Просто Т-90А на фоне гор.
#Россия@panzer.battalion #Танки@panzer.battalion
Количество постов 12 063
Частота постов 16 часов 23 минуты
ER
94.01
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Производство основного танка Т-80У:
1989 - 50 шт;
1991 - 150 шт;
1992 - 5 шт;
1993 - 65 шт;
1994 - 92 шт;
1995 - 51 шт;
1996 - 18 шт.
+33-45 харьковских танка произведены в 83-84 гг.
Итого: 464-476 машин с 1983 по 1996-й гг.
Сейчас в строю порядка 150-160 Т-80У, в 90-е часть машин передали в Корею и Кипр. Сколько осталось на хранении живых «Ушек» неизвестно, но явно не так уж и много. Вымирающий вид?;)
#Россия@panzer.battalion #Танки@panzer.battalion #СССР@panzer.battalion
1989 - 50 шт;
1991 - 150 шт;
1992 - 5 шт;
1993 - 65 шт;
1994 - 92 шт;
1995 - 51 шт;
1996 - 18 шт.
+33-45 харьковских танка произведены в 83-84 гг.
Итого: 464-476 машин с 1983 по 1996-й гг.
Сейчас в строю порядка 150-160 Т-80У, в 90-е часть машин передали в Корею и Кипр. Сколько осталось на хранении живых «Ушек» неизвестно, но явно не так уж и много. Вымирающий вид?;)
#Россия@panzer.battalion #Танки@panzer.battalion #СССР@panzer.battalion
— Вы продаёте «Арматов»?
— Нет, просто показываю.
— Красивое.
#Юмор@panzer.battalion
— Нет, просто показываю.
— Красивое.
#Юмор@panzer.battalion
Немецкие бочки 1944 года, как дополнительные топливные баки на польском Т-72М/М1.
#Польша@panzer.battalion
#Танки@panzer.battalion
#Польша@panzer.battalion
#Танки@panzer.battalion
Баян наверное уже, но пусть тут тоже будет.
Башня Т-14 без кожуха.
#Россия@panzer.battalion #Танки@panzer.battalion
Башня Т-14 без кожуха.
#Россия@panzer.battalion #Танки@panzer.battalion
Телеканал «Звезда». Передача с участием Т-14. Стреляют по Т-72Б3 с КАЗ:
"Щас мы вам покажем, как работает КАЗ. Но увы, что было после выстрела, мы не имеем права показывать".
Ноу дискасс
"Щас мы вам покажем, как работает КАЗ. Но увы, что было после выстрела, мы не имеем права показывать".
Ноу дискасс
Насколько число членов экипажа танка влияет на его боевую эффективность? Кто-то считает, что три человека в танке с автоматом заряжания — оптимальный вариант. Кто-то, напротив, что лучше иметь четырех человек в экипаже, пусть и без АЗ. На этот счет рассуждал в своей книге и Ю.П. Костенко, который пришел к неожиданным, лично для меня, выводам:
«…значительную часть времени танк находится вне поля боя, где он временно превращается в боевую машину, которую надо чистить, смазывать, заправлять горючим, пополнять ее боекомплект, восстанавливать ходовую часть (заменяя изношенные или поврежденные опорные катки и траки гусеницы), промывать засорившиеся воздухоочистители, чистить и смазывать вооружение. Здесь грани специализации между танкистами стираются, и они превращаются просто в "экипаж машины боевой". Здесь для того чтобы заменить трак гусеницы или почистить 125-мм пушку, нужны минимум 3 человека. Это физически очень тяжелая и грязная (в прямом смысле этого слова) работа.
Е. А. Морозов, раздумывая над тем, как уменьшить экипаж танка до 2-х человек, провел хронометраж на Т-64 (экипаж 3 человека) и получил следующие данные:
Время обслуживания Т-64А c тремя членами экипажа
Очистка от пыли и грязи снаружи/внутри — 60/30 мин
Полная заправка топливом — 54 мин
Открытие МТО — 60 мин
Проверка:
- натяжения гусениц и подтяжка — 45-60 мин
- комплекта вооружения — 36/72 мин
- чистоты лотков МЗ и снарядов — 90 мин
Чистка и смазка пулемета — 90 мин
Всего — 540 мин (9 часов)
Итак, 9 часов непрерывного физически тяжелого труда, после которого необходимо дать людям возможность минимально помыться, принять пищу, отдохнуть и набраться сил для следующей боевой операции.
Здесь меня могут упрекнуть, что я слишком много внимания уделяю вопросам технического обслуживания. Могут сказать, что в войну экипажу Т-34 было нелегко, но он ведь справлялся со своими обязанностями и Т-34 имел высочайшую боевую эффективность. Могут сказать, что на послевоенных отечественных танках резко повышены боевые характеристики за счет: введения стабилизации вооружения, введения дальномеров, введения МЗ и, наконец, за счет введения ракетного вооружения.
