Статистика ВК сообщества "EXSO"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Итак, результаты нашего слепого теста...

Перед собой мы ставили задачу выяснить, при прочих равных, на равной громкости, в неидеальных условиях, действительно ли обычные слушатели выбирают усилитель с лучшими техническими параметрами, или же в выборе руководствуются какими-то собственными соображениями.

Другой задачей было выяснить, можно ли выбрать усилитель, опираясь только на цифры и графики, без прослушки.

Тестируемые.

Урал MT4.60 с официальной заявкой N<100дБ и THD<0.05%
Audiosystem R4-110 с официальной заявкой N<90дБ и THD<0.033%
Clarion APA4400g с официальной заявкой N<118дБ и THD<0.02%

Разница в стоимости между ними отличается на порядок, почти. Разница в заявках же не выглядит значительной - параметры соответствуют вполне добротным, качественным устройствам, которые приятно слушать. Глядя на заявки, между тестируемыми не должно быть какой-то огромной разницы...

Прослушивание и результаты.

Всего в тесте приняло участие 5 человек плюс ведущий (Дмитрий Решня), все с очень разным опытом прослушивания. Фактора цены, названия, заявок и прочего подобного в слепом тесте нет по определению, громкость в каждом случае выставлялась микрофоном и практически идентична.

На первом месте оказался Clarion, которому с большим отрывом и без сомнений отдали лидерство все 5 участников единогласно. Типичные эпитеты: мягко, панорамно, натурально, реалистично.

Второе место с 3.5 голосами занял Audiosystem. Трое участников поставили его однозначно вторым, а один не смог определиться и выбрать между ним и Уралом. Типичные эпитеты: мягкие ВЧ, натурально, чисто.

На третьем месте оказался Урал. Лишь один из участников поставил Урал на 2 место, один поделил 2 и 3 места поровну между ним и Audiosystem, а 3 участника однозначно поставили Урал на третью строчку. Типичные эпитеты: много верха, плоско, ненатурально, басовито.

Как видим теперь, разница между устройствами отчетливо слышима безо всякой специальной подготовки, на незнакомом музыкальном материале и в самых бытовых условиях. Слышимы и хорошо различимы как искажения, так и АЧХ каждого аппарата.

Измерения.

Все три усилителя ранее были измерены нами в нашем стенде, все соответствующие графики вы легко найдете в группе чуть ниже. На анализе цифр подробно останавливаться не буду, лишь приведу ключевые значения для наглядности.

Урал - N=-95.1дБ, THD=0.282%, THD+N=0.282%
Audiosystem - N=-91.6дБ, THD=0.048%, THD+N=0.049%
Clarion - N=-110.0дБ, THD=0.0011%, THD+N=0.0029%

Почти один порядок разницы в цене, и один порядок разницы в качестве.

Выводы.

1. Наши измерения не соответствуют заявкам, что, вероятно, нормально, т.к. выполнены они в разных условиях и с использованием разного оборудования.

2. Наши измерения выполнены в равных условиях и хорошо сравнимы между собой - они отлично демонстрируют ту большую разницу между устройствами, и в реальных возможностях устройств, и в результатах прослушивания, и в цене.

3. Опираясь на заявки, выбор лучшего устройства не кажется возможным - лучше ориентироваться на слух, т.к. слуховые ощущения отлично коррелируют с реальными измерениями. Опираясь на результаты фактических измерений, выбрать одно устройство из нескольких легко и просто.

Ответы на свои вопросы мы получили, а что вы думаете по этому поводу?

Всем отличной недели!

5 0 ER 0.1719
Номинальное сопротивление, пассивные фильтры и мертвые динамики...

Номинальное сопротивление, мм? Везде, где мы видим слово "номинальное" - мы автоматически должны читать это как "назначенное". То есть, не измеренное и не рассчитанное, а именно назначенное.

Возьмем, к примеру, твитер DD RL-PT25 - его номинальное сопротивление 4Ом.

Вот измеренные значения: сопротивление постоянному току Re=5.62Ом, минимальный импеданс Zmin=6Ом, максимальный Zmax=12Ом. Почему 4Ом? Откуда? А все просто - как захотелось, так и назначили. Имеют право.

Понятно теперь, что значит всё номинальное?

Если мы посмотрим вот в эту очень популярную табличку, то, зная номинальное сопротивление, для подходящих твитеру 7-8кГц выберем конденсатор 5мкФ, и... твитеру вскоре придет конец.

