В прошлом году в океанариуме косатка выпрыгнула из бассейна,
схватила своего тренера за голову, утащила её под воду и сожрала её в конце живого представления. Потому что это, блять, кит-убийца. Никто ничего не сделал. И там было ясное послание на справедливость. Потому что…
Во-первых, ты не тренер косаток. Ты можешь себя так назвать, влезть в костюм касатки из спандекса, но тренером косаток ты не станешь. Потому что и моих малых познаний в морской биологии достаточно, чтобы знать, что косатки уже вполне тренированы. Они уже готовые косатки. Разве что ты тренируешь их кувыркаться за сардины и танцевать на хвосте, чего они в природе не делают. Ты делаешь из них цирковых мартышек, дразня пищей. Ты не тренируешь их, ты играешь с огнём. Ты доёбываешься до косаток. Вот, что ты делаешь. Ты не даёшь косатке еду, пока она не выполнит что-то противоестественное.
Предположим, я сейчас слетаю в Сомали, где ужасная засуха последние 60 лет. Соберу дюжину умирающих с голоду детишек и привезу сюда, чтобы помочь им. Но сперва они у меня продефилируют по сцене, а я буду тащить на веревочке сосиску, чтобы они перепрыгивали через горящие обручи, а в конце велю им встать в ряд и подпрыгивать на цыпочках, чтобы достать сосиску.
«Та-даа!»
Вы бы не называли меня тренером. Вы бы называли меня мудаком и стали бы громко хлопать, если бы они бросились на меня и разорвали мне башку перед забитым зрительным залом
Даг Стэнхоуп
Количество постов 11 036
Частота постов 3 часа 50 минут
ER
33.16
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Пока ты боишься облажаться, ты не получаешь опыт,
Пока ты стесняешься, ты упускаешь возможность,
Пока ты сомневаешься, ты упускаешь время,
Пока ты боишься показаться странным, ты теряешь свою уникальность,
Пока ты живешь в голове, ты ничего не делаешь в реальности
Пока ты стесняешься, ты упускаешь возможность,
Пока ты сомневаешься, ты упускаешь время,
Пока ты боишься показаться странным, ты теряешь свою уникальность,
Пока ты живешь в голове, ты ничего не делаешь в реальности
Обращая внимание на привлекательного мускулистого парня или на девушку с красивыми пухлыми губами, мы всего лишь подчиняемся эволюционно обусловленному стремлению завести здоровое потомство. Вот почему вы пользуйтесь помадой, надеваете откровенное белье или отращиваете густые волосы — так вы демонстрируете готовность иметь детей
Ханна Фрай Математика любви
Любовь – это зависимость, причем не в образном, а в прямом смысле слова. [...] Но хуже всего то, что любовь – лишь химические вещества, стимулирующие активность определенных нейронных цепей и предназначенные не для того, чтобы возносить человека на высший духовный уровень, а чтобы сделать размножение привлекательным и превратить нас в сырье для эволюции
Ларри Янг, Брайан Александер Химия любви.
Ханна Фрай Математика любви
Любовь – это зависимость, причем не в образном, а в прямом смысле слова. [...] Но хуже всего то, что любовь – лишь химические вещества, стимулирующие активность определенных нейронных цепей и предназначенные не для того, чтобы возносить человека на высший духовный уровень, а чтобы сделать размножение привлекательным и превратить нас в сырье для эволюции
Ларри Янг, Брайан Александер Химия любви.
>Разве стремление понять мир как можно полнее - признак недостаточного смирения? Я считаю, что смирение - самое естественное чувство, когда мы противостоим Вселенной, но пусть оно не мешает нам познавать природу этого мира, который так удивителен. Когда мы изучаем природу, наша любовь к ней должна питаться знанием истины, а не вымыслами, основанными на неведении и самообмане. Для меня, намного лучше познавать Вселенную такой, какая она есть, чем настаивать на заблуждении, удобном и обнадеживающим. Ненасытная жажда знаний, присущая большинству детей, и опыт уцелевших еще племен охотников и собирателей, подтверждают: склонность к научным знаниям глубоко укоренена в каждом из нас, во все эпохи, во всех краях земли и во всех культурах. Это гарантия выживания человечества. Это - наше природное право и наследие. И если своим равнодушием и невниманием, из невежества или страха перед скептическим анализом мы отваживаем детей от науки, тем самым мы лишаем их главных инструментов, с помощью которых они могли бы созидать свое будущее. Родители должны учить детей терпению и упорству. Главное, что они могут дать детям, - уважение к усердному труду, но это словами не воспитывается. Упорству научатся те дети, которые видят, как упорно трудятся их родители и никогда не сдаются.
