и, честно говоря, в очередной раз ловлю себя на мысли о том, что западные государства как-то никак не могут понять русский менталитет.

В двух словах в чем казус ситуации.

До всех этих событий рейтинг у нынешней власти был очень так себе – очень много было непопулярных реформ, в том числе пенсионная, стагнация в экономике, стагнация в политической жизни. Производной низкого рейтинга стала одна из самых слабых вакцинаций в мире – русские не вакцинируются, потому что не доверяли власти. Особенно показателен провал маркетинговой активности по вакцинации – власть попыталась призвать нас вакцинироваться лозунгами, получила “сам вакцинируйся”.

Наступает 24 февраля и, да, все русские естественно против войны, о чем все писали и говорили. Казалось бы, всё будет очень плохо у власти, жди массовых митингов и чего-то еще.

Но, приходит Запад, приходят массовые рекламные кампании от украинских коллег ииии…. рейтинг Путина начинает расти. Я даже как на маркер бы смотрел на либеральную тусовку Фейсбука, которая стала гораздо тише первых дней.

Почему.

Потому что у русских появился более значимый враг, чем наши нелюбимые политики – западные санкции и Запад, естественно.

В сознании американца или европейца видимо работает такая логика. Мы введем санкции на авиаперелеты, людям не понравится, они выйдут на улицы и уберут людей, которые привели к тому, что появились санкции на авиаперелеты.

Но у нас это работает в абсолютно обратную сторону. Русские видят все эти санкции и думают “Окей, за дворец мы потом спросим, тут цель поинтереснее нарисовалась. Санкции значит? Ну мы вам покажем санкции!”.

Рост рейтингов Путина и рост одобрения военной операции связан не напрямую с решениями администрации и лично президента, а больше как ответная реакция на оскорбление со стороны Запада. А санкции воспринимаются именно так – “как вы вообще посмели у меня эпл пэй забрать?!”.

Именно поэтому у нас работает парадоксальное “чем нам хуже, тем нам лучше”. Чем хуже нам создают условия, тем мобилизованнее и собраннее мы становимся, тем лучше работаем.

Мы месяц назад не знали как нам выбираться из экономической жопы, в том числе в айти-сервисе, но сейчас, будьте уверены, дело пойдет. Не благодаря, а вопреки, как обычно.

Так уже было в первый раз, когда после санкций 2014 года у нас в гору попер агропром и доходы в нем стали больше, чем с нефти(хотя тут не уверен, но слышал такое в интервью Познера, поправьте, если что), так будет и сейчас.

В этом же ошибка рекламных кампаний украинских коллег, которые я наблюдаю в телеграме и инстаграме. Вы действительно думаете, что можно как-то повлиять на русское мнение лозунгами и демонстрацией санкционных списков?

И даже у нас в агентстве прямо сейчас. Над последним продуктом по имиджевому продвижению среднего и крупного бизнеса мы трудились три месяца и работы еще много, антикризисный сделали и внедрили за три дня.

Так что, конечно сейчас будет сложно, санкций много, но это все сделает нас только сильнее и заставит быстрее развиваться нашу экономику. Американским политикам имеет смысл чутка все же вникнуть в наш менталитет, а нам имеет смысл научиться расти без внешней угрозы. Товарищ Мишустин, вот эти меры по поддержке айти-направления без Байдена выкатить нельзя было? Вопрос риторический. Не прощаемся.

310 237 ER 2.0177
Ну что, ребята. Возвращаемся все потихонечку домой, в ВКонтакте.

Да начнется мой 2016й :)

13 32 ER 0.6651
Об Instagram и культуре отмены

Субботнее утро — лучшее время немного порефлексировать после тяжелой рабочей недели. А рефлексировать есть о чем.

11 марта иностранные СМИ сообщили о том, что Meta в электронном письме модераторам Facebook снимет ряд ограничений на агрессивные высказывания. Дальше цитата с моим вольным гуглопереводом:

“Мы выпускаем разрешение, позволяющее разрешать агрессивные высказывания, которые в противном случае были бы удалены в соответствии с политикой разжигания ненависти, когда:
а) нацеливаются на российских солдат, КРОМЕ военнопленных,
б) нацеливаются на русских там, где это возможно понять, что контекст — это вторжение России в Украину (например, в содержании упоминается вторжение, самооборона и т. д.)”