А как при всем этом мы изменили условия работы человека в бою? Мы забыли, что "Человек является интегратором и регулятором ТТХ танка".
Вот что по этому поводу говорится в отчете НИИ-2 "О результатах выполнения НИР "Дедукция" (18 февраля 1972 г.):
"– Если взять нагрузку на оператора-наводчика Т-34 за единицу, то в Т-55 и Т-62 она возросла на 60 %, в Т-64 на 70 %, в ИТ-1 на 270%".
И еще в этом же отчете:
" – Увеличение количества операций и их усложнение повышают количество отказов вооружения танка, возникающих по вине экипажа (в Т-55 – 32%, в Т-62 – 64%). В то же время техническая надежность Т-62 выше, чем Т-55: для технических отказов Т-62 – 35 % у Т-55 – 68 %.
Неполная надежность танков снижает их эффективность на 16%".
Можно приводить еще примеры того, как в погоне за высокими боевыми характеристиками в отечественном танкостроении, за счет грубого пренебрежения человеческим фактором снижали одновременно боевую эффективность танков.
Я приведу еще один пример, который, на мой взгляд, имеет для танковых войск принципиальное значение. Это приказ времен Великой Отечественной войны. Он короткий, я приведу его полностью.
"Приказ "О назначении командного состава на средние и тяжелые танки"
№ 0400 9 октября 1941 г.
Для повышения боеспособности танковых войск, лучшего их боевого использования во взаимодействии с другими родами войск назначать:
1. На должности командиров средних танков* младших лейтенантов и лейтенантов.
2. На должности командиров взводов средних танков* старших лейтенантов.
3. На должности командиров рот танков КВ – капитанов, майоров.
4. На должности командиров рот средних танков* – капитанов.
5. На должности командиров батальонов тяжелых и средних танков* – майоров, подполковников.
Начальнику финансового управления Красной Армии внести соответствующие изменения в оклады содержания.
* Слова -средних танков- вписаны И. Сталиным красным карандашом вместо "танков Т-34".
Народный комиссар обороны
И. Сталин"
Этот приказ – пример того, как кровопролитная война учила наше Верховное Главнокомандование понимать значение человеческого фактора в бронетанковой технике и значение человека в повышении боевой эффективности танка.
Но война кончилась, и ее уроки начали забываться. Новые послевоенные танки становились все сложнее и сложнее в техническом отношении. Так, если в серийном производстве 1 января 1946 г. трудоемкость Т-34 составляла 3203 нормо-часа, то трудоемкость Т-55 (на 1 января 1968 г.) составляла 5723 нормо-часа, трудоемкость Т-62 (на 1 января 1968 г.) составляла 5855 нормо-часов и трудоемкость Т-64 (на 1 января 1968 г.) составляла 22564 нормо-часа. При этом по сравнению с Т-34 экипаж Т-55 и Т-62 был меньше на одного человека (4 человека вместо 5 на Т-34) и, что особенно отрицательно сказалось на боевой эффективности этих танков, должность командира танка из разряда офицерских была переведена снова в разряд сержантских. На Т-64 экипаж был уменьшен вообще до 3 человек, и при этом в танковых частях была упразднена должность зампотеха роты и на освободившееся в штатном расписании место была введена должность замполита. В итоге боевую подготовку будущий командир танка проходил в течение полугода в учебных подразделениях наравне с остальными членами экипажа. О последствиях таких решений танкистов ВНИИтрансмаш в 1988 году в своем отчете по НИР "Исследование основных направлений развития УТС к бронетанковой технике" (шифр "Содержание-3") писал:
" ...с одной стороны, постоянное качественное обновление техники и непродолжительный срок службы массовых контингентов личного состава, с другой, существенно усложняют задачи боевой подготовки.
Особенностями процесса подготовки солдат и младших командиров является то, что в течение полугода из вчерашних школьников, зачастую плохо знающих русский язык, в учебных подразделениях требуется подготовить воинов, владеющих современным оружием.
<...>
По заключению психологов, уровень организации и техническая оснащенность учебного процесса в учебных подразделениях... существенно отстают от уровня сложности изучаемых объектов. По обобщению результатов опроса выпускников учебного центра, они подготовлены для эксплуатации объектов в лучшем случае на 30 – 40 % (подчеркнуто мной), готовы лишь к самой поверхностной его эксплуатации, без детального знания его систем и комплексов".
Данные проведенной НИР подтверждают:
"...что боевая эффективность танка может изменяться на порядок в зависимости от уровня обучения и тренированности экипажа".
