Статистика ВК сообщества "ИГО «Дзурдзуки»"

0+

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

История одной фотографии, или точнее одной из утраченных башен, упоминание о нескольких башнях а Оазике мы встречали, но как они реально выглядели, башни какого времени, формы, мы не знали, и вот осенью 2021 года в архиве ГИМа мы наткнулись на эту фотографию Шиллинга, перед нами практически единственное изображение второй башни в Среднем Оазике, возможно, она рухнула вскоре после снятия этой фотографии, так как других изображений мы пока не встречали, думаю, имея сейчас точное изображение, можно уже думать о восстановлении этой, когда-то потерянной для нас башни.

0 17 ER 1.7007
Дала даькьала волва хьо! Хьои хьона мел везари могаш, маьрша волаш, хьай т1ехьено дог деладеш йоаккхийла 1а хьай ха! Вай къаманна мел даь сий, мел баь болх, мел лаза дог Даьлагара боккхача маьлехь хилда хьона! Д1ахо а иштта д1аг1о Дала низ лолба хьона!

#Ингушская_музыка #Мелодии_ингушей #Ингушетия #Кавказ #оркестр #Илли  #Президентский_фонд_культурных_инициатив
#Илли #Знай_свой_край #Бовза_хьай_Мохк #илли #Ингушская_Музыка #Мелодии_ингушей #Мелодии_из_глубины_веков #Ингушетия #Игодзурдзуки #дзурдзуки #Г1алг1ай_мохк #Электронная_библиотека_дзурдзуки #Кисты  #Галгай #Гелы #Книги #Кавказ #Дзурдзукетия

1 8 ER 1.4806
Уважаемые жители республики!
7 мая, в субботу, в 13:30 откроется выставка фотографий Е.М. Шиллинга, которые хранились в Государственном историческом музее г. Москвы. Советский этнограф Е.М. Шиллинг работал в Ингушетии в 20-е гг. ХХ в. В результате экспедиций на Кавказ он создал фотоальбом, посвященный архитектуре, быту ингушей начала ХХ в. Команда Историко-географического общества «Дзурдзуки» работала в архивах ГИМа в октябре 2021 г., в фондах которого обнаружила снимки исчезнувших в настоящее время архитектурных сооружений, в том числе и боевых башен с пирамидальной крышей. Среди небольшого количество выкупленных снимков есть уникальные снимки сс. Верхнего, Нижнего и Среднего Оздика, башни в Бялган, склепов и святилищ и др.
Приглашаем желающих на выставку!
Выставка пройдет по адресу: г. Магас, Пр. И. Зязикова, д – 28 А.
Справка: Евгений Михайлович Шиллинг (1892—1953) — советский этнограф, историк и поэт, внёс большой вклад в изучение народов Кавказа в 1920-е—1940-е годы.
С 1920 года работал в Комитете по изучению языков и этнических культур народностей Кавказа (впоследствии НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР).
Практически ежегодно был участником и руководителем экспедиций в Абхазию, Грузию, Чечено-Ингушетию, Кабарду, но чаще всего в Дагестан. С момента создания Центрального музея народоведения (Музей народов СССР, 1924) был научным сотрудником и организатором нового музея, постоянно пополнял его предметами культуры и быта, привозимых из экспедиций.
Исследования Шиллинга в основном концентрировались вокруг двух тем — религиозные верования и прикладное искусство народов Кавказа. Благодаря ему до наших дней сохранились очень ценные, точные и лаконичные описания системы религиозных воззрений абхазов, ингушей, сванов, адыгов, чеченцев, народов Дагестана. Им оставлены наблюдения. Часть этих работ пока не опубликована. Рукописи хранятся в архивохранилищах Москвы и многих городов Кавказа.
Публикации Е.М. Шиллинга, посвященные ингушам:
• Шиллинг Е. М. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР. — М.; Л., 1931. — Т. 2. — С. 9-40.
• Культ богини Тушоли у ингушей // Известия Ингушского НИИ краеведения. Орджоникидзе; Грозный, 1934-1935. Т. 4. Вып. 2;
Вторая часть мероприятия будет посвящена Этномузыкальному проекту «Дзурдзуки» «Илли. Возрождение архаичного музыкально- песенного творчества ингушей». На мероприятии будут экспонироваться некоторые традиционные музыкальные инструменты, фотографии народных музыкантов начала ХХ века, а также будет звучать живая музыка.
#Игодзурдзуки