Разрешение распространяется на Армению, Азербайджан, Эстонию, Грузию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Россию, Словакию и Украину.

Специально обращаюсь к иностранным источникам и привожу прямые цитаты, чтобы убрать всякие вольные правки российских СМИ.

Что из этого письма значит? Значит, что нашим соседям из Армении или Словакии официально разрешено писать призывы: “Уничтожить русских за военную операцию на Украине!”. Контекст сохранен, все по правилам Meta.

Специально разжевываю правила для тех, кто сейчас записывает слезные видео о том, что они очень любят Инстаграм и не представляют как без него жить. Все еще хотите жить там, где за то, что вы русский, можно призывать к вашему истреблению?

Лучше, чем в припеве новой песни группировки Ленинград “Входа нет”, я не скажу:
“В ужасе кричу: “Подлецы!
Вводят по чуть-чуть геноцид”.

И это в 2022 году из уст транснациональной компании, чей руководитель Марк Цукерберг, что символично, еврей по отцовской линии и немец по материнской.

Что это было? Это производная культуры отмены, благодаря которой вы сейчас ежедневно читаете, как иностранные бренды уходят из России или приостанавливают сотрудничество.

H&M приостанавливает работу в России не из-за санкций или из-за своих взглядов, а из-за общественного давления или репутационных рисков. Работать в России или с русскими сегодня неприемлемо.

А там, где вчера было неприемлемо работать, там завтра уже и жить этим русским не стоит. Так наступает 11 марта и так сотрудники Meta получают это письмо на почту.

И дальше лучше не будет. Активные пользователи Фейсбука еще неделю назад заметили, что в целом-то уже и плевать “за ты или “против”. Если ты русский, не мертв и не находишься в тюрьме, то в целом иди туда, куда сейчас отправляют русский корабль.

Что делать в такой ситуации? На этот вопрос я пытался себе ответить на этой неделе и ответ мой такой.

Осознать кто ты, кто тебе рад и кто никогда тебе рад не будет. Все раскрыли карты, смотреть больно, но зато понятны правила игры. Мы не этого хотели, но коль так — да будет так.

Тридцать лет мы доказывали всем, что мы — тоже Европа, тоже нормальные и тоже современные.

Очевидно, что бесполезно. Что может быть и к лучшему. В конце концов, это не мы придумали ядерную бомбу и не мы её применили, не мы сжигали народы в печах и не на русском языке 11 марта 2022 года вышло разрешение для отдельных стран призывать к убийству целый народ.

Надо избавиться от комплекса неполноценности и перестать кому-то что-то доказывать, показывать и объяснять.

Нам есть чем заняться и у нас много работы. Дома грязно и здесь надо навести порядок и научиться задавать новые стандарты качества, а не оборачиваться в поисках правильного референса.

Мы с командой занимаемся продвижением в соцсетях и мы еще в начале года поставили новую цель, которая теперь стала звучать только отчетливее — изменить конъюнктуру эсэмэм-рынка и заложить новые стандарты качественного продвижения. Этим и займемся. Там, где не разрешено призывать к насилию независимо от пола, расы и места жительства. Как и всегда — не прощаемся.

Вместо привычной картинки — клип Ленинграда.

52 49 ER 0.6703
О происходящем

Ребят, всем привет. Четыре дня я сознательно ничего не писал, наблюдая за ситуацией и разбираясь в том, что происходит. Естественно, я ни в чем не разобрался, но сейчас хотя бы появилось некое представление, им и делюсь.

Я шесть лет занимался исключительно продвижением бизнеса, сознательно не потратив ни минуты на политические диванные игры. Я ничего не знаю о том, что и почему происходит, какие на самом деле у кого интересы, кто виноват, а кто нет. У меня есть некая позиция, но даже в ней я не могу быть убежден и поэтому не буду ее высказывать публично, понимая ответственность, что меня читают больше ста тысяч человек и так или иначе доверяют моему мнению.

Я только знаю, что военные действия – это плохо всегда, в моем окружении нет ни одного человека, который был бы рад и хотел бы, чтобы все это началось. Это всегда игры политиков и всегда гробы обычных людей.