Если посмотрим график импеданса, то на 8кГц увидим 7Ом, а 5мкФ и 7Ом - это срез 4.5кГц, что убивает твитер и по механике, и по теплу. Для такого среза этому твитеру нужен фильтр второго порядка или выше.

Если же хотим получить реальную частоту среза 8кГц и живой, чисто поющий твитер, то емкость конденсатора нужна 2,7-2,8мкФ. Идем в радио-магаз, выбираем неполярный конденсатор ближайшего к целевому номинала, и, вуаля, все работает.

Что понадобилось для нормального проектирования фильтра?
1. График импеданса, из которого увидим как Fs(чтобы оценить как низко можно резать), так и импеданс на нужной частоте.
2. Инструмент расчета фильтров. Такие уже есть в сети, найдете без проблем, но на prism.audio все эти инструменты будут в одном месте и в удобном исполнении.

7 0 ER 0.1418
Итоговая добротность во многом определяет характер звучания, от мягкого и разборчивого, что соответствует низким значениям Q(0.7 и менее), и до драйвового и упругого, что соответствует высоким значениям(более 0.7), ну а 0.7 - 1 - золотая середина и выбор большинства.

Добротность принято измерять в свободном пространстве на частоте собственного резонанса динамика, она плавно растет с ростом частоты и плавно уменьшается с ростом амплитуды колебаний.

Оформление наращивает добротность, изменяет естественное поведение динамика в узком или широком диапазоне, что является причиной искажений ФЧХ, а за ней и АЧХ. Ну а АЧХ, в свою очередь, вместе с импульсной характеристикой, и меняет восприятие.

Не частота настройки, не частота резонанса, не большой или маленький объем сам по себе, ... - за все вышеперечисленное отвечает добротность. Это самый важный показатель, всегда настраиваемый в первую очередь.

Сложно? Сложно.

На глубокое изучение вопроса уходят годы и тысячи тестов, и как все это осилить любителю? На помощь современному любителю приходит теория, оформленная в цифровом виде. Сегодня нам не нужно знать как именно все устроено - достаточно знать исходные данные и ясно понимать какой конечный результат нужно получить, а множество программ с радостью подскажут нам, в какой корпус для этого нужно поместить динамик.

Что ж, проверим, и для этого проведем небольшой опыт. Возьмем некий динамик, его добротность в свободном пространстве Qts = 0,395, а Vas=15л. Поместив динамик в закрытый ящик объемом 12л., теория и софт для расчетов скажет нам, что добротность должна стать 0.59, тогда как измерения показывают 0,74!

Проведите похожий эксперимент самостоятельно, в любом его виде с почти любым параметром или вычислением, и из сотни случаев теория ни разу точно не попадет в факт! Погрешность будет как небольшой, так и ОЧЕНЬ существенной.

0.59 против 0.74 - это, как говорится, две большие разницы. Так откуда они? Неужели дядьки Тиль и Смолл были не правы? Нет, они молоды, а все дело в том, что теоретическая модель идеальна - в ней все герметично, ничего не резонирует, не отражает и не поглощает, ни части динамика, ни корпус, нет ни комнат, ни салонов...

Не знаю как вас, а меня такая ситуация не очень-то радует. Советуя кому-то что-то или проектируя дизайн для своих нужд, я совсем не горю желанием каждый раз перепиливать вагон фанеры, хочу быть сколько-нибудь уверен в результате расчета. Вот причина, по которой мы годами разрабатываем собственную "не идеальную" структуру расчетов и рекомендаций, способную давать "не идеальный" результат, тем не менее, достаточно близко соответствующий фактическому.

Ресурс, на котором мы это реализуем, называется Призма. Надеемся, уже в этом году на Prism.audio все мы сможем всем этим пользоваться. Этим, и МНОГИМ другим, полностью бесплатно.

Следите за новостями в нашей группе!

11 0 ER 0.1569
Ящик всегда лучше двери! Если есть такая возможность, если есть необходимый объем, если нужно действительно высокое качество звука и высокий КПД, если есть необходимое время и бюджет - ящик, определенно, стоит делать. Если же этого нет, что чаще всего, остается объем двери.

Как правильно произвести работы с дверью для достижения наилучших результатов?

За годы опыта мы выработали небольшую инструкцию, понятную каждому (или почти каждому) профессионалу, любителю, и даже начинающему, а позже превратили ее в чек-лист для улучшения контроля выполнения работ.

