Статистика ВК сообщества "Мир Психолога | «Иматон»"

0+
imaton.com

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

🎉День рождения Виктора Франкла (26.03.1905)🎉

Виктор Эмиль Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. Является создателем логотерапии — метода экзистенциального психоанализа, ставшего основой Третьей Венской школы психотерапии.

✔В годы Второй мировой войны он получил страшную возможность испытать на себе собственную концепцию. Пройдя нацистские лагеря смерти, он увидел, что наибольший шанс выжить в нечеловеческих условиях имели не крепкие телом, а сильные духом. Те, кто знал, ради чего живет. Книга «Сказать жизни ДА! Психолог в концлагере», рожденная из заметок Франкла того времени, рассказывает прежде всего о внутреннем мире человека, о способности обрести смысл в любой ситуации. Крупнейшие философы считали эту книгу одним из величайших произведений человечества, а миллионам простых людей она помогла изменить свою жизнь.

✔Логотерапия. Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными.  Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
▪с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);
▪с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);
▪посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.

Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. Психотерапевтический аспект логотерапии состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

43 1 ER 1.7300
🎊День рождения Льва Семеновича Выготского (05.11.1896)🎊

Лев Семёнович Выготский — советский психолог, основатель исследовательской традиции, названной в критических работах 1930-х годов «культурно-исторической теорией» в психологии. Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка, возглавлял так называемый «круг Выготского».

Подходя к решению проблемы соотношения развития и обучения, Л.С. Выготский предложил «новое понятие чрезвычайной важности, без которого рассматриваемый вопрос не может быть правильно решен». Речь шла о так называемой зоне ближайшего развития.  Из согласованности обучения с уровнем развития, понимаемой как следование обучения за развитием, вытекала практическая необходимость определения только актуального уровня развития, отражающего запас знаний и умений ребенка, имеющийся к моменту исследования и базирующийся на основе уже сформировавшихся психических функций, то есть на основе уже завершившихся циклов развития. Л.С. Выготский был с этим не согласен, считая, что помимо актуального уровня развития (который определяется традиционными тестами интеллекта и выражается в уровне IQ), необходимо диагностировать также зону ближайшего развития – способность ребенка усваивать новые знания и способы действия, выходящие за пределы его собственных возможностей, с помощью взрослых. Зона ближайшего развития опирается на еще созревающие, еще развивающиеся процессы. Она позволяет заглянуть в будущее и существенно более надежно спрогнозировать динамику развития и успешность школьного обучения.

👉 Методика А. Я. Ивановой "Обучаемость в зоне ближайшего развития" позволяет делать обоснованный прогноз относительно потенциала умственного развития ребенка, исходя из методологических принципов оценки умственного развития, предложенных Львом Семеновичем Выготским. Методика предполагает качественный анализ процесса умственной деятельности и обладает следующими особенностями:

🔸В основе методики лежит оценка переноса нового для ребенка способа действия из одного задания  в другое, новое по характеристикам стимульного материала.
🔸Процедура исследования позволяет также проанализировать качественные особенности процесса усвоения нового материала, отражающие разные аспекты обучаемости (собственная активность ребенка, восприимчивость к помощи взрослого).
🔸Использование геометрических фигур в качестве стимульного материала позволяет применять методику для составления прогноза обучаемости не только детей с высоким и средним  уровнем интеллектуального развития, но и для педагогически запущенных детей, детей с ЗПР, умственно отсталых детей, детей с различными формами речевой патологии и др.
🔸На основании многочисленных исследований при помощи данной методики автор выводит средний показатель обучаемости, необходимый для успешного обучения в общеобразовательной школе.
🔸Методика, исходя из практических соображений (первостепенное значение выявления обучаемости детей, посещающих начальную школу), была разработана для детей в возрасте от 6 до 9 лет.
🔸В сложных ситуациях выбора образовательного маршрута: например, когда ребенок в силу каких-либо причин (стресса, педагогической запущенности, длительных госпитализаций с обследованиями и сформированной негативной установкой по отношению к любому тестированию) плохо справляется с традиционными тестами, ориентированными на вербальный интеллект. Таким образом возможно получить дополнительные аргументы в пользу того или иного варианта обучения.

📌Подробнее о методике на нашем сайте👇

44 2 ER 1.7490
Психологическое насилие, или абьюз, разворачивается по определённому алгоритму, этапы которого последовательно повторяются. Происходят лишь некоторые изменения  наполнения содержания периодов абьюзивного цикла.