Карл Саган #CarlSagan #КарлСаган
#Carl_Sagan #Карл_Саган
Карл Саган #CarlSagan #КарлСаган
#Carl_Sagan #Карл_Саган
Брюер утверждает, что при формировании привычки в мозге происходят одни и те же базовые процессы обучения. Для мозга нет разницы, чему именно мы обучаемся — одеваться по утрам, завязывать шнурки или курить. Трёхлетний ребёнок сам засовывает ногу в штанину, мама его хвалит и целует в щёчку, малыш радуется, и потом будет стремиться повторить это действие. Мы видим вкусный чизкейк на прилавке, мозг говорит нам, что это еда, и от неё зависит наше выживание, мы покупаем чизкейк и съедаем его. Если он оказался вкусным, мы будем воспроизводить это поведение. Если нам грустно, наш мозг услужливо подкинет нам готовую идею по улучшению самочувствия — съесть чизкейк. Для мозга это всё, конечно, хорошо, он просто выполняет свою работу, а вот нам теперь придётся чизкейками заедать любой стресс.
Для мозга это всё, конечно, хорошо, он просто выполняет свою работу, а вот нам теперь придётся чизкейками заедать любой стресс.
В этом смысле мы недалеко ушли от морских слизней, поведение которых построено на двоичной схеме: двигаться к пище или удаляться от ядовитых веществ. Мы так же двигаемся по направлению к удовольствиям и избегаем дискомфорта.
К бихевиоризму Скиннера, который первым экспериментально подтвердил принципы положительного и отрицательного подкрепления, можно относиться с достаточной долей критики, но невозможно спорить с тем, что многое в нашем поведении контролируется именно этими базовыми принципами обучения, хотим мы этого или нет. Шоколад — это хорошо и вкусно. Бокальчик вина за ужином — это приятно. Место женщины — дома. Подобные установки формируются практически без нашего сознательного участия и чрезвычайно крепки. Попадая в петлю зависимости, человеку сложно осознать своё реальное состояние и справиться с причинами проблем. Выйти из такой петли, по Бюргеру, возможно только с помощью практик осознанности.
В своей книге «Зависимый мозг», выпущенной на русском языке издательством «Манн, Иванов и Фербер», Жадсон Брюер раскладывает по полочкам зависимости, с которыми живёт современный человек — от еды, алкоголя, курения, интернета, самих себя… Приводим адаптированные выдержки из главы «Зависимость от технологий».
Ты в Лувре? Сделай фото!
Женщина (думает про себя): О боже! Я в Лувре!
Разум женщины (шепчет): Ну же, не стой как вкопанная! Сделай фото. Нет, подожди. Сфотографируйся со своей лучшей подругой. Стоп. Я придумала! Сделай фото и выложи в Фейсбук!
Женщина: Отличная идея!
Она делает фото, затем убирает телефон и заходит в музей, чтобы осмотреть экспонаты. Не проходит и десяти минут, как она чувствует острое желание проверить свою страничку. Пока друзья не видят, она тайком заходит в соцсеть, чтобы узнать, лайкнул ли кто-нибудь её фотографию. Возможно, она ощущает некоторое чувство вины, поэтому сразу же убирает телефон, пока её друзья этого не заметили. Спустя несколько минут у неё появляется сильное желание заглянуть в телефон. А потом опять и опять. Она проводит остаток дня, блуждая по Лувру, но смотрит только в свою ленту в фейсбуке, отслеживая, сколько лайков и комментов получило её фото. Этот сценарий может показаться безумным, но такие истории случаются ежедневно. И теперь мы, возможно, понимаем, почему.
Триггер — Поведение — Вознаграждение. Вместе взятые, эти элементы формируют поведение всех представителей царства животных, начиная от существ с наиболее примитивной нервной системой и заканчивая людьми, страдающими от зависимостей…
Завязывать шнурки — это хорошая привычка. Писать сообщения за рулём — плохая. Важно отметить, что чётко определённое вознаграждение оказывает решающее влияние на то, какое поведение у нас вырабатывается, как быстро мы ему обучаемся и насколько прочно оно закрепляется.
Наша посетительница Лувра не осознаёт, что попалась в старейшую ловушку эволюции. Каждый раз, когда она испытывает острое желание выложить ещё одну фотографию на своей страничке в фейсбуке (триггер), загружает её (поведение), и получает целую кучу лайков (вознаграждение), она надёжно закрепляет этот процесс. Осознанно или неосознанно, она усугубляет своё поведение. Вместо того чтобы впитывать богатую историю Лувра, она бродит туда-сюда и думая, где бы сделать очередное классное фото.
Насколько распространена такая одержимость и как она способствует более глубокому укоренению культуры, приветствующей концентрацию людей на самих себе?