Чек-лист инсталлятора мидбасов в дверь автомобиля. Даже если все уже отточено - чек-лист помогает оптимизировать работу, не пропустив существенных мелочей. Выполнен в порядке производства работ.

✅Разборка.
Пользуясь инструкцией производителя, заранее подготовив новые сменные крепежные элементы, подлежащие замене, выполнить демонтаж обшивки двери и навесных элементов.

✅ Виброизоляция внутренних поверхностей двери.
Очистить и обезжирить все поверхности внутри двери. Виброизоляцию желательно выполнить битумным фольгированным материалом, предусмотрев ребра для увеличения жесткости. Если имеется возможность, непосредственно за динамиком и/или по всей площади двери установить мягкий влагостойкий шумо-тепло-изоляционный материал, а если нет - вязкий мастичный материал. При монтаже любых материалов, не допустить препятствий для нормальной работы дренажных каналов. На финальном этапе очистить и смазать все подвижные механизмы, использовав специализированные пылеотталкивающие смазочные составы.

✅Надежная и жесткая установочная поверхность.
Из композитных материалов или дерева с влагостойким покрытием изготовить замену штатному пластиковому подиуму, предусмотрев надежное и плотное крепление к металлической части двери. Организовать герметичное, устойчивое к воздействию влаги и коррозии, разъемное контактное соединение проводов.

✅Герметизация объема, виброизоляция наружной части двери.
Насколько возможно, исключить воздушное сообщение между пространством внутри двери и салоном. Предварительно обезжирив поверхность, применить битумный и/или мастичный материал. Дополнительно укрепить установочную поверхность динамика. При необходимости: битумным материалом организовать дополнительные ребра жесткости; изготовить заглушки для технологических окон из композита или алюминия, закрепить их на резьбовые соединения или пластиковые фиксаторы(пистоны) через герметизирующую тканевую прокладку для обеспечения легкого сервисного доступа. С этой же целью, обеспечить быстрый доступ ко всем монтажным, резьбовым или технологическим отверстиям/соединениям.

✅Шумоизоляция.
Разместить под обшивкой специализированный шумоизоляционный материал, по возможности, два материала разной плотности (например, поролон + войлок). Если конструкцией пистона не предусмотрена вибро-развязка, разместить тонкую резиновую прокладку под шляпкой. Обработать трущиеся и соприкасающиеся поверхности, а также проводники, кожухи тросов и контактные разъемы тканевым прокладочным материалом. Проводники и разъемы зафиксировать пластинами из мастичного виброизоляционного материала или предусмотренными производителем креплениями.

✅Прямое воздушное сообщение динамика и салона.
Применением прокладок и проставок, исключить воздушное сообщение между динамиком и пространством под обшивкой. При необходимости, заменить штатную сетку(гриль), максимально исключив препятствия и преграды на пути звука от излучающей поверхности динамика в салон.

✅Предварительный запуск и сборка.
Убедиться, что все оборудование работает надлежащим образом. Выполнить примерку обшивки, уделив внимание тому, чтобы новые элементы (подиум, ШВИ-материалы) не препятствовали нормальному монтажу обшивки или отдельных ее элементов - доработать при необходимости. Заменить одноразовые монтажные элементы(пистоны) на новые. Монтажные/крепежные элементы и резьбовые соединения предварительно смазать специализированным составом. Сборку выполнять в обратном порядке.

!!!Помните!!!

1) Объем двери НЕ является оптимальным акустическим оформлением. Нужен идеал - делаем ЗЯ. Акустические характеристики объема двери мы можем лишь несколько улучшить, не навредив - не переусердствуйте.
2) Дверь по прежнему является неотъемлемой частью автомобиля и обязана служить по назначению, а произведенные работы не должны быть препятствием сервисному обслуживанию находящихся внутри механизмов и/или препятствовать предусмотренным производителем автомобиля процессам.
3) Для обеспечения длительной эксплуатации, необходимо использовать специализированный инструмент и технологии разборки/сборки, а так же, применять только те материалы, которые подходят для использования в условиях высокой влажности и загрязнения.
4) Лучше иметь правильно подготовленную дверь + хорошо настроенный, доступный динамик, чем дорогой динамик в "пустой" двери, т.к. "пустая" дверь легко испортит любой "Hi-End".
5) Двери должны быть подготовлены попарно одинаково, включая идентичный монтаж материалов, вплоть до отрезков одинаковых размеров в одном и том же месте двери.