7 1 ER 1.3605
Мы не могли вовремя сделать публикацию, посвященную Дню рождения (7 июля) Ф.И. Горепекина, так как мы не могли найти его фотографию! Ни одной фотографии человека, который посвятил свою жизнь науке! И если бы не усилия архивиста Б. Газикова, мы, наверное, нескоро узнали бы, какой он внес вклад в изучение ингушского народа. И это только остатки, чудом сохранившиеся в ИМКРАН, ведь из 6000 страниц рукописей осталась только малая горстка фрагментов. Невозможно без боли и безмерной досады читать биографию Ф.И. Горепекина, его письма – воззвания, просьбы и мольбы о помощи в адрес руководства Инг. Автономии, интеллигенции Советов, еще ранее руководству Терской области и научных заведений, М. Горькому; профессору сэру Ричмонду, который в защиту Горепекина и его рукописи выступал с докладом в 1912 г. [Газиков Б. Сборник сведений об ингушах. М., 2018. С.80-82]. Судя по этим небольшим фрагментам из его биографии, которые дошли до нас, эта борьба за место в истории Кавказа ингушского народа Горепекиным в одиночку велась не одно десятилетие. Он умер голодной смертью, без всякого пособия и заработка, содержания и помощи в г. Владикавказ в конце 30-х гг и одному Богу известно, при каких обстоятельствах. Но одно совершенно очевидно – он был бесконечно одинокий в своей любви к ингушскому народу, а его этнографические изыскания остались совершенно невостребованными в учреждениях, у которых была установка другого формата – делать историю избранным. Фома Иванович Горепекин , сын священника, казак ст. Ессентукской, Терского казачества, состоящего в должности лесничего и проживавшего в г. Владикавказ, посвятил ингушам самую бОльшую и плодотворную часть своей жизни. Главный труд его жизни – «Искра знания народу ингушам». Он писал об ингушской письменности, записывал предания ингушского народа, очень много терминов, ставших историзмами и исчезнувших из лексикона в последующие годы. Сам прекрасно владел ингушским языком и создал свой алфавит, которые, по его мнению, наиболее полно отражают сложные звуки ингушского языка. Можно подвергать критике некоторые его постулаты, но огромное количество записей, носящих фиксирующий характер этнографического материала – бесценная утрата для ингушского народа. Среди них мы выделяем следующие работы, которые сегодня недоступны нам: «Альбом рукоделия ингушских женщин», «Древнейший ингушский календарь», «О развитии сыроварения и ткацкого промысла в ингушской стороне», «Тавра и знаки у ингушей», Народные и книжные сказания», «Нарты ингушей, кабардинцев и осетин», «Дом, жизнь, семейный уклад, вооружение и т.д. у инг. С др. вр.» и многое другое. [Газиков Б. Сборник сведений об ингушах. М., 2018. С.76-77.] Всего в обращении Ф.И. Горепекина в Совет Народных комиссаров Терской области по Отделу Народного просвещения в перечне материалов содержатся наименования 37 работ. (1920 г).
Далее мы приведем краткий отрывок о его жизненном и творческом пути, который написал Б. Газиков в свое работе «Сборник сведений об ингушах» (сс. 6-9)
Горепекин Фома Иванович родился 7 июля 1874 года в станице Ессентукской Терской области. В 1891 году окончил Владикавказское 4-х классное городское Николаевское училище.
В 1894г. держал выпускной экзамен во Владикавказской классической гимназии, но из-за отсутствия средств, продолжить обучение не мог. В 1894г был принят в лесное училище, через 2,5 года окончил его, затем 23 года пробыл на лесной службе в разных должностях, от помощника лесничего до ревизора лесов Горской Республики.
Ознакомившись с литературой о Кавказе - с 1898г, около 30 лет проводил планомерную научную деятельность по исследованию природы и народов Кавказа. Все свои работы и поездки он провел на собственные средства, выделяя на это сбережения из своего служебного содержания.
Круг его научных интересов был очень широк. Так, по ботанике он выявил 154 вида дикорастущих кустарных пород в Терской области. В период 1910-1914гг. перенёс на спине 1500 живых растений в Тифлисский ботанический сад.