Поставь лайк, когда тебе одиноко
В одном из эпизодов подкаста «Эта американская жизнь» под названием «Обновление статуса» три девятиклассника рассказывают о том, как они используют Instagram.
Эпизод начинается с того, что подростки слоняются в ожидании начала интервью. Чем же они занимаются? Фотографируют себя и выкладывают фото в Инстаграм. Дальше следует рассказ о том, что большую часть дня они проводят, выкладывая в сеть фотографии, комментируя их и ставя лайки фотографиям своих друзей.
Хотя подростки описали свои действия как механические и бездумные, что-то приносило им удовлетворение. Крысы нажимают на рычажки для получения пищи. Эти трое нажимают на кнопки, чтобы получать лайки. Возможно, удовольствие не столько связано с фотографированием, сколько обусловлено объектом этого действия — самим человеком. Даёт ли нам этот объект достаточное чувство удовлетворения, чтобы мы вернулись ещё за одной порцией?
Диана Тамир и Джейсон Митчелл из Гарвардского университета провели простое исследование: они поместили людей в аппарат МРТ и предложили либо говорить о своих собственных взглядах и оценках, либо оценивать мнение другого человека, либо отвечать на тривиальные вопросы. Участники эксперимента выполнили это задание почти двести раз. Всё это время измерялась их мозговая активность. Хитрость заключалась в том, что выбор был связан с денежным вознаграждением. Денежные суммы варьировалась, как и категории вопросов, за ответы на которые предлагалась наибольшее количество денег. В конце исследования учёные смогли определить, готовы ли люди упустить денежную выгоду, чтобы поговорить о себе.
Они оказались готовы. В среднем участники упустили около 17% потенциальной прибыли ради того, чтобы подумать и поговорить о самих себе.
Во время выполнения заданий у участников активировался центр удовольствия в мозге. Он находится в одном из участков мозга, тесно связанном с формированием зависимостей. По всей видимости, существует связь между собственным «я» и вознаграждением. Разговор о самом себе приносит человеку удовлетворение, и погоня за этим удовлетворением очень напоминает наркозависимость.
В социальных сетях мы ищем ответ на экзистенциальный вопрос: «Важен ли я?». Если рассмотреть этот вопрос с эволюционной точки зрения, он связан с выживанием: означает ли собственная значимость увеличение шансов на сохранение жизни? В данном случае речь идёт о социальном выживании: выжить — значит улучшить свои позиции в сложившейся неофициальной иерархии, не остаться «за бортом» общества или, по крайней мере, понимать своё положение в сравнении с другими.
Социальное выживание в Фейсбуке или Инстаграме работает по тем же правилам, которые были выработаны эволюцией для поиска пищи. Нам необходимо есть, чтобы жить. Как только мы находим пищу, мы чувствуем прилив радостного возбуждения, а потом воспроизводим это поведение, чтобы вновь испытать эти ощущения. Социальная «пища», возможно, активизирует в мозге те же механизмы.
Почему мы нажимаем на рычаг снова и снова?
Мы можем прибегать к поеданию социальной пищи не только тогда, когда хотим испытать положительное подкрепление, но и когда нам нужно избавиться от негативных эмоций.
Когда мы ощущаем грусть, скуку или одиночество, мы делаем новый пост в соцсети, своеобразный призыв к друзьям, которые отвечают, лайкаю наш пост или оставляя короткий комментарий. Эта обратная связь успокаивает нас, показывая, что мы не оторваны от окружающего мира, что нам уделяют внимание. Чем чаще мы это делаем, тем сильнее закрепляется поведение, пока оно не станет автоматическим. Мы прибегаем к этому источнику снова и снова — так и формируется зависимость.
Люди одержимо стремятся в социальные сети, чтобы им стало лучше, но после этого чувствуют себя ещё хуже. Социальные сети не решают основную проблему, которая вызывает у нас чувство грусти. Они просто ассоциируются с улучшением самочувствия, но не избавляют нас от проблемы.
Существует корреляция между активизацией центра удовольствия в мозгу и частотой посещения Фейсбука — чем больше активизируется центр удовольствия, тем выше вероятность, что этот человек проводит много времени в фейсбуке (более трёх часов в день). Исследованием этого вопроса занимался Дар Мехи и его коллеги из Свободного университета Берлина. Кроме того, научно-исследовательская группа Ли обнаружила корреляцию между социальным взаимодействием в интернете и недостаточной способностью к регулированию своего настроения, а также с ослаблением ощущения собственной значимости и отдаления от общества.
Подобно тому как мы до упора жмём на педаль газа, когда машина застряла в снегу (и от этого она только увязает ещё больше), мы буксуем в петле привычки, повторяя то же поведение, что в прошлом принесло нам вознаграждение, и не понимаем, что только усугубляем проблему.