1. Этап напряжения характеризуется накоплением и сдерживанием агрессивных импульсов.
2. Период насилия представляет собой постепенно нарастающее или выраженное агрессивное воздействие на жертву.
3. Время примирения начинается после разрядки напряжения абьюзера и жертвы - первый перестал злиться, второму уже незачем бояться.
4. Период спокойствия выражается в нейтрально эмоционально окрашенном совместном проживании абьюзера и жертвы.

113 0 ER 1.3849
🎉День рождения Эрика Берна (10.05.1910)🎉

Эрик Леннард Берн (наст. имя: Леонард Бернстайн) — американский психолог и психиатр. Известен прежде всего как разработчик трансакционного анализа и сценарного анализа.

➗Трансактный анализ.

Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция), направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э. Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.  Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

🔹Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

🔹Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

🔹Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого - роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.; с позиции ребенка - роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя. В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

📌На нашем сайте можно найти портрет Эрика Берна👇

93 3 ER 1.5708
🎉День рождения Станислава Грофа (01.07.1931)🎉

Станислав Гроф — чешско-американский психолог и психиатр, доктор медицины, основатель трансперсональной психологии, один из пионеров в изучении изменённых состояний сознания для лечения, роста и самопознания человека.

🎓Гроф выделил 4 следующих области психики: сенсорный барьер; индивидуальное бессознательное; область рождения и смерти (перинатальный уровень); трансперсональный уровень. Гроф утверждает, что существующие популярные концепции психологии человека (например, теория Фрейда) обычно не принимают во внимание все эти уровни, и потому не способны описать человека в общем, хотя и имеют применение и подтверждение в некотором контексте. На основе своих и схожих исследований Гроф заложил фундамент пре- и перинатальной психологии, которая со временем развилась во всестороннюю картину человеческой психики. В этой теории он связал сложные психологические модели и явления у человека с его внутриутробным и послеродовым опытом.

👶Перинатальные матрицы (базовые перинатальные матрицы или БПМ, англ. Basic Perinatal Matrices; лат. peri —около, лат. natalis — относящийся к рождению, лат. matrix — первопричина) — теоретическая модель о состояниях психики до и во время рождения, относящаяся к трансперсональной и перинатальной психологии. Она была впервые выдвинута в 1975 году Станиславом Грофом. Согласно этой модели, во время внутриутробного развития и родов человек переживает особый опыт, который, в том числе, может быть связан с так называемой «родовой травмой». Утверждается, что перинатальные матрицы оказывают влияние на всю последующую жизнь и могут быть причиной различных психических явлений.

35 2 ER 0.6209
🎉День рождения Мелани Кляйн (30.03.1882)🎉

Мелани Кляйн (1882–1960) — одна из основоположниц психоанализа. Опираясь на открытия Зигмунда Фрейда, она постулировала, что ключевую роль в развитии психики играют взаимоотношения младенца с теми, кто осуществляет за ним уход. Что ещё важнее, Мелани Кляйн пролила свет на ранние психические процессы, формирующие эмоциональный склад и внутренний мир человека. Кляйн, уроженка Центральной Европы, новатор в области детского психоанализа, в течение 30 лет являлась влиятельным членом Британского психоаналитического общества, теории которого порождали много споров. Сегодня можно сказать, что ее работа оказала влияние на развитие психоанализа в мировом масштабе.

✨Мелани Кляйн положила начало новому направлению психоаналитической мысли, постулировав исключительное значение опыта младенчества и раннего детства в формировании эмоционального мира взрослого человека.

✨Развивая и продолжая идеи Зигмунда Фрейда, а также делая выводы из собственного анализа детской игры, Кляйн формулирует новые концепции – такие, как параноидно-шизоидная позиция и депрессивная позиция. Поначалу воспринятые как радикальные и вызывающие сомнения, ее теории легли в основу успешной и продуктивной кляйнианской школы в психоанализе.

