Статистика ВК сообщества "PROMETHEUS"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

1993 год. Конец сентября. Сухуми. Жиули Шартава передал по рации Лоти Кобалия, чтобы он срочно уводил своих подчинённых, державших коридор для выхода беженцев из Сухуми на реке Кодори. Срочно потому, что войско Кобалия и его самого планировалось уничтожить, а в Сухуми было объявлено, будто Лоти и его воины уже давно покинули позицию и, что эвакуироваться через Очамчиру никто не сможет… Всё это было сделано лишь для того, чтобы направить жителей Сухуми по крайне сложному, унёсшему ещё много жизней, пути через Сванетию и, чтобы породить неприязнь к, так называемым «звиадистам», т.е. к тем, кто поддерживал Звиада Гамсахурдиа.

Я в 2005-06 годах общался с ребятами из Абхазии в Москве. Один из них и сказал мне, что «мхедрионовцы» передали им с рук на руки уже убитого ими Жиули Шартава, хотя в Грузии «Б.Л.» активно пытался доказать, что Шартава убили абхазцы…

А ещё я общался с тем, который уже «держал на мушке» голову «Б.Л.» в Сухуми, когда был остановлен «настоятельной просьбой» в виде пистолета, приставленного уже к голове целившегося. Причём, пистолет был в руках полковника…опять же российской армии, но, чем объяснить столь трогательную заботу, ума не приложу…



Отар Читанава

1 0 ER 0.0228
«Лицом красивая жена-на неделю.
Сердцем чистая супруга-на всю жизнь»

— Черкесская пословица

1 0 ER 0.0228
ГРУЗИНЫ И ЧЕРКЕСЫ

Грузины и черкесы с древнейших времен являлись естественными союзниками. Этот союз, зародившийся в I веке и обусловленный необходимостью защиты от внешних врагов, в XVI-XVIII веках становится еще более крепким

Почётное место среди знатных грузинских родов занимала фамилия черкесского происхождения – Черкезишвили. Представители этой фамилии в Кахети (Восточная Грузия) были князьями, а в Картли (Центральная Грузия) – столбовыми дворянами. Они имеют разное происхождение.

Из этих родов вышло немало выдающихся грузинских общественно-политических и военных деятелей.

В труде грузинского ученого, царевича Иоанна Багратиони указано, что предок князей Черкезишвили прибыл в Грузию в царствование царицы Тамары, то есть в 1187—1210 годах, из Черкез-Кирмана. Они сохранили титул князя и по происхождению получили эту фамилию.

В грузинских исторических источниках XVII-XVIII веков часто упоминаются представители фамилии Черкезишвили. Они традиционно выделялись своей верностью Грузии, в следствие чего их очень ценили и щедро награждали грузинские монархи из рода тысячелетней царской династии Багратиони.

В труде известного грузинского ученого, царевича Иоанна Георгиевича Багратиони (1768-1830), среди перечисленных 24 кахетинских княжеских родов, князья Черкезишвили упоминаются на почётном 9 месте.

В действительности, основоположником рода князей Черкезишвили был черкесский феодал Аладаг (черкесская форма – Аледжуко), который переселился в Грузию в XVII веке из Кабарды и обосновался в Кахети.

0 0 ER 0.0076
Военно-спортивное воспитание у вайнахов

Повсеместное распространение среди подростков имела борьба, которая вырабатывала у них силу, ловкость, выносливость. Уже с десятилетнего возраста отцы и старшие братья обучали мальчиков специальным приемам борьбы. Ребята в 12—14 лет принимали участие в соревнованиях по борьбе на призы, которые устраивались на разных праздниках. Джигитовка, стрельба в цель, поднятие монеты с земли или барана из ямы на полном скаку, сбрасывание кнута на сверток, находящийся на земле, были обычными играми для юношей-вайнахов. Владеть оружием и конем их приучали с малых лег. Различного рода игры играли существенную роль в привитии необходимых качеств у мальчиков — ловкости, смелости и др. Для этого пользовались любым предлогом: например, мужчины, наблюдая драки подростков, хвалили победителя, называя его волком ("волк" у вайнахов —символ храбрости) "борз" (чеч.), "борз" (инг.), а побежденного "девчонкой"
— "йоI" (чеч. инг.).