Как видите, подготовка двери - достаточно сложная и многогранная, но вполне понятная работа, приводящая к существенному фактическому (измеренному) улучшению акустических свойств. Если вы пользователь - с такой инструкцией вы лучше понимаете, чего ждать от инсталлятора, а если вы инсталлятор - лучше понимаете, что нужно пользователю, чтобы он, точно зная как было "до", полностью удовлетворился покупкой. Лучшее понимание - и есть цель нашего проекта.

Информация постоянно в процессе пополнения и оптимизации. Самые новые инструкции, включая эту, скоро(надеюсь) будут доступны на сайте Призмы. Комментарии, критика, пожелания, предложения и дополнения только приветствуются - мы за открытый доступ к информации и её всестороннее обсуждение!

3 0 ER 0.1161
Моменты из жизнь динамика...

1Гц = 1 полный цикл колебаний диффузора в секунду = 4 цикла разгонов + торможений в секунду. Теперь представьте сотни, тысячи и десятки тысяч герц, и вы поймете, какую сложнейшую и огромную работу выполняет связка динамика с усилителем. Понимая и представляя это, гораздо легче разобраться в происходящих процессах.

"Импеданс растет" - это так, рост прямо зависим от скорости движения катушки относительно мотора и от силы электромагнитной связи.

Скорость максимальна непосредственно перед торможением - там прибор зафиксирует максимальное значение. За разгоном следует момент полной остановки, где импеданс равен сопротивлению катушки постоянному току.

Сила электромагнитной связи максимальна в моменте, когда зазор заполнен витками по всей высоте - там прибор фиксирует максимум. Как только катушка начинает покидать зазор, что мы называем превышением линейного хода, импеданс сразу начинает падать, вплоть до сопротивления катушки постоянному току.

В импедансной кривой мы увидим только максимальные значения, получающиеся в качестве суммы двух явлений, описанных выше. В реальности же, мы знаем, что эти значения не статичны - сопротивление скачет от минимума(Re) к максимуму(Z) много раз в секунду.

Что мы получаем от этих знаний?

1) Усилителю приходится иметь с этим дело и в разные моменты отдавать на катушку разную мощность, то есть электромагнитная связь не есть постоянная величина. По этой причине, запас мощности усилителя дает не только повышенную громкость, но и более стабильное, более высокое качество звука. По этой же причине, в случае, если пользователь подбирает усилитель, ориентируясь на максимальный импеданс, а не на сопротивление катушки постоянному току (Re) - он автоматически лишается сразу всех гарантий, и надежности, и соответствия качественным заявкам.

2) Контроль импеданса, опираясь на эти знания, становится достаточно простым и увлекательным занятием. Простые и сравнительно доступные измерения, говорящие о ключевых показателях работы динамика.

Как бы парадоксально это ни было, именно в SPL-среде измерять и контролировать импеданс давно стало чем-то нормальным, тогда как в SQ-среде, где такие вещи гораздо более важны и очень необходимы для принятия самых различных важнейших решений, измерения встречаются непозволительно редко - всё "на слух", а значит без понимания что и почему происходит. Так кому и у кого нужно учиться, мм, господа sq-шники?😄

Хотите знать о вашем железе больше - присоединяйтесь к Призме и не пропускайте новые посты!

5 0 ER 0.1164
Финал АМТ прошел в минувшие выходные в славном городе Екатеринбург! В связи с чем, хотелось бы поделиться мнением обо всем происходящем, и заслуженными дифирамбами, и конструктивной критикой...

1) В целом.
+ Безусловно, следует отдать должное организаторам и судейскому корпусу - организовано все очень здорово, это многолетний опыт и мировой уровень во всей красе. Не удивлюсь, если и дождь, несколько раз намечавшийся на протяжении дня, самоотменялся, видя всё происходящее, и уступал место мягкому августовскому солнцу. Участников, среди которых очень много новых лиц и увлеченных молодых людей, что радует особенно, сопровождает здоровый дух соперничества и спортивный азарт - наблюдать за людьми было очень круто!