Когда мы лучше понимаем, что такое привычка, как она формируется и почему этот процесс может доходить до автоматизма и повторяться бесконечно, мы способны по-иному взглянуть на свою жизнь и увидеть тот порочный круг, в который нас заводят привычки. Какие рычаги мы нажимаем, чтобы получить вознаграждение?
Каждый из нас хочет быть счастливым. Но кратковременное радостное волнение и приятное возбуждение, вызванное выбросом дофамина после покупки нового платья или сотни свежих лайков в соцсети не приближает нас к счастливому существованию. Ожидание вознаграждения нельзя назвать счастьем. Мы просто нажимаем на рычаг, повышающий уровень дофамина в организме, после чего чувствуем себя немного лучше.
Возможно, наш «компас» стресса неправильно настроен или мы не умеем по нему ориентироваться. Возможно, мы по ошибке стремимся к вознаграждению, вместо того чтобы его избегать. Возможно, мы ищем любовь совершенно не в тех местах.
Технологии изменили экономику XXI века, и, хотя большая часть инноваций принесла нам пользу, неопределённость и непредсказуемость завтрашнего дня заставляют нас вырабатывать привычки, которые вызывают зависимость, или придерживаться другого поведения, наносящего нам вред.
Настало время обратить внимание на то, как наши разум и тело реагируют на дискомфорт и на вознаграждение. Нужно остановиться и прекратить нажимать на рычаг, чтобы взглянуть на себя со стороны и поразмыслить над реальным вознаграждением. Только так мы сможем увидеть, что именно служит источником нашего стресса и настроить свой внутренний компас без внешних подкреплений.
Для мозга это всё, конечно, хорошо, он просто выполняет свою работу, а вот нам теперь придётся чизкейками заедать любой стресс.
В этом смысле мы недалеко ушли от морских слизней, поведение которых построено на двоичной схеме: двигаться к пище или удаляться от ядовитых веществ. Мы так же двигаемся по направлению к удовольствиям и избегаем дискомфорта.
К бихевиоризму Скиннера, который первым экспериментально подтвердил принципы положительного и отрицательного подкрепления, можно относиться с достаточной долей критики, но невозможно спорить с тем, что многое в нашем поведении контролируется именно этими базовыми принципами обучения, хотим мы этого или нет. Шоколад — это хорошо и вкусно. Бокальчик вина за ужином — это приятно. Место женщины — дома. Подобные установки формируются практически без нашего сознательного участия и чрезвычайно крепки. Попадая в петлю зависимости, человеку сложно осознать своё реальное состояние и справиться с причинами проблем. Выйти из такой петли, по Бюргеру, возможно только с помощью практик осознанности.
В своей книге «Зависимый мозг», выпущенной на русском языке издательством «Манн, Иванов и Фербер», Жадсон Брюер раскладывает по полочкам зависимости, с которыми живёт современный человек — от еды, алкоголя, курения, интернета, самих себя… Приводим адаптированные выдержки из главы «Зависимость от технологий».
Ты в Лувре? Сделай фото!
Женщина (думает про себя): О боже! Я в Лувре!
Разум женщины (шепчет): Ну же, не стой как вкопанная! Сделай фото. Нет, подожди. Сфотографируйся со своей лучшей подругой. Стоп. Я придумала! Сделай фото и выложи в Фейсбук!
Женщина: Отличная идея!
Она делает фото, затем убирает телефон и заходит в музей, чтобы осмотреть экспонаты. Не проходит и десяти минут, как она чувствует острое желание проверить свою страничку. Пока друзья не видят, она тайком заходит в соцсеть, чтобы узнать, лайкнул ли кто-нибудь её фотографию. Возможно, она ощущает некоторое чувство вины, поэтому сразу же убирает телефон, пока её друзья этого не заметили. Спустя несколько минут у неё появляется сильное желание заглянуть в телефон. А потом опять и опять. Она проводит остаток дня, блуждая по Лувру, но смотрит только в свою ленту в фейсбуке, отслеживая, сколько лайков и комментов получило её фото. Этот сценарий может показаться безумным, но такие истории случаются ежедневно. И теперь мы, возможно, понимаем, почему.
Триггер — Поведение — Вознаграждение. Вместе взятые, эти элементы формируют поведение всех представителей царства животных, начиная от существ с наиболее примитивной нервной системой и заканчивая людьми, страдающими от зависимостей…
Завязывать шнурки — это хорошая привычка. Писать сообщения за рулём — плохая. Важно отметить, что чётко определённое вознаграждение оказывает решающее влияние на то, какое поведение у нас вырабатывается, как быстро мы ему обучаемся и насколько прочно оно закрепляется.