Распространенной игрой вайнахских мальчиков была, например, "хьостамех ловзар" (свайка ). В нее играли весной после таяния снега или дождя, пока почва влажная. Каждый мальчик имел 5—6 заостренных палок, которые бросал с размаху в землю острыми концами. Игрок, сбивший своей палкой больше палок товарища, считался победителем. Вместо палок иногда использовали ножи — "урсах ловзар". Подобные игры способствовали развитию у ребят навыков фехтования и рубки, а также быстрой ориентировки в создавшихся условиях. Были и другие подвижные игры: в чижик — "куьллех ловзар", в мячики — "бурканах ловзар", в прятки — "лечкъаргех ловзар", в бег — "хьалха валарх вадар" и др. Все они положительно влияли на всестороннее физическое развитие детей.

Достаточно распространенной среди вайнахских ребят была игра "куй биллар" — класть шапку (бук. пер.). Молодые люди собирались в так называемых "нечистых местах" или на мельнице вечером. Рассказывали анекдоты, сказки и другое, а затем переводили разговор на "нечистую силу" — джинов, чертей и их "дела". Накалив такими разговорами обстановку, к полуночи один из старших говорил примерно так: "Мы узнаем сейчас, кто рожден в ночь, когда щенилась волчица" ("тхьовса хуур ду-кха вайна борз ехкинчу буса винарг мила ву"). "Кто смелый, если смелый", ("Майра мила ву?", "майра волчу"). И в качестве испытания на храбрость предлагалось одному из присутствующих отнести шапку другого и оставить в определенном месте, например, на кладбище. Другой должен был затем принести ее обратно. Из присутствующих выбирали несколько человек, которые тайно следили за поведением испытуемого подростка. Они могли осложнять обстановку: создавать шорохи, подражать вою животных (волков, шакалов и др. ). И когда испытуемый демонстрировал свою храбрость и решительность, то естественно, все присутствующие говорили: "майра кIант ву" — смелый парень, "къонах ву" — мужчина.

На следующий день об этом узнавали родственники, родители, сельчане. Если же проявлялась трусость, сверстники не принимали такого даже в свои повседневные игры.

Можно привести и другие примеры, которые свидетельствуют о воспитании в чеченских и ингушских мальчиках таких качеств, как смелость и мужество. Если, например, ребенок падал и больно ударялся или нечаянно резался, взрослые громко восклицали: "ты же мужчина, мужчина не плачет" — "кIант вац хьо, кIант ца воьлху" (чеч.), "кIаьнк веций хьо, к1аьнк велхац" (инг.). Этнографы Б. А. Калоев и И. М. Саидов наблюдали однажды в сел. Сержень-Юрт, как на бетонной лестнице упал мальчик (3-х лет ), сильно ушибся, но тут же подскочил и, взглянув на присутствующих, сказал: "Не буду плакать, я мужчина".

Следует подчеркнуть, что вплоть до первой половины XIX в. существовали специальные школы для обучения мальчиков. В них детей отдавали в возрасте 10 лет. Мальчики, обучаясь в подобных школах, постоянно жили у учителя — "устаза", достигшего 60—65-летнего возраста. В памяти народной сохранилось имя известного учителя по традиционному вайнахскому воспитанию детей — Паскоч, выходца из Майсте или из Кийя; его ученики по преданиям отличались собранностью, выносливостью, ловкостью и т. д. В течение 5 лет учитель, занимаясь с ребятами, обучал их счету, правилам поведения, опыту ведения хозяйства, учил определять время и направление по звездному небу. Воспитание в школе было жестким, за провинности здесь сурово наказывали. Учащиеся вставали очень рано, до восхода солнца, ложились спать поздно. В программу обучения включались специальные физические упражнения, которые отличались сложностью и трудностью. Например, выход зимой в горы или длительное пребывание ребят в глубокой яме (3—4 м). Находясь в ней, они должны были по полету определять птиц, по звукам обстановку вокруг ямы и др.

(Отрывок из статьи З.И. Хасбулатовой "Из опыта народной педагогики вайнахов (XIX – начало XX в.)" — В сборнике: "Новые археолого-энографические материалы по истории Чечено-Ингушетии", Грозный, 1988 г., стр. 106-108).