- На событии такого уровня и масштаба совершенно не нашлось места системам, по образцу которых можно было бы строить что-то гражданское, реально популярное в народе. Этого нет ни в SQ, ни в SQL, ни, тем более, в SPL. Что это, заговор инопланетян или недоработка правил, желание участников "быть не как все" - не ясно. Ясно только, что неприятное следствие этому: отлично организованное действо по своей сути скорее напоминает фрик-шоу, бессмысленное и беспощадное, а не торжество созидательного технического гения, чем мероприятие подобного масштаба просто обязано быть.

2) SPL
+ Участники показывают просто невероятные, космические результаты. Профессионализм, проработка мелочей и нюансов на недосягаемом уровне. Эффективность использования железа и кузова автомобиля крайне высокая в среднем, и превосходящая мировой уровень в частностях! 12 лет назад страна тянулась к остальным, сегодня же время остальных тянуться до нас.

- SPL всегда был и остается чисто инженерной забавой, откуда технологии и решения плавно перетекают в повседневные системы. Вот только никто не настраивает повседневные сабвуферы на 55+Гц, не говоря про 60+! Это изначально было плохим примером миру для подражания, но многие, желая быть на равных с миром, следовали. Однажды dBDrag ограничил частоту 60-ю герцами - как показало время, это было правильным, но слишком робким шагом, подействовавшим, но не вернувшим dBDrag-у его былую популярность. Понятно и очевидно, что время опуститься до ограничения в 45Гц как минимум пришло уже давно, как и сделать прочие, еще более радикальные шаги в этом направлении, как, например, перейти с синуса на свип-тон... Хватит ли в АМТ смелости вести мир за собой, менять его к лучшему?

3) SQL и шоу-системы.
+ Наиболее открытая, наиболее близкая людям, наиболее зрелищная и максимально быстро растущая категория соревнований формата АМТ, привлекающая к себе вполне заслуженное внимание масс. Участники, в свою очередь, выкладываются по полной, создавая невероятно громкие и выносливые системы. А еще, принимая во внимание размер аудитории почитателей громкого звука, это наименее зарегулированная правилами и ограничениями категория, что значит, и наиболее понятная и доступная категория для "входа в тусовку". На площадке как раз это мы все и увидели - огромную позитивную тусовку и яркие инсталляции самых различных видов и форм!

- Мы в группе много говорим о качестве звука и об эффективности, потому что это важно нам и важно вам. Да, есть вещи, которыми многие готовы жертвовать в пользу повышенной громкости, но когда из слышимого спектра удалена октава целиком, а иногда и 2-3 октавы, когда качество звука не дотягивает до штатки среднего уровня, да еще и на ТАКОЙ громкости - что-то явно идет не так.
Может ли прибор анализировать АЧХ автоматически - конечно, легко. Могут ли 1-2 судьи дать простейшую оценку качеству звука - конечно, легко. Может ли формат выделять ресурсы на создание специализированных треков для замеров, имеющих весь целевой спектр частот целевой продолжительностью? Конечно, это не дорого. Но, как обычно, главный вопрос не в этом - хватит ли у АМТ смелости ввести соответствующие изменения в регламент хотя бы частично и добиться их исполнения, стать примером, а не "плыть по течению"?
Ведь на площадке удивительная ситуация: рядом стоят, по ощущениям, две одинаково громкие системы, только одна "на тебя тупо орет как последняя истеричка", а другая звучит вполне достойно, но выигрывает первая - это даже в тексте не выглядит чем-то справедливым (какую же досаду и разочарование ощущают строители второй системы...).

4) SQ.
+ В активе категории, опять же, набирающие с годами уровень и профессионализм участники и их очень впечатляющие системы! Соревнования на качество звука никогда не были соревнованиями идеальных систем, иначе не в чем было бы соревноваться, но если раньше и одной хорошо проработанной полосы было достаточно для победы, то сегодня едва ли возможно объективно докопаться до мелочей хоть в чем-то. И так от системы к системе. SQ - наше национальное достояние, гордость страны, что подтверждают лидирующие позиции наших мастеров и их систем во всем мире.

