Респ. Коми. Нац. Парк Югыд Ва (светлая вода)
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Количество постов 9 686
Частота постов 5 часов 58 минут
ER
48.50
60.10%
39.90%
30.77% подписчиков от 45
94.57%
1.88%
0.65%
0.18%
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Смотри внучок, это наша Родина.
Автор: Иван Григорьев
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Автор: Иван Григорьев
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Вологодская область, Великоустюгский район, деревня Кичуга
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Всем привет!!
Я из Заполярья, Мурманская область, Ловозерский район.
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Я из Заполярья, Мурманская область, Ловозерский район.
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
[club99252109|Евпатий Коловрат] — легендарный русский богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя. Единственным древнерусским источником, упоминающим о Евпатии Коловрате, является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Узнав о разорении Рязани, Евпатий, с отрядом в 1700 человек, пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард.
Легендарная биография.
Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».
Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.
Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.
Историчность Евпатия.
1. Н. Карамзин пересказывает содержание повести, не подвергая сомнению историчность Евпатия.
2. Д. Иловайский аналогично: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».
3. Современные исследователи Повести (Комарович, Лихачев, Лобакова, Клосс) считают, что рассказ о Коловрате является позднейшей вставкой.
4. Д. Лихачёв писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
Евпатий Коловрат в культуре.
1. Поэзия и литература:
- Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
- Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
- Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
- Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
- Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
- Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
- Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
- Владимир Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
- Владимир Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
- Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
- Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
- Вронский Ю. П. Злой город (1976)
- Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
- Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)
2. Мультипликация:
- «Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)
- «Сказание о Евпатии Коловрате» (художник Б. Пашков, студия «Диафильм», 1988)
3. Кино:
- Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.
4. Музыка:
- Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
- Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
- Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
- Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
- Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
- Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
- Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
- Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
- Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
- Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)
5. Компьютерные игры:
- Компьютерная игра «Золотая Орда» (2008).
Памятники.
В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:
- Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.
- Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет».
- Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
#РС #РусскийСевер #Русский_Север
Легендарная биография.
Родился в Старорязанском стане княжества. Рязанскими историками это место называлось Урсовский городок. Располагался на территории Воинского уезда княжества. Находясь в Чернигове (согласно «Повести о разорении Рязани Батыем» с рязанским князем Ингварем Ингваревичем), по одной из версий, с посольством с просьбой о помощи Рязанскому княжеству против монголов и узнав об их вторжении в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань (Старую). Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены». Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…».
Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». И получил ответ — «Только умереть!». Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навадиша на него множество по́роков, и нача бити по нем ис тмочисленых по́роков, и едва убиша его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых рязанским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
В некоторых (не ранних) редакциях «Повести» указывается отчество Евпатия — Львович и рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года. При этом точные дата и место сражения Коловрата с монголами в легендах не уточняются. Согласно «Повести», Коловрат нагнал монголов в пределах земли Суздальской. Последним городом Рязанской земли на пути монголов была Коломна, под которой монголы были, по разным оценкам, 1 января (Храпачевский Р. П.) или 10 января (Каргалов В. В.) 1238 года. При этом, по версии Каргалова В. В., Коловрат сражался с монголами ещё на пути между Рязанью и Коломной. Первым же городом Суздальской земли на пути монголов стала Москва, осаждённая 15 января и взятая 20 января 1238 года.
Былинные отклики и параллели к сказанию приведёны у М. Г. Халанского, «Великорусские былины киевского цикла», 1885.
Историчность Евпатия.
1. Н. Карамзин пересказывает содержание повести, не подвергая сомнению историчность Евпатия.
2. Д. Иловайский аналогично: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».
3. Современные исследователи Повести (Комарович, Лихачев, Лобакова, Клосс) считают, что рассказ о Коловрате является позднейшей вставкой.
4. Д. Лихачёв писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу».
Евпатий Коловрат в культуре.
1. Поэзия и литература:
- Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)
- Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)
- Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)
- Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)
- Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)
- Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)
- Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)
- Владимир Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)
- Владимир Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)
- Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)
- Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)
- Вронский Ю. П. Злой город (1976)
- Д. О. Силлов «Злой город» (2007)
- Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)
2. Мультипликация:
- «Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)
- «Сказание о Евпатии Коловрате» (художник Б. Пашков, студия «Диафильм», 1988)
3. Кино:
- Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.
4. Музыка:
- Юрий Белоусов — Легенда о Коловрате (2015)
- Группа «Иван Царевич» — песня «Коловрат» (2016)
- Алексей Красавин — песня «Евпатий Коловрат» (2003)
- Группа «Киборг» — песня «Евпатий Коловрат» (2007)
- Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)
- Группа «Моя Дерзкая Правда» — песня «Евпатий Коловрат»
- Группа «Возвращение» — песня «Коловрат»
- Группа «Путь Солнца» — песня «Ни шагу назад»
- Группа «GjeldRune» — песня «Коловрат» (2014)
- Группа «Прохожий» — песня «Евпатий Коловрат» (2018)
5. Компьютерные игры:
- Компьютерная игра «Золотая Орда» (2008).
Памятники.
В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:
- Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.
- Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет».
- Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.
#РС #РусскийСевер #Русский_Север