0 0 ER 0.0076
Интересные факты о Кавказских горах

Длина Кавказского горного хребта достигает 1100 километров. Это больше, чем расстояние между российской и белорусской столицами.
В самом широком месте ширина цепи Кавказских гор составляет почти 180 километров.

Высочайшей вершиной Кавказских гор является Эльбрус, раздвоенный пик которого возвышается более чем на 5,5 километров. Атмосферное давление на такой высоте составляет лишь около 50% от нормы (интересные факты об Эльбрусе).
Во всей цепи гор Кавказа только две вершины выше 5 километров — Казбек и вышеупомянутый Эльбрус. Снег и лёд на их вершинах никогда не тают.

Столь популярный в России напиток, как кефир, был изобретён именно у подножия Кавказских гор, в Приэльбрусье.

Со склонов Кавказских гор стекает более 2000 ледников, а их суммарная площадь достигает 1400 квадратных километров, что вдвое больше, чем площадь Сингапура (интересные факты о Сингапуре).

В окрестностях Кавказских гор проживают представители 50 различных народностей, разговаривающих на 20 разных языках.

Все стекающие с кавказских горных склонов реки относятся к бассейну Чёрного моря.

В Кавказских горах живёт более 1000 различных видов пауков.
Здесь очень много растений, причём 1600 их видов не встречаются больше нигде в мире.

Общая площадь, занимаемая Кавказским горным хребтом, примерно равна площади всего Таджикистана (интересные факты о Таджикистане).
Возраст Кавказских гор относительно невелик. Образовались они около 25 миллионов лет назад, что не слишком много по геологическим меркам.

0 0 ER 0.0076
Обряды, связанные с уходом и воспитанием ребёнка с младенчества, состояли из ряда очень важных в представлении ингушского народа ритуалов. В последнее время ряд из них, к сожалению, утрачивает свою значимость. О семейных обрядах, связанных с воспитанием ребёнка с младенчества, этнограф Зейнеп Дзарахова пишет в своей монографии «Вековые устои семьи».

Люлька одновременно представляет собой детское пространство. Люльки-колыбельки встречаются у многих народов мира, известных оседлым земледельческим типом хозяйствования. Делали её из разных пород деревьев, но чаще всего из г1иринг (боярышника). Было поверье о том, что ребёнок, выросший в люльке из боярышника, будет счастливым.
Ингушское название люльки — «ага», по свидетельству информатора из с. п. Плиево Р. И. Албогачиевой, объясняется слиянием двух понятий: «га» (в ингушском языке означает дерево) и припева к колыбельным песням «а-а-а», которые звучали во время убаюкивания ребёнка в люльке.

Виды люлек: люлька-качалка, люлька для полевых работ и люлька-подвеска

Колыбели были разные, но более устойчивой в предпочтениях ингушей считалась деревянная колыбель-качалка.
Основание колыбели имело где-то в середине отверстие, предназначенное для ёмкости (баночки), куда через специальные сосуды-трубочки (сип) стекала моча. Матрасов было два. Первый — набитый соломой для прочности лежака, «чен фалти», был сделан тоже с дыркой, соответствующей той, что и в люльке. Второй матрас — верхний, состоял из двух подушек, сделанных из шерсти. Трубочка (сип) могла быть деревянной, костяной, стеклянной, она разнилась по форме в зависимости от пола ребёнка. Стеклянная стала появляться к концу ХХ века.
Ребёнок в этой колыбельной конструкции всегда оставался сухим и аккуратным. Пелёнок не требовалось. Достаточно было иметь мягкие куски материи, выкроенные из любой старой одежды. В состав люльки входили «аган ч1и» — прутик, за который привязывают свивальники, «ага г1ач» — ручка люльки. Младенца туго пеленали двумя перевязочными поясами — «г1оахкар», шириной около 20 см.
Такую люльку готовили родственники с материнской стороны. В одной и той же люльке вырастало несколько поколений. Обычно ребёнок в ней лежал до тех пор, пока не начинал ходить.
В силу того, что женщины много времени проводили на полях, в работах, им приходилось брать с собой малышей. Для этих целей имелись люльки более упрощённой конструкции. Называли их «ц1ун». Готовили их просто. Брали обычное бревно длиной 70-80 см. в диаметре до 30 см, пилили его на 3 части по вертикали и получали из серединной части ровное основание. На него, предварительно накрыв овечьей шкурой или мягкой тканью, укладывали малыша и перевязывали «оасашца» (кожаными верёвками). Такую люльку подвязывали к древку арбы, на которой члены семьи выезжали в поле. «Раскачиваясь в люльке, которая издавала звуки «ц1у-ц1у-ц1у», ребёнок засыпал. Возможно, из-за таких звуков и назвали люльку «ц1ун»». Эту же люльку могли подвесить на крепкий сук дерева, ибо оставлять на земле люльку было боязливо из-за разных насекомых и змей, которые могли водиться в полях. По мере того как ребёнок вырастал, к той доске-люльке (ц1ун) сбоку приставлялись те две части, которые остались от того куска бревна — исходного материала для люльки, и так же перевязывали в ней ребёнка, поведала автору Р. И. Албогачиева.
Были известны в далёкой древности и люльки плетёного изготовления. Плели корзины-люльки из дерева «ц1ув» и подвешивали в доме. Любой член семьи мог просто подтолкнуть люльку, и она раскачивалась. Её надежно крепили под потолком.