✨Детский психоанализ. Мелани Кляйн начала работу под огромным влиянием З. Фрейда. Ее собственное главное достижение состоит в том, что она проследила развитие человеческого сознания до самых ранних его истоков, пролив свет на эмоциональный мир младенцев и маленьких детей. Клиническая работа Кляйн и непосредственные наблюдения за младенцами и их матерями в дальнейшем дали ей еще более глубокое понимание сложных внутренних драм, которые разыгрываются в первые недели и месяцы жизни человека. Она уделяла особое внимание тому, как крошечный младенец справляется с экстремальными психическими состояниями, от интенсивного наслаждения и довольства вследствие того, что его держат на руках, кормят и любят, до отчаяния и фрустрации, которые он переживает, когда слишком долго испытывает голод или страх. М. Кляйн не отходила существенно от исходной модели психики, предложенной Фрейдом, но, не ограничиваясь ее рамками, постулировала радикально новые теории психического развития младенца, показав, как психологические драмы, пережитые в самом раннем возрасте, во многом продолжают определять нашу реакцию на любовь и потерю на протяжении всей жизни. Она одной из первых среди психоаналитиков начала работать с детьми, и ее новаторская техника легла в основу многих сегодняшних клинических обучающих программ в области детской и подростковой терапии.

11 0 ER 0.6373
🎊26 июля 1875 года родился Карл Густав Юнг 🎊

Швейцарский психолог и философ, основатель аналитической психологии.

☝В честь этого события публикуем 5 основных открытий этого замечательного ученого и одной из ключевых фигур психологической науки.

1. Комплексы, архетипы и коллективное бессознательное.

По Юнгу, структура личности (он называл её душой) состоит из Эго, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного. Эго — это то, что мы привыкли называть сознанием, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Личное бессознательное — личный опыт, по каким-то причинам забытый или вытесненный, а также всё то, что мы как будто не замечаем вокруг себя. Личное бессознательное состоит из комплексов — это эмоционально заряженные группы мыслей, чувств и воспоминаний. У каждого из нас есть материнский и отцовский комплексы — эмоциональные впечатления, мысли и чувства, связанные с этими фигурами и сценариями их жизни и взаимодействия с нами.
Коллективное бессознательное содержит мысли и чувства, общие для всех людей, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг: «В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». По аналогии, как комплексы составляют содержание личного бессознательного, коллективное бессознательное состоит из архетипов — первичных образов, которые все люди представляют себе одинаково. К примеру, мы все примерно одинаково реагируем на родителей или незнакомцев, смерть или змею (опасность). Юнг описал много архетипов, среди которых стоят мать, ребёнок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть и т. д. В его трудах многое посвящено тому, что архетипические образы и идеи нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. Юнг подчёркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство именно потому, что они восходят к общим для всего человечества архетипам.

2. Аналитическая психология

Получив в Базельском университете медицинскую степень по психиатрии, молодой Юнг поступил ассистентом в клинику для душевнобольных под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения». Интерес к этому душевному заболеванию и привёл его к работам Фрейда. Вскоре они познакомились лично. Образованность и глубина взглядов Юнга произвели на Фрейда колоссальное впечатление. Последний считал его своим преемником, а в 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако уже в 1913 году они разорвали отношения из-за разницы во взглядах на бессознательное, как я уже говорила выше — Юнг выделил коллективное бессознательное, с чем Фрейд был не согласен, а также расширил и дополнил понятие «комплекс» до того вида, в котором оно дожило до наших дней. И уже дальше Юнг пошёл своим собственным внутренним путём. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного».

В результате этой «самореализации бессознательного» у Юнга появился целый комплекс идей из таких разных областей знания, как философия, астрология, археология, мифология, теология и литература и, конечно, психология, наложенных на его психиатрическое образование и идеи Фрейда о бессознательном. Результатом явилось то, что сегодня называется аналитической психологией.

3. Концепция психологических типов.

Юнг ввёл понятия экстраверсии и интроверсии как основных видов направленности личности (эго-ориентации). Согласно его теории, которая богато подкреплена практикой по всему миру вот уже около 100 лет, обе ориентации существуют в человеке одновременно, но одна из них обычно лидирует. Всем известно, что экстраверт — более открытый и общительный, а интроверт — весь в себе. Это популярная версия этих понятий. На самом же деле всё не совсем так, экстраверты тоже бывают замкнутыми. У экстраверта психическая энергия направлена вовне — на ситуацию и окружающих людей, партнёров. Он воздействует сам на всё это, как будто приводя ситуацию и окружающее в «нужный вид». Интроверт же действует прямо противоположно, так, как будто ситуация и окружающее воздействуют на него, и он вынужден всё время отступать, оправдываться или обороняться. В своей книге «Психологические типы» Юнг приводит возможное биологическое объяснение. Он говорит, что есть два способа приспособления к окружающей среде у животных: неограниченное размножение при подавленном защитном механизме (как у блох, кроликов, вшей) и немногочисленное потомство при великолепных защитных механизмах (как у слонов, ежей и большинства крупных млекопитающих). Таким образом, в природе существует две возможности взаимодействия с окружающей средой: вы можете защищаться от неё, строя свою жизнь максимально независимо (интроверсия), или можете устремиться во внешний мир, преодолевая трудности и завоёвывая его (экстраверсия).
Позже Юнг дополняет свою теорию психотипов четырьмя основными психическими функциями. Это мышление и чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональные). Каждая из этих функций есть у каждого из нас, кроме этого, каждая функция бывает ориентирована вовне или вовнутрь и бывает экстравертной или интроверной. Итого получается 8 разных психических функций. Одна из них является наиболее удобной для адаптации, потому считается ведущей и определяет одноимённый тип личности по Юнгу: мыслящий, чувствующий, ощущающий или интуитивный (экстравертный или интровертный).