И я также понимаю, что все уже началось и, спрашивали нас или нет, но мы все, как русские, так и украинцы, уже несем ответственность за все происходящее и уже так или иначе будем расплачиваться в процессе и по итогам.

Украинцы сегодня ведут активную информационную деятельность, направленную на защиту собственных интересов. Воздерживаюсь от оценок, но полностью понимаю их стремление и, если бы я был украинцем, действовал бы аналогично.

Но я русский. Я родился в России, с первых дней и до университета жил в военных городках, мои родители отдали всю свою жизнь российской армии, поэтому я могу быть тысячу раз не согласен с тем, что происходит, но я никогда не буду стыдиться того, что я русский и всегда буду нести ответственность за свой народ, за прошлое и будущее. Как и любой украинец.

Поэтому, я с уважением всегда буду относится ко всем подписчикам и их интересам, но прошу также принимать и уважать мое происхождение и позицию. На этом моменте все несогласные могут отписываться.

Для тех, кто остался. Как я уже сказал, производной военных действий всегда являются человеческие жизни. И это самое страшное.

Сейчас, среди украинских коллег, идет активная информационная деятельность, направленная на то, чтобы призвать россиян к решительным действиям. Также я вижу подобные высказывания, к моему огромному сожалению, и среди россиян.

И здесь я еще раз призываю к главному – помните о последствиях и ответственности. Правы вы или нет, это уже даже не суть важно, важнее, что в период военных действий государство будет жестко пресекать внутренние недовольства. Уже объявили о статье за госизмену и я, зная, что у меня крайне активная аудитория, действительно переживаю за ваше будущее и призываю серьезно подумать о себе и своей близких, прежде чем делать те или иные шаги.

Помните также о том, что независимо от того, как вы относитесь к происходящему, нам, как одному народу, вместе нести ответственность за итоги происходящего. Нет ни одной страны среди союзников и среди несоюзников, кто нас от нее освободит или поможет.

Военный конфликт в любом случае закончится и единственное, на что здесь можно надеяться, чтобы он закончился как можно быстрее и с минимальными жертвами, как среди украинцев, так и среди русских ребят, которые по присяге сейчас выполняют свой долг перед страной.

Сегодня единственная возможность помочь украинцам – это оказывать гуманитарную и медицинскую помощь обычным украинцам, которые, независимо от их отношения к нам и происходящему, обычные люди и оказались в ужаснейшей ситуации в эпицентре боевых действий. Лучше всего это делать через российский красный крест, чтобы также не попасть под уголовное преследование.

Обычных украинцев я также призываю, прежде всего, заботиться о себе, своей жизни и жизни своих близких. Вы можете ненавидеть, это объяснимо, но главное будьте живы, не рискуйте своей жизнью. Любая война заканчивается, главное, чтобы человеческая жизнь не заканчивалась вместе с ней. Берегите себя, ребят.

13 82 ER 0.6415
О спросе на эсэмэм-услуги сейчас

Привет, ребят. Короткое и утреннее. Друг на днях прислал мне пост Аяза Шабутдинова, где Аяз говорит о самых быстрорастущих направлениях бизнеса, на первом месте там оказался SMM с бешеным приростом заработка +6886%. Друг спрашивает: “как там у тебя с ростом на 6886%?”. Отвечаю здесь :)

Первое. Спрос действительно сильно вырос в период с 9 марта, когда был заблокирован Инстаграм/Гугл Адс и когда стало очевидно, что отсиживаться бессмысленно.

Бизнес пошел искать новые каналы трафика, особенно те, кто был сильно привязан к интернет-трафику в Инстаграме. Где-то в период с 10 по 30 марта нас завалило заявками.

Но, всегда есть “но”, о которых товарищи типа Аяза предпочитают не говорить или просто не знают.

Все эти заявки – это, в основном, микробизнесы. Ноготочки, небольшой инфобиз, небольшие услуги. Оставшись без Инстаграма, который зачастую двигался “как попало”, но все равно приносил пользу, они лишились по сути единственного канала продаж.

Им нужно срочно выстроить канал продаж, причем важно – в первый же месяц нужен положительный ROI, потому что запасов нет и не было. Экономики внутренней тоже. Запросы падают уровня: “Хочу, чтобы сразу все получилось и я не вспоминал(а) о том, что у меня уже нет Инстаграма”.

