Статистика ВК сообщества "44-ФЗ/223-ФЗ ГОСЗАКУПКИ И ТЕНДЕРЫ"

0+
Мы рады видеть вас в профессиональном сообществе по госзакупкам!
Количество постов 113 999
Частота постов 32 минуты
ER 0.86
72.99% 27.01%
30.44% подписчиков от 30 до 45
98.69% 0.13% 0.06% 0.03%
Нет на рекламных биржах

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

❗Новый порядок расторжения контракта в ЕИС c претензионной перепиской заказчика

Во втором полугодии 2022 заказчики и поставщики обязаны проводить одностороннее расторжение контрактов только через ЕИС. Изменения были приняты еще в начале года, в рамках оптимизации контрактной системы, но заработали только сейчас.

В таблице 1 смотрите, по каким основаниям вы обязаны расторгнуть контракт, если поставщик не исполняет контракт. Теперь у заказчиков появилась новая обязанность — направлять сведения в ФАС в два рабочих дня, даже если одностороннее расторжение инициировал поставщик.

Таблицу 2 используйте, чтобы определить перечень документов, которые вы сканируете и прилагаете в ЕИС, чтобы подтвердить факт нарушений со стороны поставщика. На схеме увидите, как теперь выглядит одностороннее расторжение контракта в электронном формате и на бумаге. Далее воспользуйтесь пошаговой инструкцией.

Таблица 1. Основания для отказа от контракта со стороны заказчика и поставщика

Таблица 2. Сканы каких документов сделать для одностороннего расторжения контракта

Шаг 1. Настройте права доступа в ЕИС

В личном кабинете заказчика ЕИС зайдите в раздел «Администрирование», затем в подраздел «Пользователи организации», «Права доступа пользователя». Проставьте галочки в блоке «Работа с документами одностороннего отказа от контракта», как на рисунке 1. Если вы не разрешите доступ пользователю, новые разделы для заполнения сведений ЕИС в реестре контрактов не отобразятся.

Шаг 2. Предусмотрите односторонний отказ в извещении

Чтобы возможность одностороннего отказа от контракта появилась в карточке контракта, его нужно предусмотреть, когда формируете извещение о закупке. Для этого отметьте, что контрактом предусмотрена такая возможность. Именно это требование перейдет автоматически в карточку контракта. Смотрите на рисунке 2, как предусмотреть возможность одностороннего расторжения контракта в извещении, чтобы она позже отобразилась в карточке контракта.

Шаг 3. Сформируйте односторонний отказ от контракта

Чтобы сформировать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, зайдите в реестре в карточку того контракта, по которому есть основания, чтобы его расторгнуть. Нажмите на кнопку сформировать односторонний отказ, как на рисунке 3.

Еще по теме работы в ЕИС

Заполните и отправьте уведомление поставщику, чтобы соблюсти новый порядок претензионной переписки в ЕИС
Теперь составлять претензию и вести переписку с поставщиком по ненадлежащему исполнению обязательств по контракту необходимо в ЕИС путем передачи друг другу электронных уведомлений (ч. 16 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Шаг 4. Заполните решение об отказе от контракта и прикрепите файлы

Заполните сведения решения об одностороннем расторжении контракта. Для этого выберите реестровый номер получателя из выпадающего списка. Затем внесите номер решения в поле «Номер уведомления». Поставьте предполагаемую дату (рисунок 4), когда решение вступит в силу. Для этого к дате, когда вы опубликуете решение в ЕИС, прибавьте десять календарных дней. Считайте со дня, следующего за датой публикации решения в ЕИС. На одиннадцатый день решение вступит в силу. В следующем поле «Причина расторжения контракта» напечатайте весь текст решения с изложением оснований и причины отказа от контракта в одностороннем порядке. Затем прикрепите подтверждающие скан-копии документов.

Шаг 5. Опубликуйте решение об одностороннем расторжении контракта

Опубликуйте решение об одностороннем отказе от контракта в ЕИС. Для этого в карточке контракта в разделе документы через треугольник опубликуйте созданный проект решения.

Шаг 6. Отмените решение в 10-дневный срок, если поставщик исправился

После того как опубликовали решение об отказе от контракта, у вас есть 10 дней, чтобы поставщик исправился. То есть устранил те недочеты по контракту, которые вы отразили в решении. Либо начал исполнять контракт. Поставщик уведомит вас ответом на размещенное решение также посредством ЕИС. Уведомление претензионной переписки вы также увидите в карточке контракта, как на рисунке 6.

Если документы весят много, переходите на бумагу. Объем электронных уведомлений по каждому контракту для каждой из сторон не должен превышать в ЕИС 150 Мб. Если вы не укладываетесь в этот объем, обмен документами в ходе одностороннего расторжения контракта проводите в бумажном формате (п. 7 постановления от 27.01.2022 № 60).

Шаг 7. Заполните сведения об отмене решения об одностороннем отказе

Заполните дату, когда отменили свое решение об одностороннем отказе от контракта. При проверке сведений сработает контроль. Дата отмены должна быть больше хотя бы на один день от даты публикации решения об отказе от контракта. Далее прикрепите уведомление поставщика об устранении недочетов по контракту и скан-копию решения об отмене, как на рисунке 7.

Шаг 8. Направьте сведения в контрольный орган

Если поставщик в отведенный 10-дневный срок не устранил нарушения по контракту, то вы направляете сведения в территориальное отделение УФАС в течение двух рабочих дней после того, как решение вступило в силу. Делаете это также в ЕИС. Выбираете одно из трех оснований, когда обращаетесь в ФАС, чтобы внести недобросовестного поставщика в РНП (рисунок 8).

1146 75 ER 1.6671
❗Матвиенко назвала закон 44-ФЗ о госзакупках вредительским

Валентина Матвиенко назвала вредительской нынешнюю редакцию закона о госзакупках (№ 44-ФЗ) и сообщила, что сенаторы подготовили предложения по его корректировке.

Сегодня в Совете Федерации проходят слушания «Научный кадровый потенциал страны». В ходе мероприятия замдиректора Института космических исследований Александр Лутовинов рассказал о проблемах, с которыми сталкиваются ученые из-за 44-ФЗ. «Если нужно немного изменить условия контракта по объективным обстоятельствам, мы попадаем в ситуацию, когда идут штрафные санкции», — цитирует его слова РИА Новости. Например, проблемы возникают, когда уникальную установку нужно запустить на полгода позже.

Он предложил ввести норму, когда по соглашению сторон ряд норм можно вывести из-под действия контракта.

«Такие предложения Советом Федерации уже внесены в правительство, и мы отследим, чтобы они были реализованы. Более вредительского, чем 44-й закон, у нас в стране не существует», — сказала Матвиенко.

