Статистика ВК сообщества "Valfreyja"

0+
Взрезаны вихри узорами крылий. В вое ветров Мы слышали песни последних валькирий.

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

С днём зимнего солнцестояния! Светлой зимы и яркого солнца! Счастливого Йоля, друзья!

120 1 ER 2.1906
Боги Севера в иллюстрациях [club87038996|Iren Horrors]

154 2 ER 1.5284
Обитатели Скандинавских лесов в объективе Roger Brendhagen

58 0 ER 1.1005
ЙОЛЬСКИЙ КОТ

Йольский Кот (исл. Jólakötturinn) — исландский мифологический персонаж, чудовищный чёрный кот величиной с быка, живущий в горах Исландии.

Согласно фольклорным данным, Йольский Кот живёт в одной пещере с великаншей-людоедкой Грилой, похитительницей непослушных и капризных детей, с её мужем Леппалуди (Leppalúði), лентяем и вечным лежебокой, и их сыновьями Йоласвейнарами (исландскими Дед Морозами). Заходит в селения и бродит по ночам во время Йоля, нападая и съедая тех, кто не обзавёлся какой-нибудь шерстяной обновкой. По более поздней версии — Йольский Кот похищает только праздничное угощение. О тех, кто всё же остался без новой одежды, в Исландии говорят: «он надел на себя йольского/рождественского кота» (hann fór í jólaköttinn), то есть навлёк на себя проблемы.

Происхождение мифологического образа связывается с реалиями исландского быта, где овцеводство занимало важное место в хозяйстве исландцев: производство грубого сукна из овечьей шерсти — вадмауля (vaðmál) являлось семейным промыслом: после осенней стрижки овец за обработку шерсти принимались все члены семьи — и стар и млад. Как правило, работа завершалась как раз к Святкам, когда в Исландии проходили торги. Из сукна домашней выделки также делалась зимняя одежда для нуждающихся в ней домашних, особенно для подросших детей, и, согласно обычаю, для каждого члена семьи изготавливались небольшие вязаные вещи — носки и варежки. Таким образом, тот, кто усердно трудился до праздника, получал обновку, а ленивые, не успев к торгам, оказывались в невыгодном положении. Чтобы стимулировать детей к труду, родители и пугали их посещением страшного Йольского кота.

116 3 ER 0.9962
Кулнинг (kulning) — одно из уникальных явлений скандинавской музыкальной культуры, дошедшей до нас из глубины веков. Есть предположение, что кулнинг являлся одним из первых, ещё палеолитических способов управлять стадами животных на полу вольном содержании. Исполняется в основном женщинами, кулнинг распространен по всему Северу Европы, от Норвегии до Урала.

136 4 ER 0.7295
Полярные стратосферные облака над Южным побережьм Исландии.

20 0 ER 0.5383
ОГНИ БЕЛЬТЕЙНА

Костры Бельтейна складывались из девяти (по сохранившимся на середину 19го века этнографическим материалам) разных пород деревьев. Основной костёр складывался на холме или любой другой возвышенности, но он был не единственным: еще один или несколько костров складывались у подножия холма – нижние огни использовали для очищения животных. Вокруг костра часто выкапывался кольцевой ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция хорошо сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии, хотя этот обычай может быть не повсеместным на островах. Зажигался огонь «чистым» способом: я часто встречаю версию поджигания огней Бельтейна от лучей солнца, но это как-то не стыкуется с тем, что новый огонь зажигали сразу после заката. В этнографических материалах, собранных в разных частях Британии, фигурирует добывание огня трением, т.к. все прочие способы считались «нечистыми».
В некоторых областях (например, на о. Мэн) зафиксированы данные о том, что праздничный огонь непрерывно поддерживали несколько дней, и в этот период были обязательными ежеутренние приветствия восходящему солнцу.

Вообще, традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам.

