Вчера, 5 апреля, не стало Аллы Владимировны Краско.
Но благодаря ей остаются с нами Шереметевы, Гагарины, Вяземские, Елисеевы. Юсуповы, Воронцовы, Шуваловы, Бобринские. Об этих знаменитых петербургских фамилиях больше 20 лет Алла Владимировна рассказывала в Институте Петербурга. Рассказывала как о близких знакомых или родственниках. Именно ей мы обязаны огромному количеству исследований и публикаций, связанных с историей этих родов.
Именно благодаря ей многие слушатели заразились генеалогическим поиском, сделав с ней первые шаги в Институте и продолжив в Школе практической генеалогии РНБ.
А какая ждала первокурсников каждый апрель программная экскурсия с Аллой Владимировной по Шереметевской усадьбе! Она знала там каждый уголок и кирпичик, обо всем рассказывала, уточняла, с какой целью строили, когда и кто строил, чей проект использовали... Увы, больше такого подарка в апреле не будет(
Когда в позапрошлом декабре мы вынуждены были прерваться на ковидные каникулы и понимали, что надо наших слушателей не бросать, появилась мысль делать видеоэфиры. Первая мысль - про дворянские династии. И Алла Владимировна, ни минуты не мешкая, согласилась на наше предложение. Это были четыре прекрасных вечера! Переплетение судеб, впечатления от личных встреч с потомками, разговоры с Аллой Владимировной по дороге и за чашкой кофе перед лекцией...
Нам Вас будет очень не хватать, дорогая Алла Владимировна!
Светлая память!
Нет на рекламных биржах
Графики роста подписчиков
Лучшие посты
Не стало Бориса Михайловича Кирикова, человека-эпохи в истории архитектуры Петербурга и петербурговедении.
При непосредственном участии Бориса Михайловича был утвержден действующий по сей день наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в Санкт‑Петербурге объектов культурного наследия.
Отдельное спасибо за петербургский модерн!
Памятью о Борисе Михайловиче останутся серии книг "Архитектура Петербургского модерна", справочник "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга", "Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга" и несколько сотен других публикаций, ставших настольными книгами-учебниками для краеведов и экскурсоводов.
А ещё Борис Михайлович был поэтом:
«Мой Старый Петербург
В осенней дремлет мгле
Застыли реки, будто из базальта
Здесь знаю каждый дом
До трещин на стекле
И глажу лоб морщинистый асфальта
Как в комнату свою
Вхожу в его тылы
И чувствуя, что путник не случайный
Мне открывают душу
Тёмные дворы
И подворотни посвящают в тайны».
Во вложении аудиозапись экскурсии Института Петербурга по архитектуре модерна. Запись неровная (улица/автобус), но даже так можно оценить широту взглядов, великолепный литературный язык, стиль, обаяние и иронию Бориса Михайловича.
Светлая память!
При непосредственном участии Бориса Михайловича был утвержден действующий по сей день наиболее полный и научно обоснованный перечень расположенных в Санкт‑Петербурге объектов культурного наследия.
Отдельное спасибо за петербургский модерн!
Памятью о Борисе Михайловиче останутся серии книг "Архитектура Петербургского модерна", справочник "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга", "Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга" и несколько сотен других публикаций, ставших настольными книгами-учебниками для краеведов и экскурсоводов.
А ещё Борис Михайлович был поэтом:
«Мой Старый Петербург
В осенней дремлет мгле
Застыли реки, будто из базальта
Здесь знаю каждый дом
До трещин на стекле
И глажу лоб морщинистый асфальта
Как в комнату свою
Вхожу в его тылы
И чувствуя, что путник не случайный
Мне открывают душу
Тёмные дворы
И подворотни посвящают в тайны».
Во вложении аудиозапись экскурсии Института Петербурга по архитектуре модерна. Запись неровная (улица/автобус), но даже так можно оценить широту взглядов, великолепный литературный язык, стиль, обаяние и иронию Бориса Михайловича.
Светлая память!
Дорогие друзья!
Мы испытываем ужас от военной агрессии, которую развязало российское правительство против украинского народа, и осуждаем её. Мы чувствуем боль, стыд и бессилие.
Что мы можем сделать? Продолжать делать свою работу. Институт Петербурга всегда был и будет пространством человечности, правды и честности.