396 122 ER 1.1014
❗Как подписать допсоглашение к контракту в 2022 году

Менять параметры сделки после заключения контракта по 44-ФЗ разрешено только по веским причинам. В этом случае стороны сделки подписывают допсоглашение, в которое включают текст правок и ссылки на статьи — основания для изменений.

Содержание:
Шаг 1. Определяемся с основаниями для заключения допсоглашения
Шаг 2. Исполняем контракт как есть или расторгаем
Шаг 3. Готовим обращение к заказчику
Шаг 4. Передаем обращение заказчику
Шаг 5. Ждем результатов экспертизы и разрешения властей
Шаг 6. Меняем обеспечение исполнения контракта
Шаг 7. Подписываем допсоглашение на ЭТП
Шаг 8. Готовим протокол разногласий

Выводы

Шаг 1. Определяемся с основаниями для заключения допсоглашения

Основания для изменения условий сделки расписаны в 44-ФЗ. Заказчик и поставщик заключают допсоглашение к контракту, когда:

- Изменилась сторона сделки. Это основание используют, если новая организация — правопреемник предыдущей (ч. 5,6 ст. 95).

- Характеристики товара заменяют на улучшенные (ч. 7 ст. 95).

- Срок выполнения отдельного этапа работ меняют без изменения общего срока (п. 12 ч. 1 ст. 95).

- Цену сделки уменьшают без сокращения объема поставки (п. 1.1 ч. 1 ст. 95).

- Объем заказа и цену контракта меняют в пределах 10%, за исключением соглашений на закупку строительных работ (п. 1.2 ч. 1 ст. 95).

- Стоимость строительных работ и оборудования меняют в пределах 10% (п. 1.3 ч. 1 ст. 95).

- Цену контракта и объем закупки меняют из-за изменения тарифов (п. 5 ч. 1 ст. 95), сокращения бюджета (п. 6 ч. 1 ст. 95), по медпоказаниям, если пациент лечится зарубежом (п. 7 ч. 1 ст. 95) или при закупке лекарств, медизделий и расходных материалов (ч. 65.2 ст. 112).

- Сметную стоимость строительных работ и оборудования меняют в пределах 30%, если есть заключение экспертизы проекта и решение властей (п. 11 ч. 1 ст. 95). Уменьшать стоимость можно без ограничений (ч. 1.2 ст. 95).

- Срок выполнения строительных работ меняют по независящим от подрядчика причинам или по его вине. При этом без изменений выполнить работы невозможно, новый срок не превышает прежний, подрядчик выплатил неустойку и предоставил обеспечение на новый срок (п. 9 ч. 1 ст. 95). Заключить допсоглашение по такому основанию можно только один раз.

- Стоимость научно-исследовательских и конструкторских работ меняют в пределах 30%. При условии, что стоимость контракта равна или превышает установленную правительством, срок его действия — не меньше года, есть письменное обоснование на основе решения властей, причины изменений не зависят от сторон сделки и исполнение без изменения условий невозможно (п. 13 ч. 1 ст. 95).

- Меняют цену и срок работ, только срок или только цену строительных работ и оборудования в пределах 30%. Основание используют, если есть заключение экспертизы проекта и письменное обоснование на основе решения властей. При этом причины изменений не зависят от сторон сделки и исполнение без изменения условий невозможно (п. 8 ч. 1 ст. 95).

" На закупку проектирования, строительства, реконструкции, капремонта, реставрации и сноса до 31.12.2022 действуют особые условия: если заказчик входит в список из приложения к Постановлению Правительства № 1315 от 09.08.2021, можно изменить контракт со сроком действия меньше года (ч. 70 ст. 112)"

Любые условия сделки разрешено менять, когда есть решение властей и иначе работы выполнить невозможно. Основание работает, если параметры контракта и изменений соответствуют условиям п. 2-4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п.1 ПП № 1186 от 19.12.2013.

Допсоглашения к контрактам на закупки у ед. поставщика заключают по п. 10 ч. 1 ст. 95. Такие соглашения могут менять любые условия сделки. Вот на какие заказы распространяется это правило:

- услуги монополистов,
- коммунальные услуги,
- управление жилым домом,
- обслуживание здания,
- аренда недвижимости,
- лечение за рубежом,
- юридические услуги за границей.

Также с марта 2022 действует новое основание для заключения допсоглашения к контракту по ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Его применяют, когда:

- контракт заключен до 01.01.23;
- условия сделки невозможно выполнить по независящим от сторон причинам;
- выполняются условия частей 1.3-1.6 ст. 95 44-ФЗ;
- есть решение властей.

До конца 2022 года ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ также применяют для заключения допсоглашений к контрактам на ремонт и содержание автодорог (ПП РФ № 1148 от 28.06.2022). Еще до конца этого года власти разрешили заключать допсоглашения к контрактам на поставку лекарств, медизделий и расходных материалов по ч. 65.2 ст. 112 44-ФЗ. Менять строительные контракты по п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ со сроком действия меньше года также разрешено до 31.12.2022 (ч. 70 ст. 112 44-ФЗ, ПП № 1315 от 09.08.2021).

"Предельный размер цен контрактов, к которым могут быть заключены допсоглашения по решению властей, можно посмотреть в ПП № 1186 от 19.12.2013. Постановление применяют, когда выполнить условия сделки без допсоглашения невозможно и причина изменений не зависит от поставщика и заказчика."

Более подробно ознакомиться с основаниями для заключения допсоглашения к контракту по 44-ФЗ можно в статьях 95, 112 закона и шпаргалке-таблице в конце статьи.

Шаг 2. Исполняем контракт как есть или расторгаем

Закон запрещает менять условия сделки, если основания для заключения допсоглашения отсутствуют в 44-ФЗ. Менять предмет закупки и страну происхождения товара, если тендер проведен по правилам нацрежима также запрещено.

Когда нет законных оснований для заключения допсоглашения и исполнение контракта без изменения условий невозможно или приведет к значительным убыткам, лучший выход — расторжение контракта по соглашению сторон.

Отказ поставщика от выполнения условий сделки или существенные нарушения ее условий приведут к расторжению контракта со стороны заказчика (ст. 450 ГК). Существенными условиями считают обстоятельства, из-за которых заказчик понес ущерб.

Неисполнение условий контракта поставщиком или нарушение обязательств — основание для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что закроет для поставщика вход на рынок госзаказа (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ).

Если заказчик пойдет на заключение допсоглашения к контракту и изменение условий сделки без законных оснований, ему грозит штраф:

- 20 тыс. руб. на сотрудника и 200 тыс. руб. на организацию (ч. 4 ст. 7.32 КоАП);

- 50 тыс. руб. на сотрудника и 500 тыс. руб. на организацию, если закупку проводили как гособоронзаказ (ч. 4.1 ст. 7.32 КоАП);

- в двукратном размере дополнительно потраченных заказчиком средств или суммы, на которую продукция не закуплена (ч. 5 ст. 7.32 КоАП).

