Статистика ВК сообщества "Новости Санкт-Петербург, афиша, события"

0+
Ваш аудиогид по Санкт-Петербургу! 🔥

Графики роста подписчиков

Лучшие посты

Нарисовали удобную карту-схему метро Санкт-Петербурга 2021

106 0 ER 1.7812
Музей Фаберже: режим работы и стоимость билетов 2022, как добраться, аудиогид, фото, сайт | Санкт-Петербург Центр

13 0 ER 0.1298
Дом компании Зингер — Дом Книги в Санкт-Петербурге: история, аудиогид, архитектура, книжный магазин, офис ВКонтакте, экскурсии | Санкт-Петербург Центр

7 0 ER 0.0942
КРЕЙСЕР "АВРОРА"

Крейсер I ранга "Аврора" – один из филиалов Центрального военно-морского музея (ЦВММ).

Режим работы в 2021 году

Филиал на крейсере "Аврора" работает:

Среда — воскресенье: с 11:00 до 18:00

Выходные дни — понедельник, вторник.

Касса закрывается в 17:15.

Дети до 7 лет обслуживаются бесплатно только в сопровождении взрослых.

Стоимость билетов в 2021 году

Входной билет (основная экспозиция)

Взрослые — 400 рублей

Льготники — 200 рублей (Ветераны боевых действий, чернобыльцы, семипалатинцы, учащиеся (школьники, учащиеся средних профессиональных учебных заведений), пенсионеры, инвалиды III  группы (справка МСЭ), студенты и аспиранты ВУЗов (очной формы обучения) -  при предъявлении соответствующего удостоверения)

Единый билет

Единый билет на индивидуальное разовое посещение музея и его филиалов в течение 1 (одного) текущего года — 1000 рублей.

Единый билет на индивидуальное разовое посещение ЦВММ и филиала крейсер "Аврора" (на 2 дня): взрослые — 700 рублей;

учащиеся, пенсионеры, инвалиды, студенты и аспиранты ВУЗов РФ и СНГ (очной формы обучения) — 300 рублей.

Бесплатное посещение

Право на бесплатное посещение имеют следующие льготные категории посетителей:

Дети до 7 лет

Инвалиды I и II групп; инвалиды-колясочники с одним сопровождающим

Родители и жены погибших военнослужащих

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся в детских домах, а также школах-интернатах, дети-инвалиды (особые дети)

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву

Курсанты военно-учебных заведений

В первое воскресенье каждого месяца (или следующее воскресенье после праздничных дней) с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года бесплатного:

Дети до 18 лет

Многодетные семьи (от 3-х детей и более)

Дети по потере кормильца

Учащиеся средних профессиональных учебных заведений

Студенты ВУЗов РФ (очной формы обучения)

Как добраться до крейсера "Аврора" в Санкт-Петербурге?

Адрес: Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2.

Ближайшие станции метро: "Горьковская" и "Площадь Ленина".

От "Горьковской" — на трамваях № 6, 40; от "Площади Ленина" — на трамвае № 6.

Из центра Петербурга от станции метро "Невский проспект" на автобусе № 49, остановка на углу Невского проспекта и Садовой улицы.

Как добраться до "Авроры" от ж/д вокзала или аэропорта Пулково в Петербурге?

Если вы прибываете в Санкт-Петербург поездом на Балтийский, Витебский или Московский вокзалы, и сразу хотите попасть на крейсер "Аврора", вам нужно будет сделать пересадку на станции "Технологический институт".

От Ладожского вокзала тоже придётся ехать с пересадкой на станции "Достоевская". С Финляндского вокзала лучше всего дойти пешком. Если же вы собираетесь отправиться до крейсера "Аврора" прямо из аэропорта, на автобусе из Пулкова можно доехать до метро "Московская", которая находится на той же синей линии, что и "Горьковская".

Как добраться из аэропорта "Пулково" до центра города?

Как пройти к крейсеру "Аврора" от ст. м. "Горьковская"?