Мы испытываем ужас от военной агрессии, которую развязало российское правительство против украинского народа, и осуждаем её. Мы чувствуем боль, стыд и бессилие.
Что мы можем сделать? Продолжать делать свою работу. Институт Петербурга всегда был и будет пространством человечности, правды и честности.
«Букет от Эйлерса! Вы слышите мотив
двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?»
🥀 Герман Эйлерс — самый известный цветочник в Петербурге на рубеже XIX-XX веков, поставщик императорского двора. В его оранжереях на Каменноостровском проспекте росли пальмы, орхидеи, камелии, папоротники, лавры, цикламены, ландыши. Розы цвели круглый год. Ежедневно их срезали более 500 штук.
Желающие могли самостоятельно нарвать цветы в зимнем саду. Эйлерс считал, что такая новинка заинтересует многих. Журнал «Вестник садоводства» приглашал в садовые заведения Эйлерса, чтобы познакомиться с их устройством и содержимым.
По материалам дипломной работы Медведевой А. В. «Цветы в судьбе Г. Ф. Эйлерса и его поколения».
#дипломыИнститутаПетербурга
двух этих слов, увы, так отзвеневших скоро?»
🥀 Герман Эйлерс — самый известный цветочник в Петербурге на рубеже XIX-XX веков, поставщик императорского двора. В его оранжереях на Каменноостровском проспекте росли пальмы, орхидеи, камелии, папоротники, лавры, цикламены, ландыши. Розы цвели круглый год. Ежедневно их срезали более 500 штук.
Желающие могли самостоятельно нарвать цветы в зимнем саду. Эйлерс считал, что такая новинка заинтересует многих. Журнал «Вестник садоводства» приглашал в садовые заведения Эйлерса, чтобы познакомиться с их устройством и содержимым.
По материалам дипломной работы Медведевой А. В. «Цветы в судьбе Г. Ф. Эйлерса и его поколения».
#дипломыИнститутаПетербурга
Фамилии таких мастеров модерна, как Лидваль, Васильев и Бубырь знакомы всем. А вы слышали о Борисе Зонне? Вряд ли. Хотя он — автор более двадцати построек в нашем городе. Одна из них — доходный дом Курицыной на Лиговском пр., 139. На первый взгляд он кажется несколько нелепым, а при более внимательном рассмотрении оказывается очень элегантным и запоминающимся.
Смотришь на высокий и узкий дом в соседстве с классическими постройками, и сразу возникает вопрос о соблюдении высотного регламента. Однако с этим всё чётко☝🏻 Одно из основных требований о том, что высота дома не должна превышать ширину Лиговской улицы — выполнено. Исследователи считают, что Зонн ориентировался здесь на идеи архитектуры вертикализма, мотивы архитектуры Нидерландов и рижского югендстиля (так называемое перпендикулярное направление).
Дом на Лиговском обладает своеобразным европейским налётом и является одним из самых необычных и интересных зданий в стиле модерн в Петербурге️
Окна каждого из этажей отличаются друг от друга. Это и простые прямоугольные, и шестиугольные, характерные для модерна, и большие окна, состоящие из трёх и четырёх маленьких прямоугольных, и полукруглые. Плавная, извилистая линия балконов с изящными решётками, не повторяющимися ни по своей форме, ни по рисунку, придаёт фасаду здания особое очарование.
По материалам дипломной работы Натальи Мишиной «Гражданский инженер Б. Я. Зонн» (выпуск ИП 2020 г.)
#дипломыИнститутаПетербурга
Смотришь на высокий и узкий дом в соседстве с классическими постройками, и сразу возникает вопрос о соблюдении высотного регламента. Однако с этим всё чётко☝🏻 Одно из основных требований о том, что высота дома не должна превышать ширину Лиговской улицы — выполнено. Исследователи считают, что Зонн ориентировался здесь на идеи архитектуры вертикализма, мотивы архитектуры Нидерландов и рижского югендстиля (так называемое перпендикулярное направление).