Шаг 3. Готовим обращение к заказчику

Когда выполнить условия сделки без изменения контракта невозможно и есть основания для изменения контракта, обратитесь к заказчику с просьбой заключить допсоглашение. Напишите письмо с описанием ситуации, реквизитами контракта, номером закупки, суммой сделки и приложите к нему:

- обоснование для заключения допсоглашения со ссылкой на соответствующую статью 44-ФЗ;

- проект допсоглашения к контракту.

Обоснование для заключения допсоглашения

Как обосновать заключение допсоглашения к контракту, зависит от оснований для изменения соглашения и предмета закупки.

Особенности заключения допсоглашений к контрактам на ремонт дорог можно посмотреть в ПП № 1148 от 28.06.2022. Как подготовить расчет новой цены на поставку лекарств и медизделий разъясняет ст. 65.2 44-ФЗ, а как обосновать изменение строительного контракта по п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, подсказывают Минфин, Минстрой и ФАС в письме № 24-06-06/45785 от 10.06.2021, № 24044-АП/09 от 10.06.2021 и № ПИ/47490/21 от 10.06.2021.

Если меняются:

- Сторона сделки — понадобятся документы, которые подтвердят, что новое юрлицо — законный правопреемник предыдущего.

- Характеристики товара на улучшенные — подготовьте подтверждение его параметров. Например, сертификат соответствия.

- Срок выполнения строительных работ — предоставьте информацию о том, почему невозможно уложиться в срок, сведения о новых сроках и том, что подрядчик выполнил условия закона, если срок сдвигают по его вине.

- Цена сделки — понадобится расчет новой цены контракта и обоснование для изменения стоимости. Для строительных работ — новая смета, коммунальных услуг — распоряжение комитета по тарифам, лечения зарубежом — медпоказания.

- Существенные условия контракта из-за обстоятельств непреодолимой силы — понадобится сертификат торгово-промышленной палаты о форс-мажоре.

Иногда инициатива по заключению допсоглашения исходит от заказчика. Например, при сокращении бюджета. В этом случае заказчик готовит обоснование самостоятельно. Учитывайте, что сокращение бюджета не освобождает заказчика от оплаты поставленного товара или выполненных работ. Также поставщик может потребовать от заказчика возмещение ущерба от изменения условий сделки (ст. 161 БК РФ).

Проект допсоглашения
В проект допсоглашения об изменении контракта включают:

- Сведения о заказчике и поставщике;

- Реквизиты сторон и контракта, который изменит допсоглашение;

- Ссылки на статьи закона, которые разрешают изменение условий сделки;

- Ссылки на разделы контракта, которые изменит соглашение и их текст в новой редакции;

- Приложения. Например, новый вариант спецификации к контракту или расчет новой стоимости работ.

Нашли для вас примерную форму допсоглашения, которую обычно используют заказчики по 44-ФЗ. Форма — не эталон, а пример из практики. Дополните форму на свое усмотрение или возьмите за образец при подготовке обращения к заказчику.

Шаг 4. Передаем обращение заказчику

Передайте обращение заказчику лично или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении — это поможет подтвердить передачу документов. Чтобы ускорить срок ответа при отправке почтой, продублируйте обращение по электронной почте. Если письмо подписано электронной подписью и возможность электронного документооборота предусмотрена контрактом, обращение можно отправить через ЭДО или на официальную электронную почту.

Срок ответа на письмо можно посмотреть в контракте. Если его там нет, срок указывают в самом обращении. По общему правилу максимальный срок ответа — 30 дней (п. 2 ст. 452 ГК). На практике заказчик заинтересован в скорейшем исполнении контракта и подписании допсоглашения, которое решит возникшие вопросы. Обычно заказчики отвечают на обращения поставщиков в течение нескольких дней.

Шаг 5. Ждем результатов экспертизы и разрешения властей

Когда допсоглашение к контракту подписывают после проверки правильности расчета новой цены, придется дождаться результатов экспертизы. Например, при увеличении цены контракта на ремонт автодорог по правилам ПП № 1148 проверку проводят не больше 14 дней.

Разрешение властей на заключение допсоглашения, когда это требование установлено законом, может получить и подрядчик, и заказчик. Как согласовывают изменение контракта по пункту 65.1 статьи 112 44-ФЗ можно посмотреть в постановлениях правительства, региональных властей и муниципалитетов. Например, в постановлении Самарской области от 13.04.2022 № 250 сказано, что решение об изменении существенных условий контракта принимает главный распорядитель бюджетных средств. Основанием для решения послужит обращение поставщика к заказчику с просьбой изменить контракт и обоснование для заключения допсоглашения со стороны заказчика.

Шаг 6. Меняем обеспечение исполнения контракта

Допсоглашение, которое приводит к изменению стоимости и срока работ, подписывают после переоформления обеспечения (ч. 1.3. ст. 95 44-ФЗ). Рассказываем, как это сделать.

Когда сделка обеспечена деньгами:

- при уменьшении цены сделки — запросите у заказчика возврат обеспечения пропорционально изменению цены контракта;

- при увеличении цены — внесите допсредства на счет заказчика;

- при изменении срока выполнения работ — укажите в допсоглашении новый срок возврата обеспечения.

Если обеспечение предоставлено в виде независимой гарантии, внесите правки в документ или оформите новую гарантию.

Шаг 7. Подписываем допсоглашение на ЭТП

Большинство закупок по 44-ФЗ проходит в электронном виде и допсоглашение к таким контрактам подписывают на торговой площадке (ЭТП). Это значит, что после получения обращения от поставщика с просьбой об изменении контракта, заказчик направит ему на подпись допсоглашение на ЭТП. Рассказываем, как подписать допсоглашение к контракту на примере «Сбербанк-АСТ»:

1. Зайдите в личный кабинет на сайте площадки и перейдите в раздел «Мои контракты».

2. Выберите из списка нужный контракт и нажмите на кнопку «Заключение дополнительного соглашения».

3. Выберите из списка соглашений документ со статусом «На подписи участника».

4. Перейдите в карточку соглашения, проверьте текст документа из вложенного файла и нажмите на кнопку «Подписать дополнительное соглашение», а затем — «Подписать и отправить». Если подписание документа электронной подписью прошло успешно, его статус изменится на новый — «На подписи заказчика».

Шаг 8. Готовим протокол разногласий

Допсоглашение, которое заказчик отправил поставщику через ЭТП — не конечный вариант документа. Если в тексте есть технические ошибки или заказчик неверно подготовил документ, направьте ему протокол разногласий. Вот инструкция, как подготовить протокол разногласий к допсоглашению в электронном виде на примере ЭТП «Сбербанк-АСТ»:

1. Откройте карточку допсоглашения в списке соглашений на ЭТП.

2. Нажмите на кнопку «Сформировать протокол разногласий к дополнительному соглашению».

3. Напишите, с чем не согласны в окне протокола. При необходимости загрузите файл с протоколом.