Горепекин Ф.И. состоял членом-корреспондентом Юрьевского и Тифлисского Ботанических садов, в течение 18 лет был действительным членом Терского областного Статистического комитета. Вместе с Гр. Абр. Вертеповым он положил начало созданию Терского музея.
Самым главным делом его жизни было глубокое и всестороннее исследование истории ингушского народа, которому он отдал более 30 лет жизни. Выучив ингушский язык, общаясь с народом, на основе собственной азбуки, он записывал ингушский фольклор.
Ингушский народ высоко ценил заслуги Фомы Ивановича Горепекина перед народом, и в 1918 году ему официально было присвоено имя "Нахаа-си-дер" ("Просветитель народа"), объявленное 60-ю депутатами от имени ингушского народа. К сожалению, и при советской власти его труды не были изданы, хотя он предпринимал титанические усилия для этого. Поэтому имя одного из ярких исследователей Кавказа надолго кануло в безвестность.
Исходя из материалов Ф.И Горепекина, его писем в центральные органы власти, автобиографических данных, перечня его рукописей, прежде нами предстал человек, совершивший гражданский подвиг, пример для подражания многим учёным. В его письмах мы видим боль за судьбу своих научных результатов, а также и то, как высоко ценил он имя "Нахаа-си-дер", которым он подписывал многие документы и за которое был благодарен ингушскому народу.
В 1929-1930гг Ф.И Горепекин, учитывая, что его оставляют силы, предпринимает огромные усилия, чтобы результаты его многолетних исследований были опубликованы. Находясь в очень тяжёлых материальных условиях, он обращается как в центральные органы, так и в местные, но не находит поддержки и понимания. Если отношения центра к изданию трудов Ф.И Горепекина можно объяснить, то отношение тогдашнего директора Ингушского НИИ, по мнению которого "ингушский народ жил и будет жить дальше без учёных работ и их забот"- понять сложно.

Вот таким был, Фома Иванович Горепекин, человек, влюблённый в ингушский народ и всей правдой служащий ему. Человек с большой буквы. Который горячо верил в потенциальные силы и успех ингушской науки.
Мы считаем, что имя Ф.И. Горепекина должно звучать везде: на конференциях, семинарах, на школьных занятиях. Оно должно быть представлено в названиях улиц Республики, а также должен быть разбит сквер его имени. Первые дубы, посвящённые этому человеку, команда «Дзурдзуки» уже посадила. Он - первый человек который официально носил гордое звание «Нахаа-си-дер» и это звание необходимо перенести на официальную награду, которую будут вручать людям, посвятившим себя ингушскому народу, его истории и культуре.

11 6 ER 1.3998
Сегодня состоялась очередная экспедиция команды "Дзурдзуки" в Барт- босе (Пригородный район). Цель поездки - фиксация намогильных памятников, места поселения и т.д. Наш проводник - Мейриев Магомед- как всегда, принял нас радушно в своем доме и на своей машине по бездорожью доставил нас на объект исследования. Работа была весьма плодотворной. Подробные отчеты о поездке будут опубликованы позже.

0 6 ER 1.1776
Ловзар на свадьбе Аушевых, 1927 год.
На гармошке играет Тамара Костоева (Шадыжева).
#Илли
#Президентский_фонд_культурных_инициатив
#Игодзурдзуки
#дзурдзуки
#Г1алг1ай_мохк
#Ингушетия
#ингуши

3 10 ER 1.0757
С нетерпением ждали именно этот заказ! До появления гармони на Кавказе и в Ингушетии в в ХlX в. у девушек был популярен именно этот инструмент, который назывался "Шийта мерз" (двенадцати струнный). Они были разных форм, мастера резьбы по дереву делали их с орнаментами и без, размеры тоже были разные. Гармонь настолько понравилась нашим девушкам, что за совсем короткое время 12 мерз ушли в историю на целые 100 лет. И вот он- первый инструмент после целого века забвения! Хасан Нальгиев и Тумгоев Назир изготовили его по заказу ИГО "Дзурдзуки". В рамках проекта "Илли" мы воссоздаем 9 старинных инструментов
#Ингушская_музыка #Мелодии_ингушей #Ингушетия #Кавказ #оркестр #Илли  #Президентский_фонд_культурных_инициатив
#Илли #Знай_свой_край #Бовза_хьай_Мохк #илли #Ингушская_Музыка #Мелодии_ингушей #Мелодии_из_глубины_веков #Ингушетия #Игодзурдзуки #дзурдзуки #Г1алг1ай_мохк #Электронная_библиотека_дзурдзуки #Кисты  #Галгай #Гелы #Книги #Кавказ #Дзурдзукетия

2 2 ER 0.8554
Вчера на площади Алания прошёл фестиваль "Пандара оаз", куда Ассоциация "Истинг" была приглашена с выставкой, на которой было представлено множество изделий наших мастеров.