0 0 ER 0.0000
Что касается нашего дорогого соотечественника Иосифа Виссарионовича Сталина, то он никогда ничего хорошего для Грузии не сделал. Он прекрасно разбирался в национальном вопросе, он прекрасно знал, что большинство населения настроено против большевистского режима, поэтому и создал эти три бомбы замедленного действия. Они и сработали, как только Грузия объявила независимость. После советизации в Грузии – которая была чуть ли не самой маленькой республикой СССР – возникли 3 автономных образования: Абхазская и Аджарская автономные республики и Юго-Осетинская Автономная Область. Интересно, что когда в 22-м году была создана Юго-Осетинская АО, на родине осетин – на Северном Кавказе, где они в свое время имели государство – ничего подобного не было. Северная Осетия стала автономной республикой в 1924 году, потом ее статус несколько раз менялся. Северная Осетия появилась потому, что была и Южная, и для того, чтоб когда понадобится, этим воспользоваться

Диана Тосунян

1 0 ER 0.0076
По свидетельству путешественников, посетивших в разные времена Черкесию, черкесский воин никогда не выходил из дома невооруженным. По меньшей мере, он носит обычно шашку и кинжал у пояса, на плечах у него бурка. Полным вооружением, помимо ружья и пистолетов, даже в XIX веке считались также кольчуга, небольшой шлем, железные перчатки и нарукавники. Одежда черкеса могла быть не самого лучшего качества и вида, но оружие всегда было очень дорогим и качественным. Комплект вооружение адыгского князя мог достигать стоимости в две тысячи серебряных рублей и выше. Оружие использовалось как средство платежа. В состав любого калыма за невесту обязательно входили предметы вооружения. Оружие входило также в уплату штрафа за убитого.

Основным видом холодного оружия у черкесов были са и кинжал. Наиболее ранние адыгские сабли датируются X-XI веками. Черкесская са была достаточно длинной (100-120 см), узкой (3-5 см), имела штыковой конец и относительно небольшую кривизну. В бою такой саблей можно было легко проколоть кольчугу. Однако со временем са оказалась полностью вытеснена шашкой, не смотря на то, что шашкой можно только рубить, тогда как саблей можно и рубить и колоть. Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название и происхождение – черкесские. В переводе означает длинный нож. Шашки известны с XII-XIII веков. Они использовались наряду с са ми, но в отличие от последних, были короче (до 1 м), мало изогнутыми, не имели штыкового конца и защиты для руки. Долгое время са и шашка сосуществовали, однако, с распространением огнестрельного оружия меньше стали пользоваться кольчугой, исчезла и потребность в сабле со штыковым концом. В XVIII-XIX веках сабли практически перестали производить. Шашка стала единственным видом длинного холодного оружия. Главными ее достоинствами были относительная легкость и практичность применения – боец одним движением вынимал ее из ножен и, не меняя положения руки, наносил удар. Согласно известной кабардинской формуле “шашка должна быть легкой как перо, упругой как лоза, острой как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение”.

0 0 ER 0.0000
Михаил Лермонтов

Кавказу

Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.

0 0 ER 0.0000
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
«Не край ли далекий тебе полюбился?»

На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
«Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.

Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.

И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.

Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.

И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.

Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.

И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых».

Расул Гамзатов

0 0 ER 0.0000