Статистика ВК сообщества "ТРИЗ, креативность, творческие методики"

0+
Онлайн-курсы по ТРИЗ и креативности

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

УРОВНИ ТВОРЧЕСТВА

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы, канат, пропущенный через люк, не перетирался о его острую кромку?
— Что тут думать? скажете вы, Нужно просто скруглить эту кромку!

Поздравляю. Вы стали изобретателем! Да-да, не удивляйтесь — это настоящее изобретение, которое, правда, несколько раньше вас, сделали сотрудники Северного научно-исследовательского института промышленности и зарегистрировали его за номером 414171. А что нужно сделать, чтобы на верхнюю часть двигателя, переносной моторной пилы, не попал дождь? - обратился я к пятилетнему карапузу с вопросом. Сверху нужно поставить откидную крышечку!

Ответ ребенка совпал с описанием изобретения № 946927, которое сделали семь взрослых дядей из российского производственного объединения "Машиностроительный завод им. Дзержинского".

Иногда хочется почесать свою спину, но рукой не дотянуться до нужного места. Как быть? Проблему решили американцы — они первыми запатентовали под номером 4574788, устройство для почесывания спины, которое представляет собой обычный скребок с изогнутой ручкой. Чешись на здоровье!

А вот еще один взлет творчества. В России запатентована мышеловка под номером 1158139, которая не только ловит мышь, но и для гарантии бьет ее молотком по голове. Не было раньше в мире мышеловки с кувалдой — и вот она появилась. Человечество спасено!

Вопрос: — Трудно ли делать изобретения?

Судя по приведенным примерам, не очень.

Тогда попробуем решить еще одну задачу. В закрытом герметичном сосуде нагревают жидкость. Как узнать момент ее закипания, если нельзя на нее посмотреть и нельзя установить термометр?

Вероятно, многие в этой ситуации задумаются. Рассмотрят десятки вариантов, прежде чем выйдут на решение, которое имеется в российском патенте № 269558. Там предложено пропускать по жидкости небольшой электрический ток. Когда жидкость закипит, в ней появляются многочисленные газовые пузырьки и сопротивление прохождению электрического тока резко возрастает.

Еще пример. Известны корабли на подводных крыльях. Они перемещаются с большой скоростью, но при этом их крылья, погруженные в воду, быстро изнашиваются в силу кавитационного эффекта. Как быть? Как вообще исключить износ крыла?

Это задача для своего решения потребует от вас, быть может, нескольких недель творчества, месяцев глубоких раздумий и перебора сотен вариантов.

Можно предложить быстросъемное крыло, чтобы без хлопот менять изношенное на новое. Но это удорожает конструкцию крыла и его эксплуатацию. Можно изготовить крыло очень толстым, чтобы оно долго изнашивалось. Но это уменьшит скорость движения судна, увеличит гидродинамическое сопротивление, а, следовательно, увеличит расход топлива. Можно изготовить крыло из высокопрочных сталей. Износ крыла уменьшится, но не исчезнет, потому, что при кавитационных явлениях разрушаются самые прочные материалы.

Но по условиям задачи, крыло вообще не должно изнашиваться...

Тогда можно... Что же еще можно?

Как видите, проблема просто так не решается.

А вот, по изобретению России № 412062, крыло охлаждают, чтобы на его поверхности всегда образовывалась корочка льда. Эта тонкая корочка льда изнашивается под разрушительным воздействием кавитационных потоков, но тут же восстанавливается... Этот процесс идет постоянно пока корабль движется. Корочка льда предохраняет крыло от кавитационного износа, и снижает гидродинамическое сопротивление воды и в результате, корабль движется еще быстрее. Согласитесь, что это достаточно неожиданное и красивое решение.

Итак, мы с вами выяснили, что изобретения бывают разные, точнее уровни творчества, при решении технических проблем, бывают различными.

В изобретательской практике различают пять уровней творчества.

Познакомимся с ними подробнее.

🔹 Первый уровень творчества

Объект принципиально не изменяется, остается таким как есть. Изменению подвергаются вспомогательные элементы объекта, — например, скругляются кромки люка, устанавливается дополнительная крышка на бензопиле, изменяется форма рукоятки скребка.

Для первого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной узкой специальности. Как правило, решение не связано с устранением какого-либо явного противоречия.

В общем объеме мирового патентного фонда находится примерно 32% технических решений, выполненных на первом уровне творчества.

🔹 Второй уровень творчества

В объект вносятся мелкие изменения и дополнения, которые не меняют основной принцип действия, — например, дополнительный ударный механизм в мышеловке, установка второй спирали в лампе накаливания для повышения надежности, телефон снабжается автоответчиком.

Для второго уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах одной науки, т.е., если задача возникла в механике, то она и решается средствами, взятыми из механики. Как правило, такие решения связаны с устранением мелких противоречий на уровне вспомогательных, подсистемных элементов.

В общем объеме мирового патентного фонда находится 45% технических решений, выполненных на втором уровне творчества.

Примечание: Изобретения первого и второго уровней творчества, составляют 77% мирового патентного фонда. Они нужны, они совершенствуют технику, но принципиально ее не меняют. Это обычные конструкторские решения, но если они ранее не были известны, то признаются изобретениями. Творчество на первом и втором уровне доступно любому грамотному специалисту.

🔹 Третий уровень творчества

В основной объект вносятся значительные изменения и дополнения, направленные на максимальное развитие (модернизацию) существующего принципа действия. Например, изменяемая геометрия крыла самолета, воздушный винт с регулируемым шагом, система автоматического оттаивания холодильника, двигатель внутреннего сгорания с регулируемым объемом камеры сгорания и т.п.

Для третьего уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных наук, но смежных между собой, то есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения берутся, например, из гидравлики, теплотехники, и т.п. Как правило, решения третьего уровня творчества связаны с устранением противоречий, возникших на уровне системных элементов.