4. Нажмите на кнопку «Подписать и отправить», и протокол перейдет на согласование заказчику.

Выводы

Допсоглашение к контракту подписывают только в случаях, которые предусмотрены законом. По другим причинам вносить изменения в контракт нельзя. За нарушение этого правила грозит штраф. Если заключить допсоглашение нельзя, исполните контракт без изменений или расторгните его по соглашению сторон.

Неисполнение поставщиком обязательств по контракту или нарушение условий сделки — основание для внесения в РНП. Когда закон разрешает изменить условия сделки, подготовьте обращение к заказчику и подпишите допсоглашение к контракту.

Элла Залужная, автор статей для Контур.Торгов

776 5 ER 1.1392
❗Что делать заказчику, если закупка не состоялась из-за отсутствия заявок

C 1 января 2022 года у заказчиков по Закону №44-ФЗ появилась возможность заключить контракт с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки при отсутствии заявок участников. В соответствии с пунктами 3-6 статьи 52 Закона №44-ФЗ к таким закупкам относятся следующие случаи:

1) по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки;

2) по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все такие заявки;

3) все участники закупки, не отозвавшие заявку на участие в закупке, признаны уклонившимися от заключения контракта;

4) заказчик отказался от заключения контракта с участником закупки, подавшим единственную заявку на участие в закупке, либо с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, признанную единственной соответствующей требованиям извещения.

Во всех перечисленных выше ситуациях отсутствует участник закупки, с которым заказчик может заключить в дальнейшем контракт.

Часть 8 статьи 52 Закона №44-ФЗ предоставляет заказчику выбор: он вправе провести новую закупку на общих основаниях либо осуществить закупку у единственного поставщика в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93. Право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае подтверждается Минфином России в п. 5.1 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138.

Принять решение заказчик должен уже на момент размещения итогового протокола в ЕИС. Если заказчик планирует провести новую закупку, то в поле “Результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)” необходимо отметить статус “Осуществление новой закупки”. Иначе во время отправки в ЕИС извещения по новой закупке будет возникать ошибка о превышении допустимых значений финансового обеспечения.

Если же заказчик решил заключить контракт с единственным поставщиком, то при размещении протокола в ЕИС нужно указать статус “Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ”.

Часть 5 ст. 93 Закона №44-ФЗ устанавливает, что заключение контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки без заявок участников осуществляется:

1) на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки;

2) по цене, не превышающей НМЦК;

3) в порядке, установленным Законом №44-ФЗ для заключения контракта с победителем закупки. Если заявки участников соответствующие извещению, отсутствуют, проводится закупка у единственного поставщика. При этом:

- единственный поставщик формирует и размещает информацию, а также документы в ЕИС;

- положения о праве заказчика увеличить количество поставляемого товара (п.2 ч.2 ст.51), об отказе от заключения контракта с увеличенным количеством товара (подпункт “б” п.2 ч.3 ст.51), о заключении контракта с иным участником закупки (ч.7 ст.51 Закона N 44-ФЗ) не применяются.

- в случае признания несостоявшимися конкурса или аукциона, если НМЦК превышает предельный размер, установленный Правительством РФ, проводится согласование с контрольным органом в сфере закупок.
Рассмотрим последовательно весь процесс заключения контракта с единственным поставщиком на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, если не состоялась открытая конкурентная закупка (электронный конкурс, аукцион или запрос котировок).

Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене

В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.

Закон №44-ФЗ не регламентирует порядок выбора контрагента при признании несостоявшейся конкурентной процедуры без заявок. Заказчик осуществляет его самостоятельно. При этом контрагент должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. Например, если были установлены дополнительные требования по ч.2 или ч. 2.1. ст.31 Закона №44-ФЗ, контрагент обязан отвечать этим требованиям. Указанный вывод следует из п.1 ч. 5 ст.93 Закона №44-ФЗ, который говорит о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Это подтверждают и нормы Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2020 г. №961 (далее – Правила №961). Направляя в контрольный орган обращение, заказчик, в соответствии с подпунктом “е” пункта 7 и пунктом 8 Правил №961 прилагает к нему в том числе информацию и документы, предусмотренные извещением для представления в заявке на участие в закупке. Если поступившая информация не соответствует требованиям извещения о несостоявшейся закупке, то контрольный орган откажет заказчику в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подпункты “ж” и “з” п.13 Правил №961).

Так как в рассматриваемом случае заявка участника, с которым заключается контракт, отсутствует, заказчик не может взять из нее для включения в контракт предложения участника о характеристиках товара и о цене. Соответствующая информация предоставляется контрагентом непосредственно заказчику, при этом характеристики товара должны отвечать требованиям, установленным извещением, а цена не должна превышать НМЦК (начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг).

Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС
Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.

Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:

- получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.

Заказчик направляет в контрольный орган обращение о согласовании заключения контракта с контрагентом
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 заключение контракта с единственным контрагентом должно быть согласовано с соответствующим контрольным органом в случае признания несостоявшимся электронного конкурса или аукциона при отсутствии надлежащих заявок, если НМЦК превышает 1 тыс. руб., то есть практически во всех случаях.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком при признании несостоявшимся электронного запроса котировок в случае отсутствия заявок не требуется. На это указывает также Минфин России в пункте 5.2 письма от 14 февраля 2022 г. N 24-01-09/10138.

Заключение контракта без согласования с контрольным органов в случае, если согласование предусмотрено законодательством, является административным правонарушением по ч.1 ст.7.29. КоАП РФ (штраф на должностное лицо составляет 30 тыс. рублей).

Одновременно с обращением заказчик может направить проект контракта на подпись своему контрагенту и контрагент вправе его подписать, не дожидаясь решения контрольного органа. Но заказчику разрешается подписать контракт только после получения решения о согласовании. На это указал Минфин России в письме от 18.03.2021 № 24-04-07/19432.

Часть 7 ст.93 Закона №44-ФЗ определяет, какими контрольными органами осуществляется согласование:

– при закупках для обеспечения федеральных нужд – федеральным контрольным органом в сфере закупок (ФАС России);

– при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ – органом исполнительной власти субъекта РФ, который уполномочен на контроль в сфере закупок;

– при закупках для обеспечения муниципальных нужд – органом местного самоуправления, который уполномочен на контроль в сфере закупок.

Порядок согласования установлен частями 8 – 11 ст.93 Закона N 44-ФЗ, а также вышеупомянутыми Правилами №961.

Обращение в контрольный орган формируется по форме, установленной приложением к Правилам №961. В обращение включается:

– информация о заказчике (формируется автоматически в соответствии со сведениями, включенными в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса) (п.4 Правил №961);

– информация из извещения об осуществлении закупки (ИКЗ, наименование объекта закупки, НМЦК (начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта), ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта)) (подпункты “а” – “в” пункта 5 Правил №961);

– код, установленный для случая признания закупки несостоявшейся (информация формируется автоматически в соответствии с протоколом, размещенным в ЕИС) (подпункт “д” пункта 5 Правил №961);

– информация о единственном поставщике (формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок) (п.6 Правил №961).