- Не смотря на все вышеперечисленное, некогда крупнейшая категория автозвуковых соревнований, потенциально способная привлекать тысячи энтузиастов, на прошедшем финале едва ли насчитывает три десятка машин-участников. Если внимательно слушать самих участников, то провал, а иначе такое называть нельзя, очень легко и просто объясним: неизбежная и недопустимо большая доля субъективизма в оценках, вызванная различием в личных предпочтениях судей и участников. Практика показывает, побороть такое явление не способны ни автоматизированный комплекс, ни уточнение/ужесточение правил, ни супер-модный тестовый материал... Выход из тупика предлагает статистика: при объективном контроле безопасности, каждый участник имеет вполне достаточно развитый слух для оценки систем своего класса, а лучшую из них статистика выявит очень легко через голосование. Это уже проверенное, рабочее решение, главным достоинством которого является даже не столько выбор победителя, сколько процесс, максимально способствующий продуктивному диалогу и всестороннему обмену мнениями, а значит и развитию направления. Может ли АМТ дать такую возможность участникам, сохранив за судьями лишь административную функцию? Как обычно, вопрос в другом - хватит ли у АМТ на это организационных навыков и смелости...

5) Заключение.
АМТ 12 лет в автозвуковом спорте, от года к году сохраняя лидирующие позиции - это, без малого, выдающееся достижение, организационный талант, и огромный труд сотен людей. Прошедший Финал АМТ, являясь квинтэссенцией сезона, своим размахом и уровнем вызывает множество восторженных эмоций!

Вопрос судьбы, успеха формата всегда был вопросом о том, прислушивается ли организация к пользователям - и это АМТ делает на протяжении всего своего существования, что радует еще больше! Вот только хватит ли решимости и смелости менять автозвуковой мир, спортивную/околоспортивную его часть, к лучшему... Будем надеяться и верить!

#АМТ #Евразия #Финал2022

6 6 ER 0.1312
Динамик отстает, подгуживает, недостаточно атаки, и прочее...

Многие скажут "подвига то тяжелая", а мы скажем - соотношение подвижной массы и мотора подобрано неверно для задачи, и, конечно, резонансы.

1. Время затухания импульса. Все знаем, подвижке нужно время чтобы остановиться и вернуться в исходную точку, от чего прямо зависит точность воспроизведения следующего импульса. Во многом это время зависит от подвижной массы и характеристик мотора, а не от одного из них. Тяжелая подвижка и сильный мотор останавливаются так же быстро, как и легкая подвижка и слабый мотор.

2. Резонансы. Есть поршневая работа, которой свойственен единственный крупный резонанс, называемый Fs - частота, которую либо хорошо демпфируем корпусом (что, собственно, и считаем), либо слушаем как минимум на октаву выше.
Но это про низкочастотные головки, а НЧ/СЧ, СЧ и множество ВЧ-динамиков устроены иначе. Как только длина волны становится меньше диаметра диффузора, начинается либо спад, либо работа диффузора в зонном режиме и резонансные явления, которые мотором совершенно не контролируются.

Так вот, все озвученные моменты легко изучаемы и исследуемы. Тут, в нашей группе, об этом все будет. Как и обо многом другом, и во всех подробностях.

От усилителей, тест которых готовим, плавно двигаемся к следующей теме...

3 0 ER 0.0759
То, к чему надо стремиться в плане чистоты звука в машине, демонстрирует Clarion APA4400g.

Гармоники -104дБ и ниже, шум -118дБ и ниже. В сумме THD+N тут 0.001%.

Аппарат можно смело записывать в Hi-end. Любые искажения значительно ниже всех слуховых пределов, исходный сигнал на выходе чист как слеза младенца😄

Усилитель мы используем для ряда тестов акустики и отдельных компонентов в тех случаях, когда влияние усилителя необходимо исключить.

3 7 ER 0.1063
Искажения амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).

Искажения АЧХ можно оценить количественно, неравномерностью, и качественно, графиком.

Идеальная АЧХ - прямая горизонтальная линия на графике зависимости амплитуды(громкости) от частоты, говорит о том, что каждая частота воспроизводится с той громкостью, с которой записана.

Искажения АЧХ, то есть, отклонения от горизонтальной прямой, можно оценить количественно, неравномерностью, и качественно, графиком.

Начиная, опять же, с азов, мы знаем что естественные звуки состоят из основного задающего тона, плюс множества дополнительных тонов (обертонов), определяющих "окраску" и позволяющих нам распознать звук.

Проще говоря, естественный звук как отпечаток пальца - штука уникальная и очень сложная. Изменив часть, мы частично или полностью меняем весь звук, его смысл и суть. Из грубого голоса в мягкий и нежный, из агрессивных ударных в приглушенные фоновые, и так далее.

Чем это плохо?