Чтобы попасть на крейсер "Аврора" при выходе из станции метро "Горьковская", она находится на синей линии, нужно повернуть направо и выйти через Троицкую площадь и Александровский парк на набережную Невы. Далее следует повернуть налево и идти вдоль Невы по Петровской набережной. Минут через 15-20 вы выйдете прямо к крейсеру "Аврора".

По пути вам встретятся корабль-ресторан и легендарные скульптуры Ши-Цза. Также советуем посещение крейсера "Аврора" совместить с посещением Петропавловской крепости и музея "Домик Петра I", будет и интересно, и полезно.

Как пройти к крейсеру "Аврора" от ст. м. "Площадь Ленина"?

Добраться до крейсера "Аврора" можно и от Финляндского вокзала, рядом с которым находится станция метро "Площадь Ленина". Чтобы попасть на крейсер "Аврора" нужно выйти из вокзала или из вестибюля метро, перейти через площадь на Пироговскую набережную Невы и повернуть направо.

Вскоре вы выйдете к одному из рукавов главной реки Петербурга и к стоящему на приколе крейсеру "Аврора". Взойти на его борт можно по находящемуся недалеко Сампсониевскому мосту.

Стоит отметить, что эта дорога занимает несколько больше времени, чем, если добираться до "Авроры" от станции метро "Горьковская".

 

Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города – крейсер Аврора. Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях. А началось все в далеком прошлом.

Героическая история о крейсере-легенде "Аврора"

В период Русско-японской войны, совершив переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток крейсер "Аврора" принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 г.

Возвратившись на Балтийское море, крейсер "Аврора" долгое время значился как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. В 1906-1912 годах крейсер посетил порты многих стран мира, а в ноябре 1911 года авроровцы приняли участие в торжествах в честь коронации сиамского короля в г. Бангкоке королевства Тайланд.

В период Первой мировой войны крейсер "Аврора" принимал активное участие в боевых действиях на Балтийском море в составе 2-й бригады крейсеров, а в конце 1916 году его поставили на ремонт в Петрограде.

В 1917 году экипаж "Авроры" активно участвовал в февральских и октябрьских революционных событиях, а также последовавших за ними гражданской войне и отражении иностранной интервенции.

В 1922-1923 годах одним из первых на Балтике крейсер "Аврора" был введён в строй и стал учебным кораблем, на котором, вплоть до 1940 года, проходили корабельную практику курсанты военно-морских училищ. Корабль вновь посещал порты ряда зарубежных государств.

В 1924 году корабль "Аврора" был награжден Красным Знаменем ЦИК СССР, а в 1927 году орденом Красного Знамени. С началом Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" и его экипаж встали на защиту Ленинграда.

Сражаясь на дальних (Чудская военная флотилия) и ближних (Воронья гора) подступах к городу, авроровцы своим героизмом вписали славную страницу в историю своего корабля. Весь период ленинградской блокады в 1941-1944 годах "Аврора" стояла у стенки в порту Ораниенбаума в городе Ломоносов, подвергаясь систематическим обстрелам и бомбардировкам.

Корпус корабля получил много пробоин, принял большое количество воды и сел на грунт, но небольшой экипаж мужественно боролся за жизнь своего корабля. В июле 1944 года крейсер "Аврора" подняли с грунта и поставили в ремонт.

В 1948 году крейсер "Аврора" был пришвартован у Петроградской набережной Ленинграда и до 1956 года использовался как учебная база Ленинградского нахимовского училища. В 1956 году на "Авроре" был открыт Корабельный музей, как филиал Центрального Военно-морского музея. За 45 лет музей посетили уже более 28 миллионов человек, представители более 160 стран мира были его гостями. 

В 1968 году крейсер "Аврора" был награжден орденом Октябрьской революции, а в июле 1992 года был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг — символ морской мощи России.

История

На судостроительной верфи "Новое адмиралтейство" 23 мая (4 июня по новому стилю) 1897 года был заложен корабль. Строительство корабля было осуществлено по проекту Константина Михайловича Токаревского.

"Аврора" после завершения строительства должна была быть кораблем, которому нет равных. Поэтому на его строительство было затрачено немало средств и труда. Были приглашены лучшие мастера кораблестроительства.

Сталь, которая служила основой корабля, была изготовлена в Александровском и Ижорском заводах. Корпус был защищён специальной броней, которую разработал инженер Иван Кондратьевич Названов. Ее преимущество перед другими, заключалось в том, что она обладала хорошими пластическими свойствами. Поэтому при попадании снаряда, ей не грозило раскалывание.

Для того чтобы не превышать вес корабля, была использована так называемая карапасная палуба. С ее помощью должны были рикошетировать снаряды.

Корпус судна состоял из 14 непроницаемых отсеков. В них была установлена автономная система для откачки воды. Если использовать всю их мощность, то всего лишь за 1 час была бы откачана вся вода из внутреннего отсека. Энергетическая система корабля состояла из трех паровых машин, изготовленных на франко-русском заводе. Их суммарная мощность составляла 11 610 лошадиных сил.

На корабле использовалась электрифицированная система освещения. При помощи нее приводились в действие водоотливные турбины, машинные и котельные отделения. Аврора вошла в список первых кораблей, на котором установили беспроволочный телеграф. Также на борту имелась своя телефонная сеть.

Кроме новейшей технологии того времени, на корабле использовались и устаревшие агрегаты. Носовой таран был обшит деревянной обшивкой и облицован медными листами. Это было сделано для того, чтобы дно корабля не обросло водорослями и моллюсками. Также было решено расположить пушки устаревшим методом. Поэтому они стреляли через бортовые порты. Такой метод был сменён, так как во время непогоды волны заплескивали оптические прицелы.

Имянаречение крейсера

Крейсер "Аврора" был заложен в конце XIX века, в 1897 году, на Новом Адмиралтействе (ныне "Адмиралтейские верфи"). И 11 мая (23 мая по новому стилю) 1900 года крейсер был торжественно спущен на воду, в присутствии императорской семьи и самого последнего русского императора.

По иронии судьбы, именно Николай II стал крёстным отцом "Авроры". Именно он выбрал её имя из 11 предложенных вариантов. Как же ещё мог называться корабль? В списке были варианты "Полкан", "Варяг", "Наяда", "Гелиона", "Психея" "Юнона", "Нептун" и другие.

Однако император подчеркнул "Аврора" и на полях от руки ещё раз продублировал понравившееся название. "Аврора" - это имя богини утренней зари в древнеримской мифологии. Однако, крейсер назван не в её честь. Он назван в честь фрегата "Аврора" - трёхмачтового фрегата, спущенного на воду в 1835 году и прослужившего до 1861 года.

В 1853 году "Аврора" отправилась в первое кругосветное плавание для усиления эскадры в Петропавловске. Плавание далось команде очень тяжело, переход занял 198 дней, самый длинный переход без захода в порты составил 66 дней. И все это под парусами. 

В 1854 году "Аврора" и транспорт "Двина" обороняли Петропавловск от англо-французской эскадры в Авачинской губе. Выстояли против 6 кораблей противника. На борту "Авроры" была всего половина орудий, все орудия с правого борта были сняты и стояли на берегу как береговые укрепления.

"Аврора" сражалась не с такими же парусными кораблями, а с винтовыми и колесными - более быстрыми и более манёвренными. Решающей частью сражения стал штыковой бой 350 русских матросов и солдат с втрое превосходящими силами англо-французского десанта. В ожесточённом бою противники были сброшены в море с Никольской сопки. Дальний Восток был сохранён!

В 1856 году 9 октября "Аврора" начала свое возвращение в Кронштадт, а 1 июня 1857 года она достигла берегов Кронштадта. Всего её дальневосточный поход занял 3 года 9 месяцев и 21 день. 

Жизнь после строительства

По окончании строительства в ХХ веке потомка - тёзки героического фрегата - на воду был спущен только корпус крейсера, никаких надстроек над верхней палубой не было, так как высота дока не позволяла поставить 28-метровые мачты и 10-метровые трубы. Три года "Аврора" достраивалась на воде и только в 1903 году, успешно пройдя все испытания, была принята на вооружение.

Корабль опустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут по местному времени. В состав флота легендарный крейсер вошел в 1903 году 16 июля.

Свое первое боевое крещение корабль получить во время Цусимского сражения 17 мая 1905 года. Несмотря на всю опасность, он в 1906 году в целостности вернулся в Кронштадт.

В сентябре 1916 года "Аврора" встала на капительный ремонт в Петрограде после длительных учебных походов и участия в Первой мировой войне.

Октябрьская революция и выстрел

К концу октября 1917 года ремонт был почти закончен, корабль готовился к выходу на испытания. Во время ремонта команда тесно общалась с рабочими завода, что послужило причиной того, что революционные настроения нашли отклик в сердцах матросов. 

Утром 25 октября на "Аврору" был доставлен текст воззвания "К гражданам России!". Его передал в эфир радиотелеграфист, на всю страну вещала радиостанция "Авроры":

Всем! Всем! Всем! Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено.

Исторический холостой выстрел из бакового (носового) орудия крейсера был произведён Евдокимом Павловичем Огневым по команде Александра Белышева ровно в 21 час 40 минут 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года. Выстрел был сигнальным и предупредительным для кораблей эскадры Октября, стоящих вокруг "Авроры".

На следующий день, 26 октября, буржуазные газеты пестрели заголовками об обстреле большевиками Зимнего дворца боевыми снарядами. В газете "Правда" 27 октября опубликовали следующее:

Ко всем честным гражданам Петрограда от команды крейсера "Аврора", которая выражает свой резкий протест по поводу брошенных обвинений, тем более обвинений непроверенных.

Мы заявляем, что пришли не громить Зимний дворец, не убивать мирных жителей, а защищать от контрреволюционеров и, если нужно, умереть за свободу и революцию.

Печать пишет, что "Аврора" открыла огонь по Зимнему дворцу, но знают ли господа репортеры, что открытый нами огонь из пушек не оставил бы камня на камне не только от Зимнего дворца, но и от прилегающих к нему улиц? А разве это правда? Разве это не ложь? Обычный прием буржуазной прессы - забросать грязью неправдоподобных фактов, происшествий, строить козни рабочему пролетариату.

К вам обращаемся мы, рабочие и солдаты города Петрограда! Не верьте провокационным слухам. Не верьте, что изменники и погромщики, а проверьте сами слухи в действительности.

Что же касается выстрелов с крейсера, то был произведен только один холостой выстрел из 6-дюймового орудия, обозначающий сигнал для всех судов, стоящих на Неве, и призывающих их к бдительности и готовности.

"Аврора" оставалась у Николаевского моста до 28 октября, моряки-авроровцы участвовали в мероприятиях по поддержанию порядка в Петрограде по распоряжению ВРК и созданного 26 октября Военно - морского революционного комитета. И того же дня крейсер возвратился к заводской стенке Адмиралтейского завода для завершения ремонта и подготовки к переходу в действующий флот.

Вот так "громом своих пушек" крейсер "Аврора" возвестил о начале новой эры.

В том же 1917 году было принято решение вывести "Аврору" из Петрограда. Но после того как на нем был поднят красный флаг и избран судовой комитет во главе с большевиками, он остался в городе.

В 1918 году крейсер вошёл в состав резерва военно-морского флота. Орудия корабля были сменены на усовершенствованные, а старые были переданы на вооружение Волжской флотилии. Количество установок было увеличено с 8 до 14. Они были размещены на верхней палубе. А в качестве защиты были установлены броневые щиты.

Кроме этого, на корабле разместили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек. Но самым центральным новшеством стали гидроакустические приборы. Они служили для связи с подводными лодками.

Крейсер