Получится ли это?

В 9 случаев из 10 – нет.

Первое – потому что Инстаграм у микробизнесов рос постепенно, в соответствии с ростом бизнеса. Сначала к тебе шли друзья-знакомые, потом чуть сарафан пошел, потом чуть реклама, потом …

За большинством инстаграм-бизнесов, если разобраться в сути, не было бизнес-проектов. Был естественный малоуправляемый рост.

Сейчас они хотят со старта взорвать до тех объемов, к которым пришли на 23 февраля. Без инвестиций это архисложно.

Второе. ВКонтакте – не Инстаграм. Особенно сейчас, в феврале-марте.

Поэтому, картина примерно такая. Заявок действительно стало больше и это логично. Но, это микрозаявки на срочный лидген с желаемой окупаемостью в первый месяц.

Если соврать себе и решить, что вы сможете дать им то, что они хотят – то может и можно заработать с этих заявок.

Мы же честным образом говорим в каждом коммерческом о реальных сроках окупаемости и когда люди слышат, что на положительный ROI они выйдут в лучшем случае к третьему месяцу – они принимают решение поискать еще тех, кто пообещает мир порозовее.

Мы не беремся за такие проекты по экономическим причинам. Аяз считает, что SMM, как видимо и его бизнес, зарабатывает с продажи, но на самом деле SMM зарабатывает с ARPU. Мы зарабатываем не с того, что 10 человек купило услуги разово, а с того, что 10 человек оплачивают третий-шестой-двенадцатый месяц сотрудничества. Но я еще об этом напишу.

Поэтому, кратенько. Заявок много – да, но эти заявки в большинстве своем заявки с низкой конверсией и минимальный ARPU. Они придут, вы им пообещаете, потом вернете через месяц деньги, но не вернете свои нервы.

В целом, на рынке ситуация сейчас, как я и недавно писал.

Рынок стал беднее. Люди стали беднее. Соцсети стали беднее. Инструментов стало меньше. Бизнес ищет быстрые решения, пару-тройку месяцев будет биться в агонии, потом либо начнет мыслить цифрами, либо захлопнется. Появятся новые, более системные игроки. Кризис чистой воды.

В кризисное время всегда требования выше, работать сложнее, но те, кто справляется – становится в разы сильнее. как справляться – на этой неделе мы анонсируем бомбу только для своих подписчиков. Следите за новостями, а пока – не прощаемся.

50 32 ER 0.6058
Не ссыте

Под вечер, ребят, о вечном. Пост с этим советом у меня уже выходил в 2020 году, но он вообще не потерял в актуальности. Скорее, в свете последних событий и высокой турбулентности, даже приобрел.

Этот совет – “не ссы”.

Я вот всегда ссал. Как многие из моих знакомых и, думаю, даже вы. В меньшей или большей степени, но это есть.

Сначала разберемся в причинах. У большинства из нас они схожи и они в недалеком прошлом нашей страны.

Например, я из семьи бюджетников. Отец был военнослужащим, мать медсестрой. Оба уже на пенсии, оба подрабатывают.

Родители пережили веселые для всей страны девяностые, поэтому главное для них – это стабильность. Главное, чтобы все это не вернулось и я не оказался там, где были они. Вряд ли найдется человек, кто посмеет их в этом упрекнуть.

Я воспитан на этом желании стабильности, но, что важнее, на страхе ее потерять.

Поэтому сразу после школы я пошел на инженера-робототехника, потому что президент сказал, что нам нужны инженеры и вообще инженером можно трудоустроиться на завод и “не пропаду”.

После универа мне очень хотелось найти что-то еще более стабильное, поэтому я почти ушел в армию по контракту, спасла коррупция. В военкомате сказали, что бесплатно я могу служить под Мурманском, а где я хотел и где меня ждали – “извольте-с прикормить”. Я б может и прикормил, но неоткуда было взять. Пришлось выкручиваться.

Весь этот эсэмэм, которым я уже шесть лет страдаю, возник как хаотичное “а куда деваться”. Я хотел заработать на аспирантуру, поэтому сначала полез в арбитраж, через него в эсэмэм. Если б все было хорошо, я бы никогда здесь не оказался.