К приложению прилагаются:

- информация и документы или их копии, предусмотренные в извещении об осуществлении закупки, для представления в заявке на участие в закупке (за исключением документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки на участие в закупке);

- предложение о цене контракта (сумме цен единиц товара, работы, услуги – в случае, предусмотренном ч.24 ст.22 Закона №44-ФЗ) – для электронного аукциона (п.8, п.9 Правил №961).

Обращение формируется с использованием ЕИС и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика. Обращение направляется заказчиком в контрольный орган не позднее чем через 5 рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании конкурентной процедуры несостоявшейся (ч.6 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения

Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).

Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом
В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.

Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:

1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;

2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;

3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.

В соответствии с ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ при заключении контракта в рассматриваемом случае должны соблюдаться следующие требования к срокам:

– срок для подписания заказчиком проекта контракта исчисляется со дня, следующего за днем получения заказчиком, направившим обращение, решения о согласовании (п.1 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ);

– контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного контрольным органом предписания по результатам проведения внеплановой проверки (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ);

– контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения такого решения не допускается (п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контракт заключается после несостоявшегося электронного запроса котировок, то основания, предусмотренные ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ для смещения сроков в связи с согласованием заключения контракта, отсутствуют. Сроки заключения контракта в этом случае исчисляются с даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся.

Информация о заключении контракта направляется заказчиком в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта (ч.3 ст.103 Закона №44-ФЗ).
В заключение рассмотрим еще 2 вопроса относительно заключения контракта с единственным поставщиком в случае несостоявшейся закупки без заявок:

Должно ли проводиться электронное актирование по такому контракту?
Да, должно.

В соответствии с п.1 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ заключение контракта с единственным поставщиком в случае признания определения поставщика несостоявшимся осуществляется на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Извещение, в свою очередь, содержит проект контракта (п.5 ч.2 ст.42 Закона №44-ФЗ). А проект контракта в случае проведения электронной процедуры должен предусматривать нормы об электронном актировании на основании ч.13 ст.94 Закона №44-ФЗ.

Учитывается ли контракт, заключенный на основании п.25 ч.1 ст.93, в объеме закупок, осуществленных у СМП и СОНО, если несостоявшаяся закупка проводилась с установлением преимущества для СМП и СОНО в соответствии с ч.3 ст.30 Закона №44-ФЗ?
Да, учитывается.

Как было сказано выше, единственный поставщик, с которым заключается контракт на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. В данном случае, он должен являться СМП или СОНО. В соответствии с ч.4 ст.30 Закона №44-ФЗ закупки, которые осуществлены на основании п. 25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.30 Закона №44–ФЗ, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

681 30 ER 1.0007
❗Что важно учесть, чтобы не нарушить сроки оплаты контракта: рекомендации Казначейства России

С 1 мая этого года сокращены сроки оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта (Письмо Федерального казначейства от 11 мая 2022 года № 07-04-05/14-11260).

Теперь они составляют:

- 7 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, если он подлежит формированию в ЕИС,

- 10 дней – если оформление документа о приемке с использованием ЕИС не является обязательным, а также если расчеты по контракту (в т.ч. по выплате аванса) подлежат казначейскому сопровождению.

Такие условия действуют для федеральных органов исполнительной власти, включая территориальные органы ФОИВ, а также для федеральных бюджетных и автономных учреждений в отношении контрактов, извещения по которым размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в закупке направлены после 1 мая 2022 года, а также в отношении контрактов, заключенных с единственным поставщиком после этой даты.

А уже с 1 июля 2022 года указанные сроки будут распространяться на всех заказчиков, в том числе регионального и муниципального уровня.

Поскольку сроки оплату стали жестче, велик риск не уложиться в них. Поэтому Казначейство рекомендует придерживаться следующего порядка работы:

567 85 ER 0.8971
❗КТРУ: применяем без ошибок

Правила применения КТРУ
Основные ошибки в применении КТРУ обусловлены непониманием заказчиками правил его использования (далее – Правила), которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

Пункт 4 Правил:
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога … с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктами 5 и 6 Правил установлено:
Заказчики вправе указывать дополнительную информацию, не предусмотренную КТРУ, при наличии соответствующего обоснования

КТРУ и планирование
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.

Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.

Данное правило справедливо для случаев, когда иное не предусмотрено иными информационными системами, в том числе региональными. В отдельных субъектах Российской Федерации существуют «свои» КТРУ, которыми заказчики обязаны по факту руководствоваться несмотря на то, что в Законе № 44-ФЗ отсутствует возможность региональных властей на утверждение и ведение таких КТРУ.

Наименование закупки в извещении
С 1 января 2022 года из Закона № 44-ФЗ исключена ч. 10 ст. 16, предусматривающая полное соответствие информации, указываемой заказчиком в извещении, с информацией, указанной им в плане-графике, в том числе по объекту закупки. На сегодняшний день предмет закупки (извещения) может не соответствовать предмету, указанному в плане графике. Это нормально.

Наименование объекта закупки в извещении также может не соответствовать наименованию из КТРУ. Правила не требуют перечисление в объекте закупки всех наименований, предусмотренных КТРУ. При этом, безусловно, такие наименования должны быть отражены заказчиком в описании объекта. Если закупается перечень продукции в рамках одного лота, то наименование в соответствии с КТРУ по конкретной продукции указывается именно в этом перечне.

Единица измерения количества (объема)
Правила предусматривают, что если закупаемая заказчиком продукция попала под действие КТРУ, то не только наименование такой продукции должно быть указано в соответствии с КТРУ, но и единица измерения количества (объема). Данное правило действует даже в том случае, если представленная в КТРУ единица изменения не удобна заказчику.

Если единица измерения представлена так, как указано, то заказчик вправе определить конкретный вариант единицы измерения из предложенных в КТРУ. Следует отметить, что в указанной единице измерения объем будет определяться не только при размещении заказчиком извещения в ЕИС, но и при регистрации сведений в реестре контрактов.

Документ о приемке уже будет подписан в той единице измерения, которая необходима заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по КТРУ
Правила предусматривают, что описание объекта закупки должно осуществляться в строгом соответствии с КТРУ. При этом в Правилах отсутствует указание на то, что характеристики, используемые в описании, могут быть обязательными и необязательными. Однако, КТРУ предусматривает характеристики, которые не являются обязательными для применения заказчиком.