В общем объеме мирового патентного фонда находится 19% технических решений, выполненных на третьем уровне творчества.

🔹 Четвертый уровень творчества

В основной объект вносятся изменения, полностью меняющие принцип его действия. Например, суда на подводных крыльях, высокочастотная печь для приготовления пищи, ультразвуковая стиральная машина и т.п.

Для четвертого уровня творчества характерно, что задача и средства ее решения находятся в пределах разных и не смежных между собой наук. То есть, если задача возникла в механике, то средства для ее решения могут быть взяты, например, из химии, биологии, оптики. Как правило, такие решения связаны с устранением противоречий, возникших на уровне надсистемных элементов. Например, оптоволоконный кабель связи. В нем изменен принцип действия — вместо электрического тока применен световой поток. Задача, лежащая в области электросвязи, решена средствами, взятыми из оптики. Разрешено надсистемное противоречие — кабелей между точками связи, должно быть много, чтобы пропустить тысячи и миллионы сигналов связи и должно быть мало, чтобы не усложнять, и так предельно сложную, систему кабельной связи.

В общем объеме мирового патентного фонда находится 3,7% решений, выполненных на четвертом уровне творчества.

🔹 Пятый уровень творчества

Создается не существующий ранее объект с новым, ранее неизвестным, принципом действия. Например, паровой двигатель, самолет, радио, лазер и тому подобные. Эти изобретения называют пионерными, т.к. они сами порождают новую науку, например, теплотехнику, аэродинамику, радиотехнику, квантовую оптику и. Творчество на пятом уровне предоставляет человечеству новые, неизвестные ему ранее, возможности. Пятый уровень творчества — это удел избранных.

В патентном мировом фонде изобретений, выполненных на пятом уровне творчества, содержится всего 0,3%, но они являются основой цивилизации.

Но, для широкого внедрения этих изобретений в производство нужны годы, чтобы провести научно-исследовательские, конструкторские, технологические и иные работы с решением сотен и тысяч других задач, требующих использования всех остальных уровней творчества.

****************************

Работая методом проб и ошибок любой, относительно грамотный, человек может создавать изобретения первого и второго уровней, проанализировав 10-20 вариантов. Но, чтобы выдать решение третьего уровня творчества, этому же человеку придется совершить уже тысячи проб. Нужно быть исключительно талантливым человеком, чтобы выдавать решения третьего уровня творчества. А что такое талантливый человек? Это человек предельной трудоспособности, который, решая задачу, без устали ищет ее решение, перебирая все новые и новые варианты.

Не зря говорят — Талант это 99% пота и 1% удачи.

Для четвертого уровня творчества требуется перебрать сотни тысяч вариантов. Невозможно одному человеку сделать это в течение относительно короткой, жизни. Поэтому ему, как Эдисону, приходится подключать к этой работе сотни помощников или организовывать специальные институты, что и делает государство. Но во всех случаях рассчитывать приходится, в основном, на везение и счастливый случай.

Для пятого уровня творчества, количество проб и ошибок бесконечно, как бесконечен окружающий нас мир. Этот уровень творчества лежит за пределами обычного человеческого мышления и пока окутан тайнами подсознания, интуиции и вдохновения.

Теория решения изобретательских задач — ТРИЗ — новая, научно обоснованная, технология творчества, которая сегодня позволяет, при ее полном освоении, любому образованному человеку, работать не менее чем на третьем и четвертом уровнях творчества.

А как быть с пятым уровнем творчества?

Однажды, великого древнегреческого философа Сократа спросили "Многое ли ты знаешь?" На что философ ответил: - "Чем больше я познаю, тем больше сознаю, что я об этом мало знаю".

ТРИЗ молодая, развивающаяся наука, и можно быть уверенным, что со временем на ее основе будет создана, доступная всем, технологию творчества пятого уровня. Мы будем свободно получать решения, на которые сегодня тратятся многие десятилетия.

Но следует учитывать, что мир, хотя и познаваем, но не познаваем до конца.

При массовом освоении пятого уровня, появятся другие, более высокие уровни творчества, которые потребуют от человечества новых интеллектуальных усилий.

Творчество и познание не имеет границ роста, они так же бесконечны, как бесконечен мир космоса. Поэтому творческая активность человека не будет иметь границ.

Глава из книги Геннадия Иванова "Формулы творчества, или Как научиться изобретать. ТРИЗ"

33 1 ER 0.8165
УЧИТЫВАЕМ ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ СИСТЕМЫ

🔹 С думой о будущем

Что значит думать о будущем? Помните, Робинзон Крузо, решив выбраться со своего острова, свалил огромное дерево и несколько месяцев долбил из него лодку. Наконец он ее изготовил и только тут понял, что дотащить ее до берега не сможет. Так и стояла его лодка вдали от берега, укоряя своего создателя в несистемности мышления. А если бы Робинзон подумал о будущих проблемах, он наверняка выбрал бы другое дерево поменьше или перекатил бы свою заготовку, пока она еще круглая, поближе к берегу и там бы начал ее обрабатывать.

Вспоминается одна из газетных публикаций, посвященных освоению Луны. Один из космических аппаратов должен был взять пробу грунта с обратной стороны Луны, в ее затемненной зоне. Для этого на корабле был предусмотрен прожектор для освещения лунной местности. Оператор, находясь на Земле, рассматривал поверхность и давал автомату команду на взятие той или иной пробы грунта.

Вся система была отработана и неоднократно испытана в земных условиях.

Сомнений в работоспособности всей системы не было. Единственно, что тревожило конструкторов — это механическая прочность колбы лампы прожектора. При стартовых перегрузках колба лампы иногда не выдерживала и ломалась у самого основания. Проектировать и испытывать новую колбу уже не было времени, до старта комплекса оставалось всего несколько дней.