4. Ассоциативный метод.

Началось всё с метода свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, вы должны давать ассоциацию на только что возникшую ассоциацию. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке. Предполагается, что в результате вы должны выйти на свой Эдипов комплекс.

Юнг же однажды обратил внимание на то, что над какими-то словами в ассоциативном ряду люди задумываются дольше, чем над другими. Он подумал, что сильные эмоции вызывают ступор или «кашу в голове», и по этой причине выдать резкую реакцию сложнее. Так родился ассоциативный эксперимент Юнга, который прекрасно показан в фильме «Опасный метод». В данном эксперименте Юнг доказывает, что ключевым значением является именно время, затраченное на построение ассоциации. Позже анализируются слова, которые заставляют задуматься (обычно более, чем на 4 секунды), и интерпретируются смыслы ассоциаций.

5. Теория сновидений.

С точки зрения теории Юнга, воздействие сновидений постоянно компенсирует и дополняет видение реальности человеком в сознании. Поэтому осознание и интерпретация сновидений в аналитическом процессе с психологом позволяет обратить явное внимание на неосознаваемое в психике. Например, человек может рассердиться на своего друга, но гнев его быстро проходит. Во сне он может ощущать сильную злость на этого друга. Сохранившийся в памяти сон возвращает сознание человека к уже пережитой ситуации, чтобы привлечь его внимание к сильному чувству гнева, которое было подавлено в силу каких-то причин.

Так или иначе, сновидение рассматривается как прорыв бессознательного содержания в сознание.
Когда пациент рассказывает психоаналитику свой сон, последний может использовать не только ассоциативный ряд пациента, но и знания об архетипах, иерархии и структуре символов. Также интерпретировать сновидения позволяют ещё и сказочные, мифологические сценарии.

📍Наши материалы по психоанализу👇

33 1 ER 0.5050
🎥Подборка фильмов о гиперопеке и токсичных родителях.

Когда мы думаем о родителях, то представляем себе самых справедливых, добрых и понимающих взрослых. Тех, кто всегда готов протянуть руку помощи, защитить от житейских невзгод, поделиться опытом и дать мудрый совет. Тех, кто вдохновляет своим примером и является абсолютным образцом для подражания. К сожалению, не все родители такие. Некоторые жестоко обращаются с детьми. Другие, наоборот, душат их чрезмерной заботой и опекой. В результате дети получают психологические травмы, от которых потом страдают и во взрослой жизни. Мы выбрали несколько тематических фильмов, которые полезно будет посмотреть всем взрослым. Тем, у кого уже есть дети, и тем, кто только собирается ими обзавестись.

⚡«Взаперти», 2020
Диана — заботливая мать, явно страдающая синдромом Мюнхгаузена. Она настолько озабочена жизнью, здоровьем и благополучием своей 17-летней, прикованной к инвалидному креслу, дочери, что окружила ее заботой, которая порой переходит все разумные пределы.

⚡«Август», 2013
На фоне залитых солнцем живописных пейзажей Оклахомы виднеется старый двухэтажный дом, в который однажды приезжают все члены большого семейства Уэстон. Причина встречи родственников — исчезновение отца, некогда прославленного поэта Беверли Уэстона. Казалось бы, больная раком мать и три дочери, пережившие в жизни не одно эмоциональное потрясение, должны были слиться в крепких объятьях. Но когда все члены этой родни соберутся за одним столом, дух конфликтов, противостояния и длительного непонимания накалит воздух до предела.

⚡«Стеклянный замок», 2017
Сюжет картины основан на биографическом произведении Джанет Уоллс и рассказывает историю о нонконформистской семье, которая состоит из харизматичного отца, эксцентричной матери и их четверых детей. Семья росла в крайней бедности и постоянно скрывалась от уплаты налогов, переезжая с места на место. Пытаясь приукрасить такую нестандартную жизнь, отец вдохновлял детей мечтами о свободе и путешествиях, а также огромном стеклянном доме, в котором совсем скоро они поселятся.