Потом почти три года я решался открыть свое агентство. Я хотел рулить эсэмэмом, но боялся переехать в Москву и куда-то устроиться, ибо “а уволят”, поэтому нашел партнера, с кем можно было бы разделить ответственность.

Потом был инвестор, потому что “а что если все провалится и я без денег останусь”.

Набрался смелости только в конце 2018 года. Ни разу не пожалел – сейчас в команде уже больше 50 специалистов, занимаем седьмое место в рейтинге лучших SMM-агентств России.

В целом, я могу издать целую книгу из тысяч примеров “вот как я зассал”. Но, итог у них всех будет один – потом решился и ни разу не пожалел.

Сейчас я пришел к важному выводу:

Если пришло время принять какое-то решение, то значит я уже готов его принять. Если бы был не готов – этот вопрос бы и не возник.

Я не думал об открытии агентства, пока у меня не начало получаться и пока заказов не стало больше, чем у меня рук.

Так и у вас.

Если вам предлагают повышение, то значит вы готовы к повышению. Вот и всё. Если бы вы были не готовы, то вам бы никто и не предложил.

Если вам пора основать компанию, то значит вы готовы ее основать.

Если пришло время жениться, то значит вы готовы создать семью.

Та стабильность, за которую мы держимся – это, на самом деле, пауза. Пауза перед необратимым решением пойти вперед или вернуться назад. Оставить все как есть никогда не получится.

Это как в компьютерной игре. Вы можете сколь угодно долго сидеть у экрана монитора, боясь начать новый уровень, но выбор то все равно придется сделать – либо выключай, либо играй.

Играйте.

20 15 ER 0.3607
Люди важнее клиентов

Привет, ребят. Услышал эту фразу на конференции и четко для себя решил, что надо будет ее зафиксировать и переосознать в блоге, что и делаю.

Я как-то всегда жил с мыслью, что “клиент всегда прав”. Мы иногда просто наизнанку выворачивали агентство, чтобы “услужить” требовательному клиенту, что, как я сегодня понимаю, было ошибочно.

Вот почему.

У фразы “клиент всегда прав” надо добавить продолжение – “в своих намерениях”.

Клиент всегда хочет лучшего и точно не является врагом самому себе. Он не приходит к вам для того, чтобы вас унизить, оскорбить или просто быть плохим человеком.

Клиент всегда прав в своем намерении добиться лучшего результата от сотрудничества с вами.

Но, клиент не всегда прав в своих действиях. Особенно, в мире маркетинга.

Честно говоря, я не знаю область труда, где была бы такая концентрация токсичности, как в маркетинге. Не знаю с чем это связано, может с каким-то темным прошлым рекламного рынка, которое я не застал, может с отсутствием четких метрик в работе, но самые токсичные люди, с которыми я когда-либо общался – это маркетологи и пиарщики со стороны клиента. Сами предприниматели обычно на из форе божьи одуванчики.

Далеко ходить не надо, просто вспомните ленту Фейсбука – там примерно через пост срачи и “Билайн, гля как плохо у тебя люди работают!”.

Мне повезло, что на своем пути среди наших партнеров я также встретил и сотни просто прекрасных людей, которые меня ежедневно вдохновляют и я горд с ними работать, поэтому я не гребу всех под одну гребенку, но факт остается фактом – маркетологи часто заранее выбирают не совсем этичные и правильные методы работы с партнерами.

Чего только я не видел за шесть лет в эсэмэме с точки зрения “методов” работы с агентствами. И, к сожалению, о чем сейчас очень сильно жалею, я в большинстве случаев шел по пути “клиент всегда прав”, прикладывая все усилия к тому, чтобы этого клиента удержать, “умилосердить”, договориться.

Сколько раз сработало? Ноль.

Если человек привык строить работу через мат и восклицательные знаки, то вы последний, у кого есть шансы его изменить.

Это его неправильная система действий для реализации своих правильных намерений. Вы ее не измените, не подстроитесь и под ней не выживете. Это надо запомнить, но есть еще одна важная мысль.

Клиент – это деньги. Бизнес – это деньги. С деньгами расставаться всегда больно, поэтому мы все стремимся поверить в то, что все изменится.