Подыскали соответствующую лампу от танковых прожекторов: они более стойко выдерживали вибрацию и перегрузки при ускорении, но были значительно тяжелее прежних.

Конструкторы пришли согласовывать свое решение к генеральному конструктору.

Выяснив, в чем дело, он спросил: «А зачем нужна колба в лампе?» —«Чтобы защитить спираль накаливания от взаимодействия с кислородом воздуха, иначе она быстро сгорит», — ответили конструкторы. «А на Луне есть воздух?» снова спросил генеральный. И тут всем вдруг стало ясно, сколько лишних трудов они сделали, подыскивая нужную колбу для лампы.

Налицо результат несистемного мышления, который, увы, очень часто присутствует в наших действиях. Думать о будущем — это значит не делать ошибок в настоящем.

🔹 С думой о настоящем

Нити нашего бытия, наших дел и забот переплетены в многозвенном полотнище окружающего мира. Потянув за одну из них, мы приводим в движение сотни других. Все связано со всем. Еще древние говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду!»

Действительно, если мы уничтожим на Земле растительность, то изменится и газовая атмосфера Земли как по качеству, так и по объему. Атмосфера, скорее всего, уменьшится, так как исчезнет кислород, вырабатываемый растениями. Можно сказать, что уменьшится диаметр Земли, а значит, увеличится скорость ее вращения. Вспомните вращающегося фигуриста на льду: прижатие рук к телу увеличивает скорость его вращения. По этой причине изменится общая динамика и траектория движения Земли в пространстве. А взаимодействующие с Землей и Солнцем ближайшие планеты и звезды вынуждены будут сдвинуться, перегруппироваться, чтобы уравновесить всю систему в целом.

Воистину — трогая траву, не потревожь звезду!

В этом примере заведомо сгущены краски, чтобы нагляднее показать взаимосвязь всех элементов, систем, в том числе и в технике, которые нас окружают. Любое изменение хотя бы малой детали в какой-либо машине влечет за собой изменения всех ее остальных частей — в надсистеме и подсистеме.

Всем известны колесные тракторы типа «Беларусь». Это удобная, подвижная и многофункциональная машина в сельском хозяйстве. Несколько лет понадобилось, чтобы создать для одной из ее моделей легкий двигатель из алюминиевых сплавов. Двигатель поставили на серийную машину, и тут выяснилось, что передние колеса плохо «держат» дорогу. Легкий двигатель не в состоянии был своим весом плотно прижать колеса к земле, и при вспашке трактор в буквальном смысле «вставал на дыбы». Пришлось впереди двигателя на раме пристроить ряд чугунных болванок. Что же выиграли? А ничего. Только усложнили технологию изготовления двигателя и сделали дороже весь трактор. Это результат несистемного мышления конструкторов.

В общем, как сказал Бернард Шоу, «узкая специализация в широком смысле слова ведет к широкой идиотизации в узком смысле этого слова».

🔹 С думой о прошлом

А что значит думать о прошлом системы? Прежде всего, это не делать ошибок в будущем. Проследим сказанное на примере.

Стационарные морские буровые установки представляют собой платформу, которая стоит на трех или четырех опорах-сваях, закрепленных на дне моря. Платформа достаточно высоко поднята над уровнем моря и несет на себе буровые станки, дизельные и компрессорные установки, каюты для обслуживающего персонала и все другие необходимые устройства. Такие буровые установки начинают все шире применяться в северных морях. Но если летом они работают нормально, то зимой возникает масса проблем. Главная из них — это обрастание платформы и ее опор льдом. Переохлажденные морские волны образуют на опорах многотонные ледяные глыбы, которые приходится ежедневно сбивать. Это очень трудная и опасная работа. Кроме того, ледяной покров моря под действием приливных сил постоянно «дышит», перемещаясь то вверх, то вниз. Если он захватит опоры платформы, возможна аварийная ситуация.

Был объявлен конкурс на лучшую машину, которая скалывала бы лед с опор платформы. Появились десятки конструкций с ломами, граблями, скребками и прочими штуковинами. Некоторые из них были даже изготовлены. Их единственный недостаток состоял в том, что они не работали. Дело в том, что скалывающие органы в виде лома быстро обрастали глыбой льда и бесполезно елозили рядом с опорой.

А в одном из американских патентов предлагалось вокруг платформы и каждой ее опоры разместить специальные механизмы в виде самоходных фрез. Устройство снабжалось мощными электродвигателями, которые круглосуточно вращали гигантские фрезы, строгающие льды. Это было хотя и запатентованное, но некрасивое, энергоемкое и сложное решение проблемы в лоб. Известно, что лед по прочности почти одинаков с бетоном и, чтобы строгать его, потребуются колоссальные мощности.

Эта задача разбиралась на одном из заседаний кружка юного изобретателя «Импульс». Вначале были рассмотрены и забракованы все имеющиеся решения, в том числе и американский патент. Анализируя предлагаемые конструкции, ребята пришли к выводу, что все они «крушили» следствия, но не причину. Продумывая ситуацию, кто-то из членов кружка вспомнил, что ранней весной, когда лед тонкий, его легко разрушить, а еще лучше — не допускать его образования на поверхности опоры.

Но для этого нужна тепловая энергия. Где же ее взять? Оказывается, она в избытке имеется в надсистеме. Дизельные двигатели, стоящие на платформе и вращающие буровой инструмент, выбрасывают бесполезно в воздух десятки кубометров раскаленных выхлопных газов. Остается только спустить выхлопную трубу в воду рядом с опорой — и проблема решена. Выхлопные газы, поднимаясь вверх, не только обогревают опоры, но и, лопаясь на поверхности воды, постоянно перемешивают ее, не давая возможности образоваться монолитному льду. Если даже лед образуется, он будет весь пропитан выхлопными газами и представлять собой совершенно неопасную рыхлую массу. И хотя в результате мощность двигателя, стоящего на платформе, несколько теряется, выигрыш несомненен. Вот это-то решение с общего согласия и было оформлено заявкой на изобретение.