Что касается огненных жертв в весенний день, то их можно поделить на бескровные и кровавые: Бескровные – это хлеб, майские лепёшки, остатки прошлогоднего ритуального зерна, зимние соломенные обереги, которые бросаются в огонь. Существование у кельтов огненных жертвоприношений (lloski), как животных, так и, предположительно, человеческих, подтверждается, кроме вышеупомянутых раскопок в Уснехе, раскопками в Наван-Форте, Ирландия. Хотя надо отметить, что в Ирландии и Уэльсе в майских ритуалах даже в искаженной форме не сохранилось четких мотивов человеческих жертвоприношений на Бельтейн, хотя мотивы праздничной жеребьевки среди неженатых присутствуют. То ли дело Шотландия.

Во время празднования Бельтейна в Шотландии обязательно присутствует совместное выпекание на костре и разделение между собравшимися молодыми, неженатыми людьми ритуального пирога (лепёшки, запеканки). Пирог разламывается на части, и одна из них чернится углем; после этого куски разбираются вслепую. Тот, кто вытаскивает меченую часть, объявляется «избранным» (или, в центральных районах Шотландии – Cailleach beal-teine, Кильях Белтейн, «майской старухой», каргой). Этот человек должен либо трижды перепрыгнуть через огонь, либо (в некоторых областях) перекатиться через него, после чего считается мёртвым на весь праздник (в некоторых районах центральной Шотландии – на целый год, до следующего Бельтейна, и обходятся с ним весь этот год не очень приятно – примерно как с нежитью).

Что касается человеческих огненных жертвоприношений, то более-менее достоверную информацию о них нам дают «Записки о галльской войне», где упоминается сожжение преступников в плетёном из ветвей чучеле – однако, нет никаких доказательств связанности «плетёного человека» с Бельтейном.

Принесение в жертву животных, по всей видимости, было распространено широко. На островах Мэн и Льюис сохранились свидетельства о весеннем сожжении одной овцы живьём. В Ирландии, видимо, была традиция предварительно обезглавливания жертвенных животных (обычай Tamnadh, от tamnaid, «обезглавливать»)
Встреча рассвета также общий мотив, на что указывает огромное количество топонимов вроде «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца», разбросанных по всей территории Британии.

32 0 ER 0.4677
ДИКАЯ ОХОТА

Мифы Европы единодушо твердят, что в ночь на 1 ноября (или около того) по миру проносится великая и мрачная процессия. Немало написано о Дикой Охоте и легенд, и преданий. 
Общее название – Дикая охота — встречается везде – Wild Hunt, Die Wilde Jagd, Wilde Heer, но есть и множество местных и/или более поздних названий, например, уэльское псы Аннона, Иродова охота, Каинова охота, гончие Гавриила, Асгардрейя (Аскерейя) и т.п. 
В каждой местности, где встречается эта легенда, она так или иначе трансформировалась, адаптируясь к местным верованиям, и нюансов в описании Дикой Охоты великое множество. 
Изначально, Дикая Охота - свора собак белого цвета с красными ушами (характерные цвета животных потустороннего мира, напр. белые красноухие коровы, дающие очень густое и пенное молоко - один из традиционных объектов спора людей и эльфов - поздние ирландские, валлийские и шотландские легенды). Эти псы являются проводниками из верхнего мира в нижний.
Дикую Охоту можно наблюдать в любое время. Но наиболее часто она появляется в дни Безвременья, Промежуточных, Пограничных Состояний. Наиболее яркий пример - первое полнолуние после Самайна. Конец года, но еще не начало нового, Равноденствие, луна уже не пребывает, но еще не убывает. Еще один пример - Бельтан. В другие дни наиболее благоприятное время - сумерки. Граница между мирами мертвых и живых становится совсем тонкой и переходы могут произойти даже помимо воли самих людей или духов. 