#Кавказ #войлок #ингушская_история #выставка #фестиваль #Площадь_Алания #Магас #мероприятия #истинг #ассоциация_истинг

1 3 ER 0.7969
Сегодня отмечается день ингушского флага. Впервые Проект современного флага разработан в 1993, утвержден в 1994, окончательно принят 11.07.1999.
Каждый символ и цвет имеет смысл и непременно связь друг с другом:
Белый символизирует чистоту помыслов и действий, характерных народу Ингушетии. Зелёный — пробуждение природы, изобилие и плодородие земли республики, а также ислам, который исповедуют ингуши. Красный олицетворяет их нелёгкую многовековую борьбу против несправедливости, за своё выживание и право жить на земле своих предков в мире и согласии с соседними народами.
Солярный знак означает вечное движение солнца и Вселенной, взаимосвязь, бесконечность, вечность всего сущего. Дугообразные лучи знака повёрнуты против движения часовой стрелки, по направлению вращения Земли вокруг Солнца, равно и Солнца вокруг своей оси.

#Ингушетия #история #археология #дзурдзуки #Игодзурдзуки #флаг #праздник

4 0 ER 0.8066
Большим событием для нашего общества стало долгожданное издание материалов Хасолта Алхастовича Акиева – профессора., к.и.н., которого, к большому сожалению, не стало в 2009 году. Издание вышло под редакцией его дочери П.Х. Акиевой – д.и.н., сотрудника ГБУ ИнгНИИ им. Ч. Ахриева, она является также составителем. В книге впервые в комплексном систематизированном виде представлены как опубликованные в разные периоды жизни, так и рукописные научные материалы профессора Х. А. Акиева.
Рецензенты – д.и.н. А.К Салмин., д.и.н. М.М. Магомедханов.
Материалы разделены на IV раздела, отдельным блоком в книге так же представлены иллюстрации Х.А. Акиева: орнаментальные мотивы, которые он собирал и зарисовывал для своей научной работы и сохранились в рукописях ученого.
В I Разделе опубликована его работа «Народы Северного Кавказа в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.». Эта работа была опубликована еще при жизни автора.
Во II Разделе можно почитать его статьи, комментарии, отзывы, многие из которых публикуются впервые и представляют большой научный интерес для историков. Статьи на различные темы: участие горцев в военных конфликтах России; политическая ситуация на Ц. Кавказе; вопросы расселения автохтонных народов; депортация 1944 г.; орнаментальное искусство и промыслы ингушей. Особый интерес представляют статьи о первых ингушских художниках Х.-Б. Ахриеве и Г.-М. Даурбекове, так как об их творчестве и биографиях существует очень мало материалов.
В III Pазделе опубликованы его работы, посвященные связи народов Северного Кавказа с Малой Азией
Раздел IV посвящен трудам современных исследователей о научной деятельности Х.А. Акиева. В данном разделе представлена статья сотрудника Ингушского историко-географического общества «Дзурдзуки» Танзилы Дзауровой о работах Х.А. Акиева, посвященных ингушскому орнаментальному искусству.
Издание может быть интересно этнографам историкам культурологам научным специалистам разных направлений, а так же преподавателям, аспирантам и др.
Издание вышло под шапкой Ингушского научно- исследовательского института гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева.
Всего 460 страниц. Москва. Издательство «Известия». 2022 г. (Тираж не указан)

#Ингушская_музыка #Мелодии_ингушей #Ингушетия #Кавказ #оркестр #Илли  #Президентский_фонд_культурных_инициатив
#Илли #Знай_свой_край #Бовза_хьай_Мохк #илли #Ингушская_Музыка #Мелодии_ингушей #Мелодии_из_глубины_веков #Ингушетия #Игодзурдзуки #дзурдзуки #Г1алг1ай_мохк #Электронная_библиотека_дзурдзуки #Кисты  #Галгай #Гелы #Книги #Кавказ #Дзурдзукетия

2 0 ER 0.7205