Итак, если хотите быть изобретателем, помните следующее:

* Мир системен и состоит из нескончаемых рядов надсистем и подсистем.

* Все системы взаимосвязаны между собой. Изменение в одной из них влечет изменения во всех остальных. Жесткость (зависимость) связей увеличивается в сторону подсистем и ослабевает в сторону надсистем.

* Талантливое мышление человека включает в себя минимум девять экранов — систему, надсистему и подсистему в прошлом, настоящем и будущем времени. Видеть систему в будущем — это значит не делать ошибок в настоящем. Видеть систему в прошлом — это значит не делать ошибок в будущем.

* При решении изобретательской задачи нужно мыслить глобально, охватывая все системы и в пространстве, и во времени, а действовать локально, с минимальными затратами того же пространства и времени.

Глава из книги Геннадия Иванова "Формулы творчества, или Как научиться изобретать. ТРИЗ"

37 1 ER 0.8167
ЧТО ДЕЛАТЬ НЕ-ЭДИСОНАМ

Большинство людей знают писателя-фантаста Генриха Альтова (псевдоним Альтшуллера), а не патентоведа Каспийской военной флотилии Генриха Альтшуллера — создателя первой в мире науки о принципах организации процесса мышления для продуктивного изобретательства.

До Альтшуллера изобретательство было сродни ясновидению: полагали, что Эдисоном нужно родиться. А поскольку подавляющее большинство технических проблем в реальной жизни ложится отнюдь не на гениев, их решение представляет собой длительный процесс перебора десятков возможных вариантов — пробы, ошибки и случайные озарения. Считалось, что по-другому быть не может, и в качестве помощи не-Эдисонам предлагались лишь приемы, способствующие тому, чтобы расшевелить сознание, — от мозгового штурма до наркотических веществ, растормаживающих активность нейронов в мозгу.

Альтшуллер задумал разбить этот устоявшийся стереотип и поставил перед собой сверхзадачу — дать каждому грамотному ученому или инженеру возможность быстро находить эффективные решения технических задач. Для этого нужно было превратить творческий процесс изобретательства в рутинную процедуру, которая требовала бы всего лишь четко выполнять установленные правила и аккуратно применять правильные инструменты.

Чтобы решить эту задачу, Альтшуллер проделал гигантский объем работы. Проанализировав десятки тысяч изобретений из патентных баз и технической литературы, он обнаружил, что огромное многообразие уникальных задач из разных областей техники можно свести к ограниченному числу типовых технических противоречий, решения которых уже кем-то когда-то найдены. Примеры таких противоречий: прочность-вес, скорость-маневренность, дальность-грузоподъемность и так далее.

Альтшуллер считал, что техника развивается через возникновение и разрешение подобных противоречий. В противоположность широко распространенной идеологии поиска компромиссов он утверждал, что лучшее изобретательское решение "убивает" противоречие. Чтобы облегчить поиск таких решений, он собрал и систематизировал типовые решения часто встречающихся противоречий. Так появилась Таблица применения приемов разрешения технических противоречий (см.фото), получившая впоследствии всемирную известность. Этот банк подсказок насчитывает 40 приемов, позволяющих устранить свыше полутора тысяч типовых противоречий.

К примеру, чтобы усилить конструкцию, существенно не увеличивая при этом ее вес (противоречие прочность-вес), следует воспользоваться приемом "Принцип местного качества", который предписывает "перейти от однородной структуры к неоднородной". На практике этот прием реализуется в виде ребер жесткости, разного рода локальных утолщений и сотовых конструкций. Так, древние греки делали шлемы с высокими гребнями, эти гребни и подставляли под меч противника, а станины современных станков, которые тоже должны быть очень прочными, внутри — пустотелые, и если их перевернуть, можно увидеть сотовые ячейки.

А вот пример противоречия из бизнеса. Крупный американский производитель молочных продуктов, пожелавший снизить калорийность своих йогуртов, столкнулся с такой дилеммой: сахар в йогурте должен быть, потому что он определяет и вкус продукта, и его "сметанную" консистенцию, которая очень нравится потребителю, и сахара в йогурте не должно быть, потому что потребитель не будет есть высококалорийный продукт, боясь потолстеть.

Традиционные заменители сахара однозначно не годились — они дают только сладковатый привкус, но не обеспечивают всего набора свойств, который ассоциируется у потребителя с хорошим йогуртом: густота, однородная структура и глянцевая поверхность. Ответ подсказал прием "Принцип вынесения", согласно которому нужно "отделить от объекта "мешающее свойство"". "Мешающим свойством" сахара в данной задаче было то, что он усваивается организмом. В итоге натуральные сахара заменили на их синтезированные полные химические аналоги, которые не усваиваются, а следовательно, не поставляют в организм лишних калорий.

Альтшуллер не только собрал вместе десятки подобных приемов, он также разработал правила-наводки по их адресному применению именно в тех ситуациях, в которых они будут работать.

Потом появился знаменитый АРИЗ — алгоритм решения изобретательских задач, основной инструмент ТРИЗ, позволяющий свести любую задачу к типовому противоречию. АРИЗ был призван сделать процесс изобретательства быстрым и продуктивным, приводя любого неЭдисона к правильному решению без мучительной череды проб и ошибок.

"АРИЗ систематизировал процесс придумывания идей, — говорит Александр Кудрявцев, ученик Альтшуллера и руководитель московского отделения НИЦ "Алгоритм", R&D-подразделения GEN3 в России. — Когда креативных людей заставляют следовать шагам алгоритма, они в итоге докапываются до того, что в процессе хаотичного придумывания, скорее всего, упустили бы".