Существуют еще несколько менее существенных трактовок Дикой Охоты. Считается, что друиды, знавшие моменты, наиболее благоприятствующие появлению Дикой Охоты, вызывали ее сознательно. Для этого использовались специальные ритуалы и настой корня мандрагоры. Как правило, это делалось в первое полнолуние после Самайна. Вызвав Дикую Охоту, они вступали с ней в определенный ситуационно-логический поединок. Если друид оставался жив, то он занимал более высокое положение в жреческой иерархии, а также получал дополнительную магическую возможность контакта с царством мертвых. 

У Дикой охоты описано множество предводителей, и мужчин, и женщин. В некоторых описаниях Дикой Охоты прямо или косвенно указывается, что ведет ее бог, в других описаниях предводитель Дикой Охоты – человек, вернее – бывший человек. Кавалькада призраков-охотников на лошадях и с собаками. 

"Дикая охота" ведет свое происхождение из норвежской и тевтонской мифологии. Штормовыми ночами бог Один во главе всадников скачет по небу со сворой лающих собак. Его свита носится по земле и пирует. Тот, кто на свое несчастье встретится с ними, немедленно отправится в другую страну. А кто по глупости заговорит с ними, обречен на смерть. 
В сказаниях северной Германии их предводитель женщина Холда (Холде, Хулда, Холле и Холте) — богиня домашнего очага и материнства. В южной Германии ее традиционно называют Берта (Берхта, Перхта), под этим именем известна норвежская богиня Фригга. Берта значит "сияющая". Связь Берты с луной привела к отождествлению ее с Дианой, римской богиней луны, так что во главе дикой охоты может быть и Диана. Ее ночной дозор наказывает ленивых и порочных, но если перед дверями оставить пищу, то они съедят ее, а потом она снова появится перед тем, как они двинутся дальше. 

После Реформации и упразднения протестантами Чистилища Дикая охота стала уделом некрещеных умерших, особенно детей. Некрещеных нельзя было хоронить в освященной земле, их хоронили в северной части церковной ограды, где, как считалось, они оставались под землей. Они становились забавой для собак Дикой охоты, которые гнали их в ад.

Дикая охота существует и в английских сказаниях. В них возглавляет процессию Генри Охотник, или попросту дьявол. По мере распространения христианства языческие боги были низведены до уровня демонов и дьявола. Во времена охоты на ведьм в средние века и эпоху Возрождения считалось, что в свиту Дикой охоты входят не только духи мертвых, но и ведьмы, и что возглавляет ее Геката, греческая богиня темной стороны луны, покровительница ведьм. Возглавлять Дикую охоту могут и английские национальные герои, такие как сэр Фрэнсис Дрейк, который носится в сопровождении демонов и безголовых собак по сельским просторам от Тевистока до Плимута в Девоне не верхом, а в призрачной карете или на катафалке. 

31 октября - день когда грань между живыми и мертвыми истончается. В это время солнечный бог умирает и начинается правление миром, владыкой смерти - Повелителем зимы. Когда он проходит из мира мертвых, в мир живых, между мирами появляется брешь, через которую умершие приходят к живым навестить их. Силы тьмы также попадают в наш мир и чтобы они вместе с душами врагов не узнали людей и не причинили им вреда, люди рядятся в страшные маски.

Точнее это происходит не в одну секунду, а длится в течение недели с 26 октября по 3 ноября, а может быть и больше. 
Время максимального подьема сил природы приходится на последнее полнолуние перед Хэллуином, которое называется “Луной Охотника”. Ночь полнолуния называлась у кельтов - Ночь Дикой Охоты. Они описывали ее так. “ В эту ночь появляется на коне всадник со Стеклянного Острова со своей жуткой сворой охотничьих псов, а перед ним воинство Преисподней…….” 

30 0 ER 0.2965
Резные звериные головы, найденные в Осебергском погребении (дат. 834г.). Экспонируются в Музее Кораблей викингов. Осло, Норвегия.

10 0 ER 0.1904
Видео красивых летних туманов в лесу под музыку...

21 0 ER 0.1605