Дом на Лиговском обладает своеобразным европейским налётом и является одним из самых необычных и интересных зданий в стиле модерн в Петербурге️
Окна каждого из этажей отличаются друг от друга. Это и простые прямоугольные, и шестиугольные, характерные для модерна, и большие окна, состоящие из трёх и четырёх маленьких прямоугольных, и полукруглые. Плавная, извилистая линия балконов с изящными решётками, не повторяющимися ни по своей форме, ни по рисунку, придаёт фасаду здания особое очарование.
По материалам дипломной работы Натальи Мишиной «Гражданский инженер Б. Я. Зонн» (выпуск ИП 2020 г.)
#дипломыИнститутаПетербурга
В Новый год принято ходить в гости. Шесть петербургских музеев подготовили особый маршрут, чтобы, гуляя по праздничному Петербургу, вы не забыли зайти к ним на огонёк.
Кто участвует?
️ Музей квартира М. М. Зощенко
️ Музей С. М. Кирова
️ Музей квартира И. И. Бродского
️ Музей блокады и обороны Ленинграда
️ Музей печати
️ Музей Арктики и Антарктики
Все музеи находятся в центре Петербурга, близко друг от друга. Каждый из них подготовился к встрече гостей: придумал особые экскурсии, новые выставки или мастер-классы.
️ Узнаете, как отмечали Новый год художники, писатели и герои их книг.
️ Посетите красочную выставку рождественских открыток.
️ Выясните, как встречать Новый год, если его запретили и какие новогодние традиции у полярников.
Сохраняйте карту с новогодним маршрутом! 🖇
Кто участвует?
️ Музей квартира М. М. Зощенко
️ Музей С. М. Кирова
️ Музей квартира И. И. Бродского
️ Музей блокады и обороны Ленинграда
️ Музей печати
️ Музей Арктики и Антарктики
Все музеи находятся в центре Петербурга, близко друг от друга. Каждый из них подготовился к встрече гостей: придумал особые экскурсии, новые выставки или мастер-классы.
️ Узнаете, как отмечали Новый год художники, писатели и герои их книг.
️ Посетите красочную выставку рождественских открыток.
️ Выясните, как встречать Новый год, если его запретили и какие новогодние традиции у полярников.
Сохраняйте карту с новогодним маршрутом! 🖇
Очередной сюжет Института Петербурга на Радио России.
Разговор в трёх частях с Дарьей Щавелевой о 200-летней многоликой судьбе здания Гауптвахты на Сенной.
"Здание не первоклассное, но приятное по стилю", - сказал об этом здании в 1910-м году историк Владимир Курбатов. Фасад не изменился, но какие полярные и захватывающие сюжеты внутри!
А что у вас связано с этим зданием?
Разговор в трёх частях с Дарьей Щавелевой о 200-летней многоликой судьбе здания Гауптвахты на Сенной.
"Здание не первоклассное, но приятное по стилю", - сказал об этом здании в 1910-м году историк Владимир Курбатов. Фасад не изменился, но какие полярные и захватывающие сюжеты внутри!
А что у вас связано с этим зданием?
ГАЛЕРЕЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
В новую Галерею Петра Великого в Эрмитаже идти надо непременно! Это не только известные любимые экспонаты, но и большое число предметов, которые раньше никогда не выставлялись. Петр – дипломат, Петр – мастер, Пётр – лекарь, Петр - воин, Петр - путешественник… Все личные интересы царя и сама эпоха представлены на выставке в портретах и предметах.
Выставка разместилась в надворной части Зимнего дворца, где в свое время находились детские комнаты сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила Николаевичей. И это ещё не полная экспозиция, оформление следующих залов продолжится в скором времени.
Нам повезло. Мы дождались открытия пяти залов и интереснейшего рассказа куратора выставки [id128328055|Натальи Бахаревой], старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры. Без неё мы бы вряд ли разобрались, почему в центре посмертного портрета Каравака красуется красный инвентарный номер, почему самый необычный сербский портрет Петра почитался как чудотворный образ, что такое фигурки-обманки в интерьере того времени.
В экспозиции нет ни одного предмета, которого бы не касался сам Петр. А если это инструменты или станки, то со всем этим мастерски умел работать самодержец.
А изделия, сделанные лично царём на токарно-копировальных станках великого механика Андрея Нартова вызвали неподдельный восторг у нашей женской аудитории. Как из большого копира создаются изящнейшие предметы с тонкой резьбой?!