Наша посетительница Лувра не осознаёт, что попалась в старейшую ловушку эволюции. Каждый раз, когда она испытывает острое желание выложить ещё одну фотографию на своей страничке в фейсбуке (триггер), загружает её (поведение), и получает целую кучу лайков (вознаграждение), она надёжно закрепляет этот процесс. Осознанно или неосознанно, она усугубляет своё поведение. Вместо того чтобы впитывать богатую историю Лувра, она бродит туда-сюда и думая, где бы сделать очередное классное фото.
Насколько распространена такая одержимость и как она способствует более глубокому укоренению культуры, приветствующей концентрацию людей на самих себе?
Поставь лайк, когда тебе одиноко
В одном из эпизодов подкаста «Эта американская жизнь» под названием «Обновление статуса» три девятиклассника рассказывают о том, как они используют Instagram.
Эпизод начинается с того, что подростки слоняются в ожидании начала интервью. Чем же они занимаются? Фотографируют себя и выкладывают фото в Инстаграм. Дальше следует рассказ о том, что большую часть дня они проводят, выкладывая в сеть фотографии, комментируя их и ставя лайки фотографиям своих друзей.
Хотя подростки описали свои действия как механические и бездумные, что-то приносило им удовлетворение. Крысы нажимают на рычажки для получения пищи. Эти трое нажимают на кнопки, чтобы получать лайки. Возможно, удовольствие не столько связано с фотографированием, сколько обусловлено объектом этого действия — самим человеком. Даёт ли нам этот объект достаточное чувство удовлетворения, чтобы мы вернулись ещё за одной порцией?
Диана Тамир и Джейсон Митчелл из Гарвардского университета провели простое исследование: они поместили людей в аппарат МРТ и предложили либо говорить о своих собственных взглядах и оценках, либо оценивать мнение другого человека, либо отвечать на тривиальные вопросы. Участники эксперимента выполнили это задание почти двести раз. Всё это время измерялась их мозговая активность. Хитрость заключалась в том, что выбор был связан с денежным вознаграждением. Денежные суммы варьировалась, как и категории вопросов, за ответы на которые предлагалась наибольшее количество денег. В конце исследования учёные смогли определить, готовы ли люди упустить денежную выгоду, чтобы поговорить о себе.
Они оказались готовы. В среднем участники упустили около 17% потенциальной прибыли ради того, чтобы подумать и поговорить о самих себе.
Во время выполнения заданий у участников активировался центр удовольствия в мозге. Он находится в одном из участков мозга, тесно связанном с формированием зависимостей. По всей видимости, существует связь между собственным «я» и вознаграждением. Разговор о самом себе приносит человеку удовлетворение, и погоня за этим удовлетворением очень напоминает наркозависимость.
В социальных сетях мы ищем ответ на экзистенциальный вопрос: «Важен ли я?». Если рассмотреть этот вопрос с эволюционной точки зрения, он связан с выживанием: означает ли собственная значимость увеличение шансов на сохранение жизни? В данном случае речь идёт о социальном выживании: выжить — значит улучшить свои позиции в сложившейся неофициальной иерархии, не остаться «за бортом» общества или, по крайней мере, понимать своё положение в сравнении с другими.
Социальное выживание в Фейсбуке или Инстаграме работает по тем же правилам, которые были выработаны эволюцией для поиска пищи. Нам необходимо есть, чтобы жить. Как только мы находим пищу, мы чувствуем прилив радостного возбуждения, а потом воспроизводим это поведение, чтобы вновь испытать эти ощущения. Социальная «пища», возможно, активизирует в мозге те же механизмы.
Почему мы нажимаем на рычаг снова и снова?
Мы можем прибегать к поеданию социальной пищи не только тогда, когда хотим испытать положительное подкрепление, но и когда нам нужно избавиться от негативных эмоций.
Когда мы ощущаем грусть, скуку или одиночество, мы делаем новый пост в соцсети, своеобразный призыв к друзьям, которые отвечают, лайкаю наш пост или оставляя короткий комментарий. Эта обратная связь успокаивает нас, показывая, что мы не оторваны от окружающего мира, что нам уделяют внимание. Чем чаще мы это делаем, тем сильнее закрепляется поведение, пока оно не станет автоматическим. Мы прибегаем к этому источнику снова и снова — так и формируется зависимость.
Люди одержимо стремятся в социальные сети, чтобы им стало лучше, но после этого чувствуют себя ещё хуже. Социальные сети не решают основную проблему, которая вызывает у нас чувство грусти. Они просто ассоциируются с улучшением самочувствия, но не избавляют нас от проблемы.