Нужно запомнить следующие правила:

1) Заказчик обязан использовать обязательные для применения характеристики при описании объекта закупки. В этом случае наименование такой характеристики, а также значение по ней (прим.: в случае, если КТРУ предусматривает несколько значений по одной характеристике, то заказчик вправе выбрать только ОДНО из предусмотренных значений. Выбор заказчиком двух или более значений в рамках одной характеристики, даже если все из них предусмотрены в КТРУ, не допускается) переносится в описание объекта закупки;

2) Применение необязательных характеристик, указанных в КТРУ, является правом заказчика, а не обязанностью. Если заказчик использует необязательную характеристику, содержащуюся в КТРУ, то обосновывать ее применение не нужно;

3) Если заказчик планирует выбрать несколько предусмотренных значений по одной характеристике из КТРУ или установить требования к продукции, не предусмотренные КТРУ, то в этом случае требуется составлять обоснование необходимости установления таких значений и характеристик (прим.: в тех случаях, когда заказчик вправе указывать дополнительные требования к закупаемой продукции);

4) Заказчик не вправе изменять и корректировать наименование предусмотренных КТРУ характеристик и значения по ним даже при наличии обоснования.

Когда указание дополнительных характеристик запрещено?

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик не вправе устанавливать дополнительные требования к закупаемой продукции, которые не предусмотрены КТРУ (прим.: даже при наличии соответствующего обоснования), в следующих случаях:

1) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) – 25(7) перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (при условии установления запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренного таким постановлением);

2) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 (при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств);

3) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрим каждый из указанных случаев подробно.

Случай 1.
На день опубликования настоящего материала на сайте Центра закупок и продаж «Закон.гуру» перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616, не содержит пункты 25(1) – 25(7). С 15 декабря 2021 года в постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 были внесены изменения, в том числе и в части утвержденного им перечня. Продукция, которая ранее числилась под пунктами 25(1) – 25(7), теперь представлена в перечне под пунктами 22-27, 29.

Формально получается, что заказчик, осуществляя закупки такой продукции, не ограничен запретом, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, и может установить дополнительные требования даже в случае применения им запрета по постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 № 616. Вместе с тем, специалисты Центра не рекомендуют заказчикам пользоваться указанной «лазейкой». Мы понимаем, что рано или поздно данное несоответствие будет устранено.

Случай 2.
Если закупаемая заказчиком продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, то указание дополнительных требований строго запрещено. При этом с 01.01.2022 постановление Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 не предусматривает случаев, при которых оно может не применяться.

Если заказчику крайне необходимо установить дополнительные требования в указанном случае, то выходом из сложившейся ситуации может стать решение о неприменении заказчиком КТРУ. В этом случае не требуется составлять какое-либо обоснование. Сама же закупка проводится по соответствующему коду ОКПД2. Однако, нужно понимать, что органы контроля, вероятнее всего, не согласятся с заказчиком и обяжут его описывать продукцию в строгом соответствии с КТРУ.

Случай 3.
На день подготовки настоящей статьи к публикации особенности описания установлены только для закупок лекарственных средств (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380). Мы их подробно разобрали в отдельной статье. В частности, при осуществлении закупок лекарственных средств постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 установлено требованием о том, что заказчиком должны указываться эквивалентные лекарственные формы и дозировки.

Раньше указание эквивалентных лекарственных форм и дозировок должно было обосновываться со ссылкой на данное постановление, т.к. они не были указаны в соответствующей позиции КТРУ. Теперь этот недочет исправлен.

Укрупненные и обычные позиции КТРУ
Бывают ситуации, когда заказчику для определения предмета закупки подходят сразу несколько позиций из КТРУ. В связи с этим возникает вопрос о том, какую из них выбрать. Например, лекарственные препараты одной дозировки, одного способа введения, но имеющие разные лекарственные формы.
Ответ: заказчик вправе выбрать любую из подходящих ему позиций.

Если необходимая в КТРУ продукция никак не находится, то ее, скорее всего, нет в КТРУ. Однако, при осуществлении поиска заказчик должен использовать все возможные синонимы (а лучше всего – код ОКПД2, в том числе недействующий), которые могли бы использоваться для определения предмета контракта. Также следует помнить, что КТРУ постоянно обновляется. Поэтому КТРУ должен проверяться заказчиком каждый раз при осуществлении соответствующей закупки.

КТРУ и ОКПД2
КТРУ формируется на основании ОКПД2. Однако, ОКПД 2 не является определяющим при решении заказчиком вопроса о применении или не применении КТРУ, а также при решении вопроса о соответствии предложенной поставщиком продукции установленным требованиям.

Например, участник закупки предлагает заказчику медицинское изделие, полностью отвечающее требованиям заказчика.
Вместе с тем, в государственном реестре медицинских изделий такое изделие может быть классифицировано по другому коду ОКПД2, чем тот код КТРУ, который был использован при формировании технического задания. Отличия в ОКПД2 в данном случае не препятствуют заказчику признать предложенную поставщиком продукцию соответствующей установленным требованиям.

Приведем еще один случай: заказчик закупает продукцию, отнесенную к определенному коду ОКПД 2, на основании которого построены соответствующие позиции КТРУ. Более того, наименование закупаемой продукции в КТРУ совпадает с предметом закупки. При этом заказчик может не использовать КТРУ вовсе, если в нем фактически отсутствует необходимая ему продукция (прим.: указанную ситуацию не нужно путать со случаем, когда заказчика просто не устраивают содержащиеся в КТРУ характеристики).

Например, заказчик планирует осуществить закупку монитора для компьютера. Цель закупки: организация видеонаблюдения, а не просто использование на настольном ПК. Соответственно монитор малого диаметра заказчику не подойдет, т.к. на приобретаемый монитор нужно выводить изображение с многочисленных видеокамер. В КТРУ минимальное значение по диагонали монитора установлено «42 дюйма».

КТРУ мониторы для подключения к компьютеру
При этом заказчику нужен монитор не меньше 45 дюймов для своих целей. Соответственно он не может использовать КТРУ, иначе может получит монитор диагональю 42 дюймов ровно, что не будет отвечать его потребностям. В данном случае заказчику остается только не использовать КТРУ, ссылаясь на то, что необходимая ему продукция в КТРУ отсутствует.

КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.

Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.

ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.

Ситуация 1.
Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых “используются” товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?

Ответ:
Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары “поставляются” при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.

Ситуация 2.
КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).

Ответ:
Обоснование таких характеристик точно не требуется. Причина в том, что Правила прямо предусматривают необходимость составления обоснования только при наличии описания товара, работы, услуги в КТРУ.

Ситуация 3.
Должен ли КТРУ применяться при осуществлении закупок у единственного поставщика?

Ответ:
Мы считаем, что применение КТРУ при осуществлении закупки у единственного поставщика напрямую зависит от основания ее осуществления. Если осуществление такой закупки не формирует извещение (например, при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 600 000), то КТРУ не применяется, т.к. его попросту невозможно применить.

Если же закупка у единственного поставщика требует формирование извещения (например, при осуществлении закупки на основании ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ до 3 000 000 рублей посредством электронной площадки), то КТРУ должен применяться.