Пилы и топор принадлежали Петру, когда он трудился на верфи в Саардаме. Не тот ли это топор, которым он потом прорубил окно в Европу?
В новую Галерею Петра Великого в Эрмитаже идти надо непременно! Это не только известные любимые экспонаты, но и большое число предметов, которые раньше никогда не выставлялись. Петр – дипломат, Петр – мастер, Пётр – лекарь, Петр - воин, Петр - путешественник… Все личные интересы царя и сама эпоха представлены на выставке в портретах и предметах.
Выставка разместилась в надворной части Зимнего дворца, где в свое время находились детские комнаты сыновей императора Николая I — Константина, Николая и Михаила Николаевичей. И это ещё не полная экспозиция, оформление следующих залов продолжится в скором времени.
Нам повезло. Мы дождались открытия пяти залов и интереснейшего рассказа куратора выставки [id128328055|Натальи Бахаревой], старшего научного сотрудника отдела истории русской культуры. Без неё мы бы вряд ли разобрались, почему в центре посмертного портрета Каравака красуется красный инвентарный номер, почему самый необычный сербский портрет Петра почитался как чудотворный образ, что такое фигурки-обманки в интерьере того времени.
В экспозиции нет ни одного предмета, которого бы не касался сам Петр. А если это инструменты или станки, то со всем этим мастерски умел работать самодержец.
А изделия, сделанные лично царём на токарно-копировальных станках великого механика Андрея Нартова вызвали неподдельный восторг у нашей женской аудитории. Как из большого копира создаются изящнейшие предметы с тонкой резьбой?!
Пилы и топор принадлежали Петру, когда он трудился на верфи в Саардаме. Не тот ли это топор, которым он потом прорубил окно в Европу?
Когда идёшь в гости к друзьям, с тобой делятся самым-самым. Так случилось и в Аничковом дворце, с которым Институт связывает многолетнее партнёрство. [id2314082|Анна Ладыжникова] помимо классической анфилады завела нас в комнаты сказок — некогда гардеробные, с палехскими росписями 1930-х годов; в бывшие детские, где пионеры и серпы с молотами искусно вписаны в росписи XIX века; в парадный кабинет Александра III и даже в Альбомную Марии Фёдоровны.
Финалом-апофеозом стала Библиотека Александра III, где гостеприимная хозяйка [id15198415|Светлана Дмитриевна Мангутова] долго не хотела нас отпускать, не показав все секреты сохранившегося интерьера и книжные раритеты. И мы в долгу не остались, подарили Дворцу увесистую подборку книг.
Книжную тему продолжим послезавтра, в среду, идём в гости в Новое здание РНБ — в современную библиотеку-гигант.
Финалом-апофеозом стала Библиотека Александра III, где гостеприимная хозяйка [id15198415|Светлана Дмитриевна Мангутова] долго не хотела нас отпускать, не показав все секреты сохранившегося интерьера и книжные раритеты. И мы в долгу не остались, подарили Дворцу увесистую подборку книг.
Книжную тему продолжим послезавтра, в среду, идём в гости в Новое здание РНБ — в современную библиотеку-гигант.
В Петербурге всегда широко отмечают День архитектора, День реставратора. А как же строители? Сегодня по календарю их профессиональный праздник.
Петербург всегда был городом мегапроектов. Поэтому чествуем сегодня главных тружеников, без которых здесь ничего бы не появилось!
В финском языке есть даже поговорка «Rakentaa kuin Iisakin kirkkoa» – «Строить как Исаакиевский собор» – так говорят о чем-то невозможном, требующем бесконечных усилий.
Огюст де Монферран, прекрасный рисовальщик, оставил нам альбом с литографиями, показывающими легендарное строительство, длившееся 40 лет. Строители сделали невозможное возможным.
Петербург всегда был городом мегапроектов. Поэтому чествуем сегодня главных тружеников, без которых здесь ничего бы не появилось!
В финском языке есть даже поговорка «Rakentaa kuin Iisakin kirkkoa» – «Строить как Исаакиевский собор» – так говорят о чем-то невозможном, требующем бесконечных усилий.
Огюст де Монферран, прекрасный рисовальщик, оставил нам альбом с литографиями, показывающими легендарное строительство, длившееся 40 лет. Строители сделали невозможное возможным.