И в заключение:
"Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебно-боевых машинах за 2 года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 %" (подчеркнуто мной).
Обобщая все сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Экипаж танка целесообразно иметь из 4-х человек: командир танка (он же командир взвода, или роты, или батальона), наводчик-оператор, механик-водитель, заряжающий.
2. В конструкции танка целесообразно иметь механизм заряжания. При этом в функции заряжающего должны входить управление и обслуживание механизма заряжания, работа на рации и стрельба из зенитного пулемета.
3. Командиром танка должен быть офицер со средним военно-техническим образованием.
4. Уровень боевой и технической подготовки экипажа должен обеспечивать реализацию не менее 90 % боевых качеств машины в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.
Последнее требование наиболее полно возможно реализовать при переходе на профессиональную армию. С призывным контингентом реализовать пункт 4 будет много сложнее и, главное, после демобилизации, в гражданской жизни, человек быстро утратит специфические навыки и знания танкиста и, следовательно, в случае мобилизации будет профессионально непригоден для эффективного использования в современном танке.
Принципиальные вопросы, связанные с экипажем танка, требуют кардинального решения.
Посылать в бой современную сложную машину, заранее зная, что ее экипаж не имеет нужных знаний и навыков управления ею, – значит, сознательно обрекать на гибель и технику, и людей».
#ТАНКИ@panzer.battalion
«…значительную часть времени танк находится вне поля боя, где он временно превращается в боевую машину, которую надо чистить, смазывать, заправлять горючим, пополнять ее боекомплект, восстанавливать ходовую часть (заменяя изношенные или поврежденные опорные катки и траки гусеницы), промывать засорившиеся воздухоочистители, чистить и смазывать вооружение. Здесь грани специализации между танкистами стираются, и они превращаются просто в "экипаж машины боевой". Здесь для того чтобы заменить трак гусеницы или почистить 125-мм пушку, нужны минимум 3 человека. Это физически очень тяжелая и грязная (в прямом смысле этого слова) работа.
Е. А. Морозов, раздумывая над тем, как уменьшить экипаж танка до 2-х человек, провел хронометраж на Т-64 (экипаж 3 человека) и получил следующие данные:
Время обслуживания Т-64А c тремя членами экипажа
Очистка от пыли и грязи снаружи/внутри — 60/30 мин
Полная заправка топливом — 54 мин
Открытие МТО — 60 мин
Проверка:
- натяжения гусениц и подтяжка — 45-60 мин
- комплекта вооружения — 36/72 мин
- чистоты лотков МЗ и снарядов — 90 мин
Чистка и смазка пулемета — 90 мин
Всего — 540 мин (9 часов)
Итак, 9 часов непрерывного физически тяжелого труда, после которого необходимо дать людям возможность минимально помыться, принять пищу, отдохнуть и набраться сил для следующей боевой операции.
Здесь меня могут упрекнуть, что я слишком много внимания уделяю вопросам технического обслуживания. Могут сказать, что в войну экипажу Т-34 было нелегко, но он ведь справлялся со своими обязанностями и Т-34 имел высочайшую боевую эффективность. Могут сказать, что на послевоенных отечественных танках резко повышены боевые характеристики за счет: введения стабилизации вооружения, введения дальномеров, введения МЗ и, наконец, за счет введения ракетного вооружения.
А как при всем этом мы изменили условия работы человека в бою? Мы забыли, что "Человек является интегратором и регулятором ТТХ танка".
Вот что по этому поводу говорится в отчете НИИ-2 "О результатах выполнения НИР "Дедукция" (18 февраля 1972 г.):
"– Если взять нагрузку на оператора-наводчика Т-34 за единицу, то в Т-55 и Т-62 она возросла на 60 %, в Т-64 на 70 %, в ИТ-1 на 270%".
И еще в этом же отчете:
" – Увеличение количества операций и их усложнение повышают количество отказов вооружения танка, возникающих по вине экипажа (в Т-55 – 32%, в Т-62 – 64%). В то же время техническая надежность Т-62 выше, чем Т-55: для технических отказов Т-62 – 35 % у Т-55 – 68 %.
Неполная надежность танков снижает их эффективность на 16%".
Можно приводить еще примеры того, как в погоне за высокими боевыми характеристиками в отечественном танкостроении, за счет грубого пренебрежения человеческим фактором снижали одновременно боевую эффективность танков.
Я приведу еще один пример, который, на мой взгляд, имеет для танковых войск принципиальное значение. Это приказ времен Великой Отечественной войны. Он короткий, я приведу его полностью.
"Приказ "О назначении командного состава на средние и тяжелые танки"
№ 0400 9 октября 1941 г.
Для повышения боеспособности танковых войск, лучшего их боевого использования во взаимодействии с другими родами войск назначать:
1. На должности командиров средних танков* младших лейтенантов и лейтенантов.