Ситуация 4.
Отдельные позиции КТРУ помимо наименования, единицы измерения и характеристик содержат дополнительное описание. В частности, такое дополнительное описание приведено в позиции КТРУ 32.50.13.190-01024 «Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средств». Обязан ли заказчик переносить указанное описание в свое техническое задание и если да, то что с ним делать в дальнейшем?

Ответ:
Данное описание не должно переносится в техническое задание, т.к. является справочной информацией, которая не содержится непосредственно в разделе “Описание товара, работы, услуги”.
Обоснование заказчика

Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться

550 33 ER 0.8461
Как по 44-ФЗ огурец закупали…

Театру «У Никитских ворот» для нового спектакля понадобился огурец. Я вызвал реквизитора Галю и сказал:

— Купи.

— Не могу, — сказала Галя. — Это «исходящий реквизит». Мне бухгалтерия должна по моему письменному заявлению выдать деньги, и только потом я куплю.

Я вызвал бухгалтера Марину Нико-лаевну и попросил оформить деньги на покупку огурца.

— Вам нужен один огурец или огурец на каждый спектакль? — спросила Марина Николаевна.

— Этот огурец актер Голубцов должен съесть на сцене.

— Вживую?

— Вживую живой огурец.

— Сколько раз?

— Столько, сколько будет спектаклей.

— А сколько будет спектаклей?

— Не знаю. Сто. Двести. Триста. Зависит от успеха у публики.

— Огурец — скоропортящийся продукт, — сказала с тонкой иронией Марина Николаевна. — Если мы купим сто живых огурцов, они сгниют, и мы по ним не отчитаемся.

— Покупайте по одному на каждый спектакль, — сказал я.

— Хорошо. Но вы знаете, что недавно вышел 44-й федеральный закон и мы всё теперь должны делать по нему? — Марина Николаевна сузила глаза.

— Делайте, — легкомысленно сказал я. — Конечно, по закону. Только по закону. Каждый огурец по 44-му ФЗ.

До премьеры оставался месяц. Артист Голубцов все это время на репетициях талантливо «ел» искусственный декоративный огурец. При этом «обозначал», как будто ест настоящий, и изрядно плевался воображаемыми семечками.

— Где «живой» огурец?! — закричал я за 10 дней до премьеры.

— Покупаем, — был ответ.

— Почему так долго? Денег, что ли, в театре нет?!

— Деньги, Марк Григорьевич, в театре есть. Но это не те деньги.

Это был намек на то, что, хоть наш театр аншлаговый, мы не можем войти вот просто так в кассу и взять ЗАРАБОТАННЫЕ НАМИ (и никем другим!) деньги на нужды театра. Ведь наш театр — государственный, и мы всякий раз должны просить наши деньги у нашего же государства. А тут еще этот новый, 44-й закон подоспел…

Я вызвал к себе юриста. Он пришел, молодой, умный, всезнающий…

— Для приобретения реквизита к спектаклю театру необходимо… — начал он.

— Стоп. Реквизит мы уже подобрали. Мне нужен всего лишь огурец…

— Огурец — это реквизит. Он должен быть в плане-графике всего реквизита, который вам, как режиссеру, должен подать на утверждение помреж по заявке реквизитора. Есть у вас такой график? Вы его подписали?

— Я ничего не подписывал. Я устно сказал…

— Устно нельзя. Только письменно. Список! Большой! С вашей личной подписью! Только в этом случае у вас будет огурец. Но не сразу.

— А когда? Когда?! У меня премьера на носу.

— Все по порядку, — сказал юрист. — По 44-му ФЗ для приобретения огурца к спектаклю театру необходимо не позднее, чем за 5 дней до такого приобретения, опубликовать в Единой информационной системе извещение о закупке. После этого театру необходимо направить запросы о представлении информации о сегодняшних ценах на огурцы не менее пяти поставщикам, обладающим опытом поставок соответствующих товаров, информация о которых имеется в свободном доступе. Далее следует осуществить поиск информации о ценах в реестре контрактов в Единой информационной системе. Ищите огурец поменьше. То есть подешевле. Это не совет, а условие рынка.

Я нахмурился, пытаясь понять, что он говорит. Но я и в дурном сне не мог предположить, что это только начало.

— Кроме того, вашей бухгалтерии и дирекции целесообразно осуществить сбор и анализ иной общедоступной ценовой информации об огурцах, в том числе содержащейся в публичных офертах, данных о котировках на российских биржах и иностранных биржах, а также о котировках на электронных площадках.

Я онемел. Слова «биржа», «котировка» на меня вообще действуют гипнотически, но, когда я услышал впервые в жизни про «оферты», волшебное благозвучие этой немыслимой красоты заставило меня раскрыть рот и потерять дар речи. Между тем наш юрист продолжал, держа на лице абсолютно холодную профессиональную мину:

— После сбора данных театру надлежит привести полученные данные об огуречных ценах в соответствие текущим рыночным ценам на данный овощ с использованием ежемесячных индексов потребительских цен и скорректировать цену данного товара в зависимости от способа осуществления закупки, явившейся источником о его цене.

— Кого? — спросил я, подражая чеховскому герою из «Вишневого сада».

— Огурца, кого ж еще?! — садистски усмехнулся юрист, но едва заметно, только уголками губ. — Далее необходимо рассчитать среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации цен на огурцы. В случае если коэффициент вариации превысит значение 33%, театру следует продолжить сбор данных об огурцах до тех пор, пока не удастся собрать однородные ценовые данные. Когда значение коэффициента вариации снизится до уровня, не превышающего 33%, театр по соответствующей формуле может рассчитать начальную (максимальную) цену контракта. Расчет должен быть впоследствии включен в состав контракта.

— А нельзя ли… — по-рабски испросил я. — Нельзя ли просто купить в киоске огурец, и всё?

— Без контракта нельзя. И без тендеров сегодня тоже ничего нельзя.

— Но ведь получается, что и с тендерами ничего нельзя! — попробовал я что-то такое противопоставить нынешней бюрократии, но юрист тотчас оборвал мои протесты:

— Марк Григорьевич, я вам только объясняю во всех подробностях действие 44-го ЭфЗэ. Могу говорить дальше?

— Говорите. Пока я не сошел с ума.

— Рассчитав значение начальной (максимальной) цены договора на огурец, театр должен ознакомиться с опубликованными на сайте Единой автоматизированной системы торгов города Москвы ЕАИСТ публичными офертами. Если условия опубликованных публичных оферт не отвечают пожеланиям театра или таких предложений нет, театру следует обратиться к известному ему потенциальному поставщику с просьбой получить цифровую подпись, зарегистрироваться в ЕАИСТ…

Тут я стал смеяться нервным идиотским смехом. Коротко, минут 40 это продолжалось, пока у меня не началась икота, диалектично переходящая в рвоту. После чего невозмутимый юрист продолжил:

— Зарегистрироваться, повторяю, в ЕАИСТ и далее опубликовать в ЕАИСТ предназначенную для театра оферту, но — без упоминания в ней театра в качестве покупателя огурца — и сообщить номер оферты театру.