Существует корреляция между активизацией центра удовольствия в мозгу и частотой посещения Фейсбука — чем больше активизируется центр удовольствия, тем выше вероятность, что этот человек проводит много времени в фейсбуке (более трёх часов в день). Исследованием этого вопроса занимался Дар Мехи и его коллеги из Свободного университета Берлина. Кроме того, научно-исследовательская группа Ли обнаружила корреляцию между социальным взаимодействием в интернете и недостаточной способностью к регулированию своего настроения, а также с ослаблением ощущения собственной значимости и отдаления от общества.
Подобно тому как мы до упора жмём на педаль газа, когда машина застряла в снегу (и от этого она только увязает ещё больше), мы буксуем в петле привычки, повторяя то же поведение, что в прошлом принесло нам вознаграждение, и не понимаем, что только усугубляем проблему.
Когда мы лучше понимаем, что такое привычка, как она формируется и почему этот процесс может доходить до автоматизма и повторяться бесконечно, мы способны по-иному взглянуть на свою жизнь и увидеть тот порочный круг, в который нас заводят привычки. Какие рычаги мы нажимаем, чтобы получить вознаграждение?
Каждый из нас хочет быть счастливым. Но кратковременное радостное волнение и приятное возбуждение, вызванное выбросом дофамина после покупки нового платья или сотни свежих лайков в соцсети не приближает нас к счастливому существованию. Ожидание вознаграждения нельзя назвать счастьем. Мы просто нажимаем на рычаг, повышающий уровень дофамина в организме, после чего чувствуем себя немного лучше.
Возможно, наш «компас» стресса неправильно настроен или мы не умеем по нему ориентироваться. Возможно, мы по ошибке стремимся к вознаграждению, вместо того чтобы его избегать. Возможно, мы ищем любовь совершенно не в тех местах.
Технологии изменили экономику XXI века, и, хотя большая часть инноваций принесла нам пользу, неопределённость и непредсказуемость завтрашнего дня заставляют нас вырабатывать привычки, которые вызывают зависимость, или придерживаться другого поведения, наносящего нам вред.
Настало время обратить внимание на то, как наши разум и тело реагируют на дискомфорт и на вознаграждение. Нужно остановиться и прекратить нажимать на рычаг, чтобы взглянуть на себя со стороны и поразмыслить над реальным вознаграждением. Только так мы сможем увидеть, что именно служит источником нашего стресса и настроить свой внутренний компас без внешних подкреплений.
Мы живем на шарике из камня и металлов, вращающемся вокруг ничем не приметной звезды — одной из 400 миллиардов, входящих в Галактику Млечного Пути, одну из миллиардов галактик нашей Вселенной, которая, в свою очередь, возможно, лишь единица в очень большом, быть может, бесконечном числе миров. Таковы масштабы, в которые вписано человеческое бытие вместе со всей нашей культурой; и именно эту перспективу следует постоянно держать в уме.
Размеры и возраст Космоса лежат за пределами нормального человеческого понимания. Наш крошечный планетарный дом затерян где-то между вечностью и безмерностью пространства. Перед лицом Космоса большинство людских дел выглядят незначительными, даже пустячными. И все же человеческий род молод, любопытен, храбр и подает большие надежды. За последние несколько тысячелетий мы сделали множество удивительных и неожиданных открытий, касающихся устройства Космоса и нашего места в нём, открытий, осмыслять которые так увлекательно. Они напоминают нам, что человек рождён удивляться, что постижение есть радость, а знание — залог выживания. Я думаю, что наше будущее сильно зависит от того, насколько хорошо мы будем знать этот Космос, где мы плывем, как пылинка в утреннем небе
Карл Саган из речи Видения двадцать первого века
Размеры и возраст Космоса лежат за пределами нормального человеческого понимания. Наш крошечный планетарный дом затерян где-то между вечностью и безмерностью пространства. Перед лицом Космоса большинство людских дел выглядят незначительными, даже пустячными. И все же человеческий род молод, любопытен, храбр и подает большие надежды. За последние несколько тысячелетий мы сделали множество удивительных и неожиданных открытий, касающихся устройства Космоса и нашего места в нём, открытий, осмыслять которые так увлекательно. Они напоминают нам, что человек рождён удивляться, что постижение есть радость, а знание — залог выживания. Я думаю, что наше будущее сильно зависит от того, насколько хорошо мы будем знать этот Космос, где мы плывем, как пылинка в утреннем небе
Карл Саган из речи Видения двадцать первого века
Тогда зададимся вопросом, были бы вы христианином, если бы родились в Саудовской Аравии? Ведь вряд ли. Тогда что стоят ваши взгляды? Что вообще является вашим убеждением, и насколько оно ваше? Что вы вообще?