Главной же заслугой Альтшуллера стало то, что он сформулировал законы развития технических систем — перечень объективных закономерностей, которые определяют появление новых модификаций технических систем, старение технических систем и возникновение качественно новых. К примеру, один из законов гласит, что для дальнейшего развития системы, исчерпавшей свои возможности, ее следует объединить с надсистемой.

Простейшим вариантом такого объединения является бисистема — две одинаковые исходные системы, соединенные вместе. Примеры бисистемы — двустволка и катамаран.

Законы оказались наиболее ценной для практического применения частью ТРИЗ: они показывают, в каких направлениях стоит усовершенствовать данную техническую систему, а в каких усилия не оправдаются.

"Альтшуллер объявил: технические системы развиваются в соответствии с объективными закономерностями, эти закономерности можно познать, и мы их познали. По сравнению с существовавшими на тот момент психологическими приемами типа концепции шести шляп Эдварда де Боно это был, несомненно, прорыв, — полагает Александр Кудрявцев. — А собранные Альтшуллером перечни типовых приемов и физических эффектов представляют собой концентрированный опыт прошлых поколений, опыт, который можно было бы передавать новым поколениям инженеров, несмотря на возрастной провал, который мы имеем сейчас по многим инженерным специальностям".

Ольга Рубан

29 0 ER 0.6542
ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ТРИЗ И КАК ОНА УЧИТ ДЕТЕЙ СМЕКАЛКЕ И МЫСЛИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
+ список книг для родителей

Слово «смекалка» незаслуженно нами забыто, хотя мы все ей пользуемся (а лучше бы ещё чаще). И даже критическое мышление не может стать ему полноценной заменой. Способность схватывать суть задачи и находить для неё нестандартные решения — это и есть «смекалка», которой учит система ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач.

🔹 Как появилась ТРИЗ-педагогика

Система появилась в середине XX века, и поначалу она даже не была связана с педагогикой. В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ.

За это время она обзавелась новыми алгоритмами, и уже к началу 80-х её стали брать за основу методики преподавания в экспериментальных классах и школах. Цель ТРИЗ-педагогики — развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Альтшуллер выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — ненадёжный и энергоёмкий способ, который при этом не гарантирует отличный результат. Учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов, то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ-педагогика имеет мало общего с классической и развивающей. Во-первых, здесь нет оценок и единственно правильного ответа: дети должны рассуждать, размышлять, искать противоречия и необычные признаки в условиях задачи. Во-вторых, для того, чтобы приступить к основам ТРИЗ-педагогики, ребёнок совсем не обязательно должен уметь читать, писать и считать: заниматься с малышом можно с того момента, как он становится способен отличить игру от реальности, то есть примерно с 2,5-3 лет.

🔹 Методы ТРИЗ

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:
* метод мозгового штурма,
* синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
* морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
* метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

Эксперты уверяют: для того, чтобы заниматься с ребёнком в семье по этой методике, никакого специального образования не нужно. Достаточно просто разделять основные принципы ТРИЗ-педагогики и подходить к задаче творчески, сохраняя любопытство и допуская возможность любых, пусть и не самых стандартных решений.

🔹 Пример из жизни

Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задач. Планируя день, опаздывая на работу или забыв дома важные документы, мы ищем простые и эффективные способы устранить возникшие проблемы. Решение порой не лежит на поверхности, но чем больше смелкки мы проявим в процессе, тем сильнее будет удовлетворение от результата.

То же самое происходит с детьми: поиск и изобретение вариантов решения задачи пробуждает в них азарт, а гордость за самостоятельно найденный ответ служит лучшей мотивацией. Так как нет единственно верного ответа, то это исключает и необходимость в оценке. Дети занимаются с удовольствием, без страха ошибиться или высказать неправильное мнение.

Сюжеты для ТРИЗ-задач повсюду: как включить свет в комнате, если выключатель находится слишком высоко? Чем раскатать тесто, если дома нет скалки? Как приготовить пирог, когда кончилась мука и почти не осталось сахара? Решать такие задачи можно ежедневно и не только за столом, но и на прогулке, по дороге в детсад или школу.

Особенно актуальны становятся методы ТРИЗ сегодня, когда каждый день мы вынуждены пропускать через себя гигабайты разнородной информации. Умение ориентироваться в ней, систематизировать и вычленять главное — то, чему мы можем научиться сами и научить наших детей. Как утверждают некоторые современные исследователи, именно эти навыки будут востребованы и нужны для жизни уже в самое ближайшее время.

🔹 Метод Поллианны

Да-да, ту самую восторженную девочку из книги Элинор Портер можно назвать родоначальницей ТРИЗ-подхода. Ведь для того, чтобы находить в любой неприятной ситуации повод для радости, нужны смекалка и воображение.

С утра идёт дождь, и долгожданная прогулка откладывается? Это печально, но есть и свои плюсы: можно остаться дома, позвать друзей и поиграть в настольные игры! Сломался карандаш и нет точилки? Да, теперь им не порисуешь, но можно достать краски, которые давно ждут своего часа на полке! Ежедневная игра в «хорошо-плохо» может стать отличной тренировкой в развитии стрессоустойчивости и позитивного взгляда на мир. Кроме того, она знакомит детей с понятием «противоречие», учит выстраивать логические цепочки и находить причинно-следственные связи.

Игр с элементами ТРИЗ очень много, и всё, что потребуется — немного фантазии и готовность отбросить условности. Например, в игре «Маша-растеряша» ведущий каждый раз не может найти предмет, который ему очень нужен именно в этих обстоятельствах: надо порезать хлеб, но нет ножа; хочется пить, но воды в чайнике не осталось; есть желание порисовать, но кончилась бумага. В каждой ситуации дети предлагают своё решение, и за самый оригинальный ответ ведущий выдаёт участнику значок или наклейку. Побеждает тот, кто к концу игры наберёт больше всего наклеек.

🔹 Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают не только люди, путешествующие по морю, но и космонавты. Лекарства эффективны и в космосе, но усваиваются организмом несколько иначе, чем на воде, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями. Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

🔹 Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели специальный пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена.

🔹 Что ещё можно почитать про ТРИЗ

1. Михаил и Зоя Шустерман «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребёнке творца» — интерпретация всем известной сказки, которую можно и нужно не просто читать, но и анализировать текст, попутно прорешивая задачи на смекалку и сообразительность.

2. Юрий Тамберг «Как научить ребёнка думать» — книга для родителей о том, как развить и поддержать детскую любознательность и почему творческое развитие важно так же, как воля и дисциплина.

3. Геннадий Иванов «Денис-изобретатель» – пятиклассник Денис решает изобретательские задачи: например, как поймать улетевший воздушный шарик или сделать так, чтобы окно закрылось само, когда начнётся дождь. Книга помогает формировать у детей образное и системное мышление.

4. Владимир Богат «Большие открытия маленького львёнка» — всю книгу львёнок сталкивается с разными задачами, которые помогает ему решить находчивая черепаха. Вместе с ними дети придумают, как достать кокос с высокой пальмы, где укрыться от дождя в пустыне и как перебраться с одного берега реки на другой, когда нет лодки.

5. Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» — сказки, к которым нужно самим придумать, чем они закончатся.

6. Анатолий Гин «Триз-педагогика. Учим креативно мыслить» — книга для родителей, в которой собраны основные методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, а в конце можно найти задачи для детей.

Анна Дозорцева

31 12 ER 0.7282
ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ (Часть 1)

Знаете, какие задачи решали и решают монархи, президенты и им подобные лица? Чаще всего им приходится бороться с каким-то фактом, который надо запретить, но всегда находятся причины, такому запрету мешающие. Конечно, это стандартная ситуация, содержащая противоречие!

🔹 Примеры и красивые приемы, эти противоречия разрешающие

Задача 1. Запретить пьянство на Руси нужно, но, увы, безнадежно. Поэтому Петр I, не запрещал пьянство как явление, а «награждал» пьяниц медалью «За пьянство». Ее, тяжелую и большую, вешали на шею, причем снять эту медаль было невозможно. Вот и получалось — запретить нельзя, приходится разрешить, но с некоторым условием, которое каждый волен принимать или нет. Таким условием было физическое наказание, — тяжела медалька, и моральное, — велика медалька и хорошо повешена, не снимешь, не спрячешь.

Задача 2. Петр I в 1699 г. ввел налог на бороду, который распространялся на каждого, кто не желал расставаться с густой растительностью на лице. Можно бороду и не брить, но зато урон тебе материальный, плати в казну денежку. За гордость свою родовую, боярскую.

Задача 3. Король Франции, Людовик Очередной: как запретить молодым аристократкам гонять по Парижу во весь дух в своих роскошных каретах? Горожане недовольны, но и с высшим светом ссориться не хочется. Легенда гласит, что был принят указ: ездить на большой скорости разрешалось дамам старше 30 лет. И, как говорится, все как рукой сняло. А здесь уже дело о престиже: как можно быть старше 30 лет?!

Задача 4. Дирекция одного из кинотеатров на Бродвее легко и остроумно разрешила проблему высоких шляп, которые представительницы прекрасного пола не торопились снимать в зрительном зале. На видном месте в объявлении сообщалось, что пожилым дамам разрешается оставаться в зале в головном уборе. Работает прием через века, через года: и сегодня дамы не хотят стареть.

Задача 5. Шах Ирана в 70-х гг. нашего века пытался ускорить развитие своей страны. Один из сильных отголосков прошлого — женщины носят чадру. Надо бы запретить, но сильны, ох сильны законы шариата, как-то женщины воспримут запрет. И выходит указ: женщина может носить или не носить чадру по своему желанию, но проститутки чадру носить просто обязаны! И снова престиж, уважение, статус использован для снятия противоречия.

Задача 6. Нью-Йорк: чтобы люди не слишком задерживались в телефонных будках, их красят изнутри в красный цвет. Ученые утверждают, что в тесном, ограниченном пространстве с поверхностями такого цвета у человека возникает ощущение удушья. Здесь приемчик, близкий по духу к решению Петра I с тяжеленной медалью: не хочешь быстро выйти из будочки, мы тебе чисто физиологически создадим невыносимые условия. Хотя бы на уровне ощущения.

Задача 7. Битье стекол в вагонах поездов стало обычным явлением. Поезд, следующий по маршруту Бишкек-Джелалабад на территории соседнего Узбекистана буквально подвергается массированному «обстрелу» камнями со стороны местных хулиганов. В последнее время пассажиры стали вывешивать на окнах вагонов портреты Ислама Каримова. И в этом есть резон: не станут же бросать камни в портрет своего любимого президента.

Абсолютно этот же прием был, говорят, использован советскими дипломатами в Пекине в годы «культурной революции». У здания нашего посольства в массовом порядке оправлялись хунвейбины. Когда в окнах были вывешены портреты Мао, то все тут же прекратилось. Опасно делать что-то нехорошее даже в отношении портрета большого начальника, а уж про «отца нации» и вообще говорить не приходится.

Задача 8. В последнее время по данным статистики США ежегодно бросают учиться около миллиона детей. Один из четырех молодых американцев вступает в жизнь без аттестата. Америка обеспокоена: ведь из нынешней поросли создается потенциал страны будущего века.

В Западной Вирджинии два года назад власти приняли закон, по которому каждый, кто бросает школу, автоматически лишается водительских прав. Результат: в нынешнем году число выпускников школ штата побило все рекорды, причем многие вернулись в школу, уже ранее оставленную. И снова речь идет о социальном статусе: кому нужен в Америке человек без автомобиля?

Задача 9. Вспоминает П.Л.Капица: Американская фирма «Кодак» заинтересовавшись работами английского ученого, специалиста-химика, предложила ему на прекрасных условиях работу в фирме, но для этого надо переехать в США. Но тот не согласился, объяснив, что он всю жизнь прожил в Англии, уже немолод и не хочет ничего менять. «Кодак» скупила акции фирмы, в которой англичанин работал, а потом закрыла ее. Специалист, оставшись без любимой работы, был вынужден переехать в США. Здесь уже не просто положение в обществе меняется или теряется, речь идет о потере возможности заниматься наукой, об отлучении от творчества.

А ведь все те черты, свойства и потребности человека, на которых «играют» сильные мира сего, и просто те, у которых есть власть над человеком в какой-то области, вполне закономерны. Они даже образуют иерархическую структуру, структуру потребностей по А.Маслоу.

🔹 Иерархия потребностей по А.Маслоу:

1. Физиологические потребности (голод, жажда, секс, отдых и т.п.).

2. Экзистенциальные потребности (безопасность, защищенность, свобода, чувство хозяина, стабильность условий существования, понимание окружающего, информированность и т.п.).

3. Социальные потребности (принадлежность к коллективу, общение, духовная близость, любовь).

4. Престижные потребности (уважение, самоуважение, признание, статус).

5. Духовные потребности (самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество).

Интересно проследить те ступеньки, на которых «стоят» решения приведенных задач:

а) 2 решения относятся к чистой физиологии: нарушают жизнедеятельность организма или обещают нарушить (медаль «За пьянство» и удушье в красной телефонной будке);

б) 1 решение относится к условиям существования: угроза безопасности, лишения свободы (камень в портрет вождя);

в) 1 решение относится к социальным потребностям: возможность «выпасть» из своего коллектива, потерять с ним общение (знатность боярского рода должна быть на лице);

г) 4 решения относятся к престижным потребностям: боязнь потерять статус, уважение в обществе (молодые дамы Парижа и Нью-Йорка, порядочные женщины Ирана, школьники Западной Вирджинии);

д) 1 решение относится к духовным потребностям: боязнь потерять любимое дело (отлучение ученого от занятий наукой).

Видимо, не случайно большинство решений находится на уровне удовлетворения социально-престижных потребностей — человек живет в обществе, неотделим от него.

🔹 И тогда напрашивается простой алгоритм формулирования условий задачи и поиска решения:

1. Сформулировать проблему, в которой обязательно указан фактор, вредный с точки зрения общества (ношение чадры или бороды — символ старых нравов, уход подростков из школы — потеря будущего страны и т.д.).

2. Установить сначала невозможность введения прямого запрета, ведущего к устранению вредного фактора, а затем выявить появление другого вредного фактора, связанного с введением запрета (запрет на быструю езду по Парижу привел бы к ссоре с аристократками).

3. Найти в иерархии потребностей А.Маслоу ступень, значимую для тех членов общества, с поведением которых связан вредный фактор (для любого человека — это жизнь, чувство защищенности, для члена некоторого коллектива — общение, духовная близость).

4. Разрешить членам общества в виде указа, объявления и прочих форм доведения информации, и дальше вести себя так, чтобы вредный фактор возникал (носите чадру и бороду — тяните общество назад, ездите на большой скорости по Парижу — давите горожан, копируйте деньги на ксероксе — подрывайте финансовую стабильность государства), но при этом дать понять, что потребности таких членов общества на определенном уровне удовлетворяться не будут (вы попадете в класс изгоев — проституток или старух, потеряете свободу, будете страдать физически, таская на шее тяжеленную железяку, без автомобиля не найдете себе ни работы, ни жилья).

Алексей Захаров

32 0 ER 0.5955
Еще один инструмент РТВ, который будем изучать на курсе «Креативность как технология» — ФАНТОГРАММА

Если у вас плохо развито воображение, стоит задуматься о его тренировке. В этом поможет отработка приемов, которые помогают выйти за границы стереотипного мышления. Мы все выросли примерно в одной культурной среде с примерно одинаковым уровнем образования. Поэтому все наши решения крутятся вокруг одних и тех же стереотипов. Например, для комбинирования мы выбираем привычные объекты. Но для решения часто требуются оригинальные идеи, которые лежат за рамками привычного.

Чтобы расширить границы воображения, существуют приемы фантазирования. Все вместе их используют в методе фантограммы. Это универсальная таблица из двух колонок. По вертикали расположены характеристики анализируемой системы (их можно менять/добавлять). По горизонтали — изобретательские приемы. На фото классическая таблица, но приемы также можно дополнять.

Фантограмму применяют для разработки товаров и услуг, для разработки сюжета произведений, а также для развития творческого воображения. Хороший метод для тренировки творческих команд.

Алгоритм применения фантограммы:
1. Вносим в таблицу конкретные характеристики анализируемого объекта/системы.
2. Выбираем одну клетку на пересечении характеристик и приемов изобретательства.
3. Рассматриваем, что происходит с выбранной характеристикой в результате применения приема. Записываем идеи.
4. Выбираем одну подходящую идею.
5. Возвращаемся к таблице, проходим по ее клеточкам и докручиваем идею.
Фантограмма применяется на этапе решения задач, а также помогает искать проблемы.

Главная ошибка при работе с фантограммой — спешка. Нельзя хвататься то за одну клеточку, то за другую. Выбрали нужную клетку, и долго, упорно думаем. Желательно записывать ход мысли. Чтобы процесс творческого мышления пошел, нужно время на раскачку.

24 0 ER 0.4996
КРЕАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ. 6 ПРИНЦИПОВ

🔹 Принцип «сделать заранее»

Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее.