Не изменится и, что еще страшнее, вы рискуете потерять еще больше, потому что работая с такими проектами вы не только себя подвергаете риску выгорания, но и свою команду. А ваша команда, поверьте, гораздо важнее и дороже любого клиента во всех смыслах.

Рынок сегодня перенасыщен, толковых специалистов реально очень мало, вырастить таких неимоверно сложно, один хороший специалист за десять лет работы может принести в десять, а то и в сотни раз больше дохода агентству, нежели любой клиент.

Потерять такого человека – крах, потерять его из-за выгорания от работы с токсичными клиентами – ваше личное профессиональное преступление.

Поэтому не работайте с токсичными клиентами не только из-за себя, но и во многом из-за вашей команды, помните, что ваши люди важнее клиентов. Только так.

16 6 ER 0.2581
О работе до тридцати

Привет, ребят. В конце марта мне стукнуло тридцать лет. Я никогда дни рождения не отмечаю и отношусь к такому празднику прохладно, ибо в нем моя заслуга невелика, но тридцать – это уже своего рода рубеж, конечно, есть о чем подумать.

В конце марта на это времени не было, сейчас с этим чуть лучше, поэтому я немного посмотрел на прошедшие годы и решил выделить какие-то правила до тридцати. Буду делиться постепенно, если зайдет первое.

Оно о главном – о работе.

Я всегда стараюсь максимально объективно себя оценивать, поэтому знаю, что у меня нет и не было каких-то особых вау-скиллов. Я не самый системный/хитрый/ушлый/сильный/умный/ответственный человек. Я в жизни видел столько крутых ребят с головами-компьютерами, что “ээээх, мне бы”.

Единственное, что у меня есть благодаря родителям – это вшитое “иди работать”. Как только я захотел иметь что-то свое, так сразу же я получил эту фразу татуировкой на заднице.

С первого курса я начал сам зарабатывать и всегда стремился работать все свободное время.

Уже в двадцать один год я зарабатывал за счет повышенных стипендий в универе, параллельно работал на полставки сисадмином в универе и еще параллельно подрабатывал спасателем в аквапарке. Потом я устроился на работу техническим специалистом, но так как особо работы не было, я выпросил вторую ставку и еще параллельно продавал сами эти системы.

Потом я пришел в эсэмэм и тут я одновременно вел три-пять нормальных проектов, управлял разработкой в Pepper.Ninja, управлял редакцией в SMMplanner.

Сейчас я также закрываю несколько позиций в агентстве, зарабатываю на соцсетях.

Крч, мысль то какая – я последние десять лет потратил на работу и, честно говоря, этому безумно рад. Работа для меня – это время самореализации, без работы я овощ бестолковый, на работе я самореализуюсь и мне безумно кайфово, когда что-то получается и за это еще и платят.

Поэтому первое, что я могу посоветовать по своему опыту – это работать и относиться к работе, как к самому верному источнику самореализации.
Пока нет каких-то семейных серьезных обязательств, пока еще есть здоровье и открытый ум – тратьте каждый свой день на саморазвитие и не позволяйте себе надеяться на удачу.

Успех – это всегда произведение удачи и усердия, но в этом уравнении ключевое именно усердие, оно зависит от вас и именно оно повышает ваши шансы на удачу, как следствие, успех.

К тридцати годам нужно запастись как можно большим объемом опыта и обязательно стать крепким специалистом в какой-то подходящей для вас области.

Круто, если вы эту область найдете в 18-20-22 года, но и если позже – ничего страшного. К примеру, я пришел в эсэмэм в 24 года, уже поменяв четыре сферы от науки до продаж.

В двадцать семь, отпахав тысячи часов и став достаточно сильным эсэмэм-специалистом, я открыл Студию Чижова. И сейчас, в тридцать, с таким же усердием я стараюсь стать сильным руководителем и предпринимателем.

У меня никогда не было какого-то выгорания или сильной усталости, потому что чем больше я работаю, тем больше новых задач и тем больше желания их преодолеть. В двадцать четыре я оголтело изучал книги и курсы по таргетированной рекламе, сейчас оголтело изучаю книги по выстраиванию крупного бизнеса. Книги разные, суть та же – не умею, но надо суметь.