2. На должности командиров взводов средних танков* старших лейтенантов.
3. На должности командиров рот танков КВ – капитанов, майоров.
4. На должности командиров рот средних танков* – капитанов.
5. На должности командиров батальонов тяжелых и средних танков* – майоров, подполковников.
Начальнику финансового управления Красной Армии внести соответствующие изменения в оклады содержания.
* Слова -средних танков- вписаны И. Сталиным красным карандашом вместо "танков Т-34".
Народный комиссар обороны
И. Сталин"
Этот приказ – пример того, как кровопролитная война учила наше Верховное Главнокомандование понимать значение человеческого фактора в бронетанковой технике и значение человека в повышении боевой эффективности танка.
Но война кончилась, и ее уроки начали забываться. Новые послевоенные танки становились все сложнее и сложнее в техническом отношении. Так, если в серийном производстве 1 января 1946 г. трудоемкость Т-34 составляла 3203 нормо-часа, то трудоемкость Т-55 (на 1 января 1968 г.) составляла 5723 нормо-часа, трудоемкость Т-62 (на 1 января 1968 г.) составляла 5855 нормо-часов и трудоемкость Т-64 (на 1 января 1968 г.) составляла 22564 нормо-часа. При этом по сравнению с Т-34 экипаж Т-55 и Т-62 был меньше на одного человека (4 человека вместо 5 на Т-34) и, что особенно отрицательно сказалось на боевой эффективности этих танков, должность командира танка из разряда офицерских была переведена снова в разряд сержантских. На Т-64 экипаж был уменьшен вообще до 3 человек, и при этом в танковых частях была упразднена должность зампотеха роты и на освободившееся в штатном расписании место была введена должность замполита. В итоге боевую подготовку будущий командир танка проходил в течение полугода в учебных подразделениях наравне с остальными членами экипажа. О последствиях таких решений танкистов ВНИИтрансмаш в 1988 году в своем отчете по НИР "Исследование основных направлений развития УТС к бронетанковой технике" (шифр "Содержание-3") писал:
" ...с одной стороны, постоянное качественное обновление техники и непродолжительный срок службы массовых контингентов личного состава, с другой, существенно усложняют задачи боевой подготовки.
Особенностями процесса подготовки солдат и младших командиров является то, что в течение полугода из вчерашних школьников, зачастую плохо знающих русский язык, в учебных подразделениях требуется подготовить воинов, владеющих современным оружием.
<...>
По заключению психологов, уровень организации и техническая оснащенность учебного процесса в учебных подразделениях... существенно отстают от уровня сложности изучаемых объектов. По обобщению результатов опроса выпускников учебного центра, они подготовлены для эксплуатации объектов в лучшем случае на 30 – 40 % (подчеркнуто мной), готовы лишь к самой поверхностной его эксплуатации, без детального знания его систем и комплексов".
Данные проведенной НИР подтверждают:
"...что боевая эффективность танка может изменяться на порядок в зависимости от уровня обучения и тренированности экипажа".
И в заключение:
"Учитывая малые нормы расхода ресурса и боеприпасов, обусловленные их высокой стоимостью, количество тренировок экипажей на учебно-боевых машинах за 2 года службы настолько мало, что не обеспечивается формирование и закрепление устойчивых навыков боевой работы, а реализация боевых качеств машин экипажем в среднем не превышает 60 %" (подчеркнуто мной).
Обобщая все сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Экипаж танка целесообразно иметь из 4-х человек: командир танка (он же командир взвода, или роты, или батальона), наводчик-оператор, механик-водитель, заряжающий.
2. В конструкции танка целесообразно иметь механизм заряжания. При этом в функции заряжающего должны входить управление и обслуживание механизма заряжания, работа на рации и стрельба из зенитного пулемета.
3. Командиром танка должен быть офицер со средним военно-техническим образованием.
4. Уровень боевой и технической подготовки экипажа должен обеспечивать реализацию не менее 90 % боевых качеств машины в условиях, максимально приближенных к боевой обстановке.
Последнее требование наиболее полно возможно реализовать при переходе на профессиональную армию. С призывным контингентом реализовать пункт 4 будет много сложнее и, главное, после демобилизации, в гражданской жизни, человек быстро утратит специфические навыки и знания танкиста и, следовательно, в случае мобилизации будет профессионально непригоден для эффективного использования в современном танке.
Принципиальные вопросы, связанные с экипажем танка, требуют кардинального решения.
Посылать в бой современную сложную машину, заранее зная, что ее экипаж не имеет нужных знаний и навыков управления ею, – значит, сознательно обрекать на гибель и технику, и людей».
#ТАНКИ@panzer.battalion