При этом можно выполнить следующее:
* Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично).
* Заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.

ПРИМЕР

Датская фирма "Лего", известная своими детскими строительными наборами из пластмассовых деталей, начала вводить в состав пластмассы сульфат бария — вещество, хорошо заметное в рентгеновских лучах. Дело в том, что дети иногда глотают детали конструктора.

🔹 Принцип посредника

В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия.

При этом можно выполнить следующее:
* Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
* На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

ПРИМЕР

Глава администрации г. Новочебоксарска Анатолий Долгов в 1994 г. для привлечения избирателей на выборы организовал лотерею, объявив выигрышными номера и серии билетов, совпадающие с номерами избирательных участков и порядковыми номерами в списках голосующих. По сравнению с первым туром явка увеличилась вдвое. Долгов считает, что лучше израсходовать 5 млн. руб. на организацию лотереи, чем выкладывать по 25 миллионов на каждый тур затянувшегося выборного марафона.

🔹 Принцип «наоборот»

В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие.

При этом можно выполнить следующее:
* Вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие.
* Сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся.
* Повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его.

ПРИМЕР

В новогоднюю ночь возрастет цена входного билета в рестораны и клубы. Например, в клубе "Метелица" он будет стоить 600 долларов (в 30 раз дороже обычного), в пафосном "Де Люке" — 400, а в пивном баре "Золотая вобла" — 100 (обычный обед обходится в 4-5 раз дешевле).
А компания "РосИнтер" — владелец сети ресторанов — решила пойти другим путем. "Новогоднюю ночь 2000 мы превратим в грандиозную рекламную акцию. Мы посчитали более целесообразным отказаться от сиюминутной выгоды ради перспективы" — отозвался директорат. Суть рекламной акции в том, что цены на билеты в дорогие рестораны "РосИнтера" будут дешевле, чем в подобных заведениях.

🔹 Принцип «обратить вред в пользу»

В случае, если необходимо устранить вредное действие объекта (или процесса) постарайтесь обратить вред в пользу.

При этом можно выполнить следующее:
* Использовать вредные факторы (в т.ч. вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта.
* Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами.
* Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

ПРИМЕР. Средство борьбы со «спамерами»

"Мне каждый день присылали по электронной почте прайс в 200 Кб, что выливалось в приличную сумму! В таких случаях необходимо обращаться к провайдеру отправителя. А я, как правило, сперва обращаюсь к самому "спамеру", т.к. чаще всего он искренне считает, что этот прайс мне необходим. И заодно предлагаю свои услуги по более правильной организации почтового маркетинга".

🔹 Принцип копирования

В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию с которой (или над которой) производят нужное действие.

При этом можно выполнить следующее:
* Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии.
* Заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии).
* Если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

ПРИМЕР

На рубеже нашей эры у древних японцев существовал обычай хоронить вслед за умершим вождем живыми всех принадлежавших ему слуг. Рассказывают, что вопли зарываемых людей потрясли императора по имени Суйнин, и он приказал отменить стародавний обычай. Вместо живых людей он повелел хоронить их глиняные изображения.

🔹 Принцип согласования и рассогласования

В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/рассогласовывают с окружающей средой.

При этом можно выполнить следующее:
* Согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями).
* Согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей.

ПРИМЕР

Страховая компания хочет активно продвигать грядущим летом новую страховую услугу. Но перед этим желательно провести исследование: как туристы и отдыхающие (потенциальные клиенты) отнесутся к новой страховке. Проводить опрос было предложено на туристических выставках, проходящих в весенний сезон практически во всех областных городах страны. Так за один день можно без труда охватить сотни респондентов — посетителей выставки.

30 0 ER 0.3705
МЕТОД КОЛУМБА

Метод РТВ, который работает с изменением значимости функций объекта. Он тренирует воображение и помогает придумывать новые идеи.

Суть метода: делаем второстепенные свойство, функцию, процесс главными. В результате получаем идеи по развитию продукта, изменению его позиционирования и отстройки от конкурентов.

Алгоритм применения:
1. Выбираем объект.
2. Определяем его основную функцию и выделяем ряд неосновных, второстепенных свойств объекта.
3. Одно из скрытых свойств назначаем главным. Оно будет определять основную функцию объекта.
4. Описываем последствия изменения: для чего, в каких условиях, кто может использовать измененный объект.

Метод Колумба используют, чтобы найти новую уникальность существующего продукта или создать новый продукт. Также помогает найти новые возможности производства и реализации. Разбивает в пух и прах стереотипы мышления.

Получить навыки использования метода Колумба вы сможете на курсе «Креативность как технология». Старт 1 сентября.

15 0 ER 0.3769
МЕТОД РОБИНЗОНА

Метод Робинзона — метод работы с ресурсами, которые есть в наличии. Развивает находчивость, умение видеть ресурсы, скрытые свойства объектов и применять их для решения задач. Метод помогает по-другому взглянуть на объект, придать ему новый смысл и найти новые возможности его применения. Также используют для борьбы с инерцией мышления.

Суть метода: придумать как можно больше способов использования одного-единственного предмета для удовлетворения наших потребностей. При условии, что этот предмет есть в неограниченном количестве.

Алгоритм применения:
1. Описываем исходную ситуацию.
2. Составляем список потребностей.
3. Выбираем любой объект.
4. Допускаем, что он есть в неограниченном количестве.
5. Выявляем свойства объекта и его компонентов. Ищем способы удовлетворения перечисленных потребностей.

Метод Робинзона прост в использовании, хотя и требует достаточно времени на анализ объекта и поиск его скрытых свойств. Например, за 1 час размышлений можно найти много способов использования обычного карандаша.

Подробнее о методе Робинзона вы сможете узнать на курсе «Креативность как технология». Старт 1 сентября.

18 0 ER 0.3959