Скажу честно, я мало что понимал в этом потоке фантастических слов, но то, что очаровательное слово «оферта» оказалось женского рода, мне почему-то понравилось. А «ЕАИСТ» я с самого начала возненавидел!..

— Узнав номер оферты, — между тем добивал меня юрист, — театр вносит в нее свои данные и направляет поставщику для подписания. Поставщик огурца подписывает предложенный текст и отправляет обратно театру. После подписания проекта контракта театром контракт на поставку огурца будет заключен.

— Все? — спросил я с надеждой на хеппи-энд.

— Нет, не все, — сказал знающий 44-й федеральный закон юрист. — Помимо вышеизложенного театру необходимо обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (аукциона, конкурса), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Вот теперь все.

Некоторые подумают, что это все выдумка. Нет, именно так сегодня работает любой государственный театр, а их в стране, говорят, более 700.

…Премьера состоялась. Артист Голубцов ел на сцене настоящий «живой» огурец. Как он был куплен — секрет фирмы под названием «Театр «У Никитских ворот». Все по закону. Только по закону. По 44-му.

На следующий день ко мне в кабинет вошла реквизитор Галя.

— Марк Григорьевич, для нашего спектакля мы должны купить ручку с колпачком. Артист Сарайкин потерял колпачок.

— Позовите бухгалтера, — сказал я, побледнев как смерть.

— Марина Николаевна в предынфарктном состоянии. Ее месяц не будет на работе.

Тяжко. Ведь Театр «У Никитских ворот» уже больше 30 лет работает каждый день. Но ТАКОГО у нас еще не было!

320 28 ER 0.6377
❗Сокращен срок направления в реестр контрактов информации и документа о приемке

С 16 апреля текущего года информация о приемке исполненного по контракту (отдельному этапу исполнения контракта) с приложением документа о приемке направляется в реестр контрактов не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке.

А в случае, если документ о приемке подписан с использованием ЕИС, такая информация направляется с использованием ЕИС в день подписания документа о приемке.

Напомним, в силу ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация обо всех контрактах, за исключением заключенных в соответствии с п. 4 и п. 5 (кроме контрактов, заключенных на электронной площадке согласно ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), п. 23, п. 42, п. 44 и п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Информация и документы, относящиеся к заключенным заказчиками контрактам, которые включаются в указанный реестр, перечислены в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 10 – 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60.

Документ: Федеральный закон от 16 апреля 2022 г. N 104-ФЗ

646 113 ER 0.9270
❗Настройка полномочий для подписания электронного документа о приемке

С 01.01.2022 становится обязательным формирование и подписание документов о приемке в электронной форме в ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК (далее — ЕИС) при исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур.

В связи с тем, что подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС должно осуществляться исключительно лицами, уполномоченными на осуществление таких действий, необходимо максимально заранее, в срок до 01.01.2022, назначить таким пользователям полномочие «Уполномоченное лицо» в Личном кабинете ЕИС по 44-ФЗ и установить соответствующие права.

Такие полномочия назначают сотрудникам, уполномоченным на подписание электронных документов о приемке, в том числе членам приемочной комиссии, руководитель организации или лицо, уполномоченное руководителем на определение лиц и действий, осуществляемых такими лицами от имени организации в ЕИС и на ЭТП (Администратор организации).

Пользователи, которым не будет назначено указанное полномочие, не смогут осуществлять подписание документов о приемке в электронной форме в ЕИС с 01.01.2022.

Назначение полномочия «Уполномоченное лицо» осуществляется в разделе «Администрирование» - «Пользователи организации» - «Регистрационные данные», подробная информация об этом содержится в кратком руководстве пользователя «Назначение полномочий для подписания документов о приемке в электронной форме в Личном кабинете 44-ФЗ в ЕИС», размещенном в личном кабинете пользователя ЕИС в разделе «База знаний».

Также всем уполномоченным на подписание электронных документов о приемке лицам заказчика, включая членов приемочной комиссии, необходимо получить квалифицированную электронную подпись:

• в Удостоверяющем центре Федерального казначейства для должностных лиц государственного органа, органа местного самоуправления, либо подведомственного государственному органу или органу местного самоуправления организации, в том числе членов приемочной комиссии, являющихся сотрудниками организации заказчика. Порядок получения сертификата ключа проверки электронной подписи представлен по ссылке;

• в коммерческих аккредитованных удостоверяющих центрах, если членами приемочной комиссии являются третьи лица (сотрудники сторонних организаций, физические лица, эксперты).

Обращаем ваше внимание, что назначить полномочие «Уполномоченное лицо» необходимо в срок до 01.01.2022.

443 62 ER 0.6896
❗Новый пакет изменений в законодательстве о закупках: 44-ФЗ (Часть I)

На официальном сайте вчера опубликован новый пакет изменений в законодательстве о госзакупках Федеральный Закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ.
Рассмотрим нововведения:

- заказчики вправе не устанавливать требование обеспечения контракта, гарантийных обязательств до 31 декабря 2022 года; от обеспечения нельзя освобождать, если закупка предусматривает авансирование, которое идет без казначейского сопровождения (с 16.04.2022);

- вводится запрет на использование иностранной валюты при определении и обосновании НМЦК (с 16.04.2022);

- введена возможность заключать контракты на нормальное жизнеобеспечение граждан в отношении приобретения медизделий и технических средств реабилитации путем проведения запроса котировок в общем порядке, без обязательного наличия сорванной ранее процедуры торгов (с 16.04.2022);

- по закупкам, извещения по которым были опубликованы с 1 января по 30 апреля 2022 г. срок расчетов должен составлять не более 15 рабочих дней, с 1 мая 2022 г. – не более 7 рабочих дней (для федеральных заказчиков);

- для региональных и муниципальных заказчиков: с 01.05.-30.06.2022 срок расчетов составляет 15 рабочих дней; с 01.07.2022 такой срок составляет 7 рабочих дней (в отношении закупок, контрактов, которые опубликованы, заключаются с 01.07.2022); если закупка проводится для МСП и СОНКО, или без электронного актирования, то срок расчетов составляет 10 рабочих дней;

- уточняется, что при проведении конкурса его участник вправе подать ценовое предложение ниже нуля; при проведении аукциона впервые отменен верхний потолок цены на право заключения контракта в 100 млн. руб. (с 01.01.2023);

- увеличен срок формирования заказчиком проекта контракта по запросу котировок с 3 часов до 1 рабочего дня (с 16.04.2022);

- «Независимый регистратор» будет применяться на закрытой электронной площадке с 01.01.2024.

407 16 ER 0.6028