Вот вы сейчас работаете в эсэмэме, если вам кайфово, то станьте в эсэмэме сильнейшим специалистом. Научились делать таргет – учитесь делать аналитику, научились аналитике, учитесь строить стратегии. Тут возможности роста – не счесть.

Не рассчитывайте на то, что вам удастся урвать местечко или проект послаще, не расслабляйтесь, если все же удалось – используйте эту возможность для дальнейшего развития и роста.

А если вам уже за тридцать, то вообще ничего в статье не поменялось. Возможно, чуть сложнее уже в силу внешних факторов столько времени уделять работе, но эти потери вполне себе перекрывает жизненный опыт и желание. У нас таких примеров в Студии – десятки. Возраст не помеха, возраст лишь рубеж. Не прощаемся :)

8 16 ER 0.2589
Об ответственности

Привет, ребят, я к вам с понедельнишной мыслью. Эту мысль я когда-то давно подхватил у Рэя Далио, воспроизведу ее с минимальной точностью и максимальной отсебятиной.

Итак, вот есть мы, люди. Сами для себя мы очень ценны и важны, местами еще важны для близких нам людей.

Но, с точки зрения природы и Вселенной, все мы – абсолютное ничто. Математически нас скорее никогда не существовало, нежели мы когда-то были.

Для Вселенной мы важны лишь как очень короткий этап процесса эволюции.

К примеру, 250 миллионов лет назад на Земле были динозавры и ни одного эсэмэмщика, сегодня каждый мнит себя эсэмэмщиком и никто не называется ихтиозавром.

Пример с эсэмэмщиками не самый удачный, но все же, Вселенная постоянно меняется и развивается только из-за одного ключевого принципа – ей плевать на каждого из нас персонально, ее волнует лишь эволюция.

Ей плевать персонально на Колю, Петю, Васю, Семена и то, как они там себя ощущают. У нее всё просто – кто посильнее, тот адаптируется и развитие продолжится. Кто послабее, тот исчезнет и о нем не вспомнят.

С теми же динозаврами. Они жили, не тужили, потом на Земле стало не очень классно, они вымерли, выжили только потомки крыс, которые сныкались в норках.

Природа скорбит о динозаврах? Нет. Она из их тел сделала полезные ископаемые, что, кстати, очень классное решение.

У Вселенной достаточно простой подход к развитию “кто смог, тому и карты в руки”, он же и самый эффективный. Из каких-то частиц за миллионы лет появилась вот такая крутая Земля с Илонами Масками и Инстаграмами. Такой кейс на VC не упакуешь.

Коль это работает, то должны быть выводы. Они есть и их два.

Первый – личностный, который звучит как “всем на тебя плевать”.

В макромасштабе, естественно. Маме твоей может и не плевать, но она тебе особо ничем, кроме сочувствия, в этом мире не поможет. А я пока еще не видел ни одного успешного и счастливого человека, весь успех которого мог бы базироваться исключительно на сочувствии родителей.

Миру на тебя и меня плевать, он не думает о нас и не знает о нашем существовании, у него нет предубеждения по отношению к нам – ни плохого, ни хорошего.

Он думает только о том, что кто-то из нас лучше адаптируется и продолжит ход жизни.


Мы все примерно равны и все в примерно равных условиях. То, где мы находимся, как эту жизнь проживем и вообще выживем ли – зависит только от нас. Виноватых нет, можешь поискать, при желании, но что толку, если миру на это плевать.

Надо просто принять мысль о том, что где мы сейчас находимся – это именно то место, которое мы заслужили. Если ты находишься вот в этой точке, значит все твои действия к ней привели. Если ты не выходишь из нее, то к этому приводит только твое бездействие.

Миру на нас плевать и это главный подарок, который он может дать, потому что задает самые честные правила – карабкайся и выкарабкаешься, не карабкаешься, то другой выкарабкается. Могло ли быть честнее?

Второй вывод – системный. Любая система живет по тем же правилам и никогда их не изменит.

Это система может быть абсолютно небольшой, например, семья. Если вы растете, а ваш супруг нет, то тут хоть образговаривайтесь, выход все равно один. Либо остановиться и остаться на уровне супруга, со всеми вытекающими, либо продолжить рост с другим человеком, который хочет расти. Но опять же – мир тут не причем, это только ваше решение и ваша ответственность.