Представьте ситуацию: вы посетили живой концерт и под впечатлением скачиваете альбом, вот только дома оно звучит и близко не так. Голоса исполнителей, инструменты яркие где не нужно, и тусклые где ждем выразительности и напора... И обратная, еще более распространенная ситуация: скачанные треки заслушаны тысячи раз, а впечатления от концерта - такие себе...

Многие пользователи формируют целые фонотеки из любимых композиций, которые целиком летят в мусор при смене одного или нескольких элементов аудиосистемы. "Раньше пело, а теперь как-то не вставляет". Знакомо? 😄

Сложность распознавания и определения мозгом естественных, знакомых звуков и сопутствующей информации - это первая проблема искаженной АЧХ. И, т.к. звуки хорошо знакомы, мы можем понять когда они искажены и принять меры для решения проблемы. В современном мире есть эквалайзер, и он способен на многое!

Психоакустика - вторая, гораздо большая проблема. Слушая ту или иную композицию впервые, мы не знаем как она должна звучать, принимаем "как есть" и так же оцениваем на предмет "нравится\не нравится". В этом случае понять суть проблемы мы способны далеко не всегда, а значит и решить ее оказываемся не в состоянии.

В обоих случаях, ввиду фактического или кажущегося искажения АЧХ, мозг совершает дополнительную работу, чему он никогда не рад, а значит удовольствия от прослушивания (или допамина от мозга) не получить.

Насколько тонкие искажения АЧХ мы слышим?

✅0.01дБ и менее - мы это слышим и реагируем на подсознательном уровне.
✅0.1дБ - слышим и различаем вполне осознанно.
✅1дБ - различаем явным образом, но не выделяем как проблему.
✅3дБ - однозначно различаем, такое искажение меняет восприятие и может быть проблемой.
✅10дБ и более - вдвое и более громче, чем должно быть, не реагировать уже не можем.

Какую информацию мы получаем из звуков?

✅Верхняя середина и верхние частоты: легко и многократно отражаясь от поверхностей, звуки формируют стерео-картину, или звуковую сцену и расположение элементов на ней, расстояния до объектов.
✅Верхние нижние и средние частоты: звуки передают смысловую нагрузку, содержание и характер.
✅Инфра-низкие и низкие частоты: звуки несут данные об объеме и размерах, формируют масштаб звуковой картины как в целом, как и отдельных ее элементов в частности.

Теперь гляньте еще раз на прикрепленный график, что на нем?

1) Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000Гц тут составляет -0.4 - +1дБ, или 1.4дБ. То есть, восприятие звука искажено значительно, но не критично.

2) Мы несколько недооценим размеры и масштабы объектов звуковой сцены - звуки потеряют фундаментальность и объем, образы утратят размер. В большей степени не сможем определить настоящие размеры отдельных объектов композиции, расстояния до них и между ними - нам они покажутся ближе, меньше и резче чем они есть в исходной записи.

Хорошо это или плохо, приемлемо или нет - решать, разумеется, только вам.

Почему настройка АЧХ имеет место быть, ведь искажения - это плохо?

В отличие от гармонических/интермодуляционных искажений, однозначно препятствующих распознаванию звуков и уменьшающих удовольствие от прослушивания музыки, искажения АЧХ работают иным образом - меняют звуковую информацию полностью или частично, не обязательно ухудшая ее разборчивость в целом.

Проще говоря, мы банально не желаем слышать огрехи, допускаемые авторами композиций или звукорежиссерами. И это нормально. Так же нормально желание выделять отдельные составляющие композиций, кажущиеся нам наиболее привлекательными.

Важно понимать, что именно мы меняем, изменяя АЧХ, и к чему это приводит.

2 3 ER 0.0810
Дифракция, или процесс огибания звуковыми волнами препятствий, буквально привносит в наш звук "новые краски", или, проще, "красит звук", искажая АЧХ.

Как лучше избежать проявления дифракции при строительстве акустики - в своих наглядных экспериментах показывает Impulse Audio, сравнивая различное положение твитера, а так же отделку граней лицевой стенки корпуса.

Как обычно, все с цифрами и графиками, понятно и без перевода - как мы любим.

Как видите, рассчитать параметры корпуса - одного только этого знания никогда не было достаточно, все сложнее. Однажды подведем краткие итоги и обобщим информацию по всем последним постам - в них мы собрали основное, что необходимо учесть для строительства правильного, качественного корпуса для домашней акустики.

1 0 ER 0.0353