⚡«Похороните меня за плинтусом», 2008
Тяжелый российский фильм о 8-летнем Саше Савельеве, который очень болен. У него стафилококк, синусит, гайморит, фронтит и огромное количество других заболеваний. По крайней мере, это он постоянно слышит от бабушки, на воспитании которой находится всю свою жизнь. Мама у мальчика есть, но вот бабушка с дедушкой не считают ее достойной матерью и не доверяют ей воспитание единственного внука. Так и живет Саша, мечтая когда-нибудь вырваться из удушающего плена любви и заботы.

⚡«Нелюбовь», 2017
В жизни так часто случается: когда отношения между взрослыми остывают, проходит любовь и к общему ребенку. Маленький Алеша это знает, как никто другой. Имея обоих родителей, он ощущает себя никому не нужным сиротой. Мама не перестает напоминать мальчику о том, что посвятила ему жизнь, пожертвовав личным временем и счастьем. Отец давно строит отношения с другой женщиной, и вскоре станет родителем во второй раз. Понимая, что в этой семье совсем нет для него места, однажды Алеша бесследно исчезает.

⚡«Дорогая мамочка», 1981
Драматический фильм режиссера Фрэнка Перри основан на биографии Кристины Кроуфорд — приемной дочери знаменитой голливудской актрисы Джоан Кроуфорд. Картина позволяет зрителю заглянуть за кулисы творческой жизни дивы и увидеть ее в новом амплуа: матери с невыносимым характером, фанатично преданной миру искусства. Главную роль в ленте исполнила Фэй Данауэй, ярко показавшая все темные стороны личности актрисы: разочарования, страхи и беспомощность, которые она без зазрения совести вымещала на собственных детях.

⚡«Леди Бёрд», 2018
Когда тебе 16, ты ощущаешь себя вольной птицей. Мир манит тебя своим многообразием, обещая скорую реализацию любых, даже самых смелых, мечтаний. В этом возрасте не хочется слушать тех, кто остерегает, предупреждает и утомляет скучным бормотанием о том, что в жизни не все так просто. Кристин Макферсон тесно под опекой слишком приземленной матери. Она хочет учиться, работать, играть на сцене, влюбляться, водить машину… И совсем скоро все это ее ожидает. Но будет ли счастлива героиня, и наладит ли отношения со своей гиперопекающей мамой?


⚡«Геля», 2015
Остросоциальная короткометражка, дебютная работа режиссера Ксении Зуевой, рассказывает о 25-летней Геле, которая жаждет вкусить все прелести жизни, но вынуждена коротать время у постели деспотичной матери-инвалида. Разрываясь между выполнением дочернего долга и мечтами о собственном благополучии, девушка постоянно конфликтует с матерью, критикующей ее за лишний вес и вызывающий внешний вид. Фильм был высоко оценен критиками как драма, правдиво отображающая реалии жизни, и признан лучшим на международном фестивале «KONIK».

89 1 ER 1.3662
📚«Современные дети и их несовременные родители», Млодик И. Ю.

Наши отношения с детьми в точности копируют отношения с нашим «внутренним ребенком», которые, в свою очередь, повторяют модель отношения взрослых к нам, когда мы сами были детьми. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это… Если, конечно, не займутся самоисследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Книга именно об этом.

Психологическую часть дополняет художественный рассказ, который ведется от лица ребенка и дает возможность представить, что он мог бы рассказать взрослым, если бы умел выражать свои мысли.

Издание будет интересно и родителям, и выросшим детям, пытающимся разобраться в своей жизни.

58 0 ER 0.5344
🎉День рождения Блюмы Вульфовна Зейгарник (09.11.1900)🎉

Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии.

✨Эффект Зейгарник.

Психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Б. В. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой её дипломной работы. Феномен воспроизведения незавершённых действий также исследовался Куртом Левином. Согласно его теории поля, доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряжённости, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении. В его экспериментах творческую деятельность детей прерывали и предлагали им другое занятие. В случае нереализованности остатка потенциала дети при первой возможности стремились завершить неоконченное дело.

В среднем незавершённые действия у здоровых участников экспериментов вспоминались на 90 % лучше, чем завершённые.

💫Понятие «закрытого гештальта».

Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард. Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.

Стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.

32 0 ER 0.7923