Oleg Andreev
Oleg Andreev
Я умру, а значит, в конечном итоге, я потеряю все. Это значит лишь одно, что ничего в этой жизни не имеет ценности, в том числе и сама жизнь. Осознание этого не вызывает желания покончить с собой. Спешить некуда. Я делаю то, что умею с тем, что имею, потому что хочу и могу. Нигилизм лишает любых иллюзий. Одной из таких иллюзий является страх. Нигилизм – это, прежде всего, трезвое отношение к реальности. Трезвый человек гораздо эффективней человека, который находится под воздействием разнородных иллюзий. Трезвым человеком очень сложно манипулировать, в то время как человека с опьяненным сознанием очень легко можно использовать в своих целях. Нигилизм – это смирение с реальностью и принятие реальности, какой бы она не была, а отрицать можно лишь иллюзии, реальность отрицать невозможно. Каждый, кто отрицает реальность, живя иллюзиями, непременно столкнется с тем, что невозможно отрицать или игнорировать, с тем, что я называю реальностью
Нихил Автобиография
Нихил Автобиография
С точки зрения спроса и предложения, жизнь самая дешевая вещь на свете. Природа расточительна. Возьмите рыб с миллионами икринок. И возьмите меня или себя! В наших чреслах тоже заложены миллионы жизней. Имей мы возможность даровать жизнь каждой крупице заложенной в нас нерожденной жизни, мы могли бы стать отцами народов и заселить целые материки.
Жизнь? Пустое! Она ничего не стоит. Из всех самых дешевых вещей, жизнь самая дешевая. Она стучится во все двери. Природа рассыпает ее щедрой рукой. И где есть место для одной жизни, там она сеет тысячи. И везде жизнь пожирает жизнь, пока не остается лишь самая сильная и приспособленная.
Видите ли, жизнь не имеет никакой цены, кроме той, какую она сама себе придает. И конечно, она себя переоценивает, так как неизбежно пристрастна к себе. Возьмите хоть этого матроса, которого я сегодня держал на мачте. Он цеплялся за жизнь так, будто это не весть какое сокровище, драгоценнее всяких бриллиантов и рубинов. Имеет ли она для вас такую ценность? Нет. Для меня? Нисколько. Для него самого? Несомненно. Но я не согласен с его оценкой, он чрезмерно переоценивает себя. Бесчисленные новые жизни ждут своего рождения. Если бы он упал и разбрызгал свои мозги по палубе, словно мед из сотов, мир ничего не потерял бы от этого. Он не представляет для мира никакой ценности. Предложение слишком велико. Только в своих собственных глазах имеет он цену, и заметьте, насколько эта ценность обманчива,- ведь, мертвый, он уже не сознавал бы этой потери. Только он один и ценит себя дороже бриллиантов и рубинов. И вот эти бриллианты и рубины пропадут, рассыплются по палубе, их смоют в океан ведром воды, а он даже не будет знать об их исчезновении. Он ничего не потеряет, так как с потерей самого себя утратит и сознание потери.
Жизнь — странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне все более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь — это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить — значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается ребенок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И все же человек идет в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая; оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!
Эх, никак не заставишь вас понять, никак не втолкуешь вам, что это за штука – жизнь! Конечно, она имеет цену только для себя самой. И могу сказать вам, что моя жизнь сейчас весьма ценна… для меня. Ей прямо нет цены, хотя вы скажете, что я ее переоцениваю. Но что поделаешь, моя жизнь сама определяет себе цену.
Видите ли, я испытываю сейчас удивительный подъем духа. Словно все времена звучат во мне и все силы принадлежат мне. Словно мне открылась истина, и я могу отличить добро от зла. Правду от лжи. И взором проникнуть в даль. Я почти готов поверить в бога. Но,- голос его изменился и лицо потемнело,- почему я в таком состоянии? Откуда эта радость жизни? Это упоение жизнью? Этот – назовем его так – подъем? Все это бывает просто от хорошего пищеварения, когда у человека желудок в порядке, аппетит исправный и весь организм хорошо работает. Это – брожение закваски, шампанское в крови, это обман, подачка, которую бросает нам жизнь, внушая одним высокие мысли, а других заставляя видеть бога или создавать его, если они не могут его видеть. Вот и все: опьянение жизни, бурление закваски, бессмысленная радость жизни, одурманенной сознанием, что она бродит, что она жива. Но увы! Завтра я буду расплачиваться за это, завтра для меня, как для запойного пьяницы, наступит похмелье. Завтра я буду помнить, что должен умереть, и, вероятнее всего умру в плаванье, что я перестану бродить в самом себе, стану частью брожения моря, что я стану гнить, что я сделаюсь падалью, что сила моих мускулов перейдет в чешую и плавники рыб. Увы! Шампанское выдохлось. Вся игра ушла из него. И оно потеряло свой вкус...