Это же касается и бизнеса. Чтобы бизнес рос и развивался, надо чтобы в нем росли все элементы этого бизнеса. Если кто-то прекращает расти – значит ему нужно перейти туда, где роста нет. Если не успевает расти – значит туда, где рост медленнее. Все очень просто.

В конце мораль. Природа и Вселенная все уже уравняла - у нас у всех две руки и примерно одинакового веса мозг. Больше от нее требовать нечего и незачем. Все в ваших руках, только вы отвечаете за свою жизнь и только вы можете ее погубить или сделать счастливой. Не прощаемся :)

40 7 ER 0.2922
Четыре вывода о работе в кризис

Привет, ребят. Как я уже не раз писал, я крайне хреновый предприниматель. Я не родился бизнесменом, не рос и не планировал им быть. Это больше обстоятельства.

Но, я три года занимаюсь самостоятельной предпринимательской деятельностью и это уже второй кризис на моей памяти. Сначала была корона, теперь вот это.

Я все больше осваиваюсь в антикризисном менеджементе и уже сделал ряд полезных выводов, которые помогают сейчас расти, несмотря ни на что. Ими и делюсь.

1. Нельзя тратить время на рефлексию.

Предприниматель в первую очередь несет ответственность за людей, которые у него работают. Его рефлексии на тему “ой, а что будет дальше” преступны и безответственны. Потому что:

а) на рефлексиях теряется время, которое сейчас бесценно.

Все в момент стали политологами, забыв о том, что они предприниматели. и если в диванной политологии твои ошибки не столь страшны, то вот в бизнесе они влияют на жизни людей.

б) рефлексия заставляют делать небизнесовые шаги, которые вредят бизнесу.

К примеру, я сейчас наблюдаю за российскими и украинскими коллегами, которые смешивая бизнес и свою точку зрения, убивают для себя рынок и результат. Либо же кидаются сохранять бабки, доставая все из бизнеса и скупая недвижимость или что-то еще.

2. Нельзя быть инфантильным

Я не представляю, как спят директора, которые жуют сопли в соцсетях и как они вообще будут возвращать свой бизнес. Как можно управлять бизнесом, если ты не способен управлять собой и своими эмоциями.

У меня в офисе 50 человек, которые работают по тем правилам и плану работ, который я устанавливаю. Которые верят в Студию настолько, насколько в нее верю я.

Если я себе позволю сказать, что “ребята – это труба”, то это станет трубой, даже если изначально ситуация таковой не являлась. Потому что это обрубит план и ориентиры. Преступно недопустимо, нужен план.

3. Нельзя реагировать на инфантильных

В продолжение. Я сильно разочарован лидерами мнений в соцсетях, которые безответственно занимаются усилением рефлексии и по сути паразитируют на негативе, называя это объективностью.

Объективна только сама по себе информация, а вот ее донесение и работа с ней всегда была и будет субъективна.

Мне больно смотреть как авторы телеграм-каналов за две недели не дали ничего полезного и позитивного аудитории, закидывая ее адаптацией происходящего инфошума. Среди сотен полезных материалов по адаптации авторы находят десятки новостей с молнией о том, как кто-то ушел с нашего рынка и как им жаль.

Бог им судья, мой совет – отписаться от тех, кто отвлекает вас от работой своим паразитным поведением.

4. Адаптироваться немедленно

Все время из первых пунктов надо тратить на мгновенную адаптацию под происходящие события. Мы в Студии этим занимаемся практически ежедневно и это работает. Как – расскажу чуть позже.

Но сейчас суть. У любого процесса есть внешние факторы, в которых он существует. Раньше эти факторы менялись, но медленно: инстаграм рос, появлялись новые фичи, бизнес перебирал подрядчиков, пробовали разные воронки.

Сейчас события меняются мгновенно. Только за неделю было три ключевых события, которые мгновенно меняют правила игры.

Задача предпринимателя одна – также мгновенно адаптировать свой бизнес и предпринимаемые шаги.

Если он будет действовать мгновенно, то среди инертных коллег найдет возможности роста, если будет действовать медленнее, найдет смерть и потерю рынка.

Пока как-то так. Будут еще посты, не прощаемся :)

16 9 ER 0.2487