Джек Лондон Морской Волк
Жизнь? Пустое! Она ничего не стоит. Из всех самых дешевых вещей, жизнь самая дешевая. Она стучится во все двери. Природа рассыпает ее щедрой рукой. И где есть место для одной жизни, там она сеет тысячи. И везде жизнь пожирает жизнь, пока не остается лишь самая сильная и приспособленная.
Видите ли, жизнь не имеет никакой цены, кроме той, какую она сама себе придает. И конечно, она себя переоценивает, так как неизбежно пристрастна к себе. Возьмите хоть этого матроса, которого я сегодня держал на мачте. Он цеплялся за жизнь так, будто это не весть какое сокровище, драгоценнее всяких бриллиантов и рубинов. Имеет ли она для вас такую ценность? Нет. Для меня? Нисколько. Для него самого? Несомненно. Но я не согласен с его оценкой, он чрезмерно переоценивает себя. Бесчисленные новые жизни ждут своего рождения. Если бы он упал и разбрызгал свои мозги по палубе, словно мед из сотов, мир ничего не потерял бы от этого. Он не представляет для мира никакой ценности. Предложение слишком велико. Только в своих собственных глазах имеет он цену, и заметьте, насколько эта ценность обманчива,- ведь, мертвый, он уже не сознавал бы этой потери. Только он один и ценит себя дороже бриллиантов и рубинов. И вот эти бриллианты и рубины пропадут, рассыплются по палубе, их смоют в океан ведром воды, а он даже не будет знать об их исчезновении. Он ничего не потеряет, так как с потерей самого себя утратит и сознание потери.
Жизнь — странная вещь. Много я думал, долго размышлял о ней, но с каждым днем она кажется мне все более непонятной. Почему у нас такая жажда жизни? Ведь жизнь — это игра, из которой человек никогда не выходит победителем. Жить — значит тяжко трудиться и страдать, пока не подкрадется к нам старость, и тогда мы опускаем руки на холодный пепел остывших костров. Жить трудно. В муках рождается ребенок, в муках старый человек испускает последний вздох, и все наши дни полны печали и забот. И все же человек идет в открытые объятия смерти неохотно, спотыкаясь, падая; оглядываясь назад, борясь до последнего. А ведь смерть добрая. Только жизнь причиняет страдания. Но мы любим жизнь и ненавидим смерть. Это очень странно!
Эх, никак не заставишь вас понять, никак не втолкуешь вам, что это за штука – жизнь! Конечно, она имеет цену только для себя самой. И могу сказать вам, что моя жизнь сейчас весьма ценна… для меня. Ей прямо нет цены, хотя вы скажете, что я ее переоцениваю. Но что поделаешь, моя жизнь сама определяет себе цену.
Видите ли, я испытываю сейчас удивительный подъем духа. Словно все времена звучат во мне и все силы принадлежат мне. Словно мне открылась истина, и я могу отличить добро от зла. Правду от лжи. И взором проникнуть в даль. Я почти готов поверить в бога. Но,- голос его изменился и лицо потемнело,- почему я в таком состоянии? Откуда эта радость жизни? Это упоение жизнью? Этот – назовем его так – подъем? Все это бывает просто от хорошего пищеварения, когда у человека желудок в порядке, аппетит исправный и весь организм хорошо работает. Это – брожение закваски, шампанское в крови, это обман, подачка, которую бросает нам жизнь, внушая одним высокие мысли, а других заставляя видеть бога или создавать его, если они не могут его видеть. Вот и все: опьянение жизни, бурление закваски, бессмысленная радость жизни, одурманенной сознанием, что она бродит, что она жива. Но увы! Завтра я буду расплачиваться за это, завтра для меня, как для запойного пьяницы, наступит похмелье. Завтра я буду помнить, что должен умереть, и, вероятнее всего умру в плаванье, что я перестану бродить в самом себе, стану частью брожения моря, что я стану гнить, что я сделаюсь падалью, что сила моих мускулов перейдет в чешую и плавники рыб. Увы! Шампанское выдохлось. Вся игра ушла из него. И оно потеряло свой вкус...
Джек Лондон Морской Волк
И этот мир, эту сутолоку измученных и истерзанных существ, которые живут только тем, что пожирают друг друга; этот мир, где всякое хищное животное представляет собою живую могилу тысячи других и поддерживает свое существование целым рядом чужих и мученических смертей; этот мир, где вместе с познанием возрастает и способность чувствовать горе, способность, которая поэтому в человеке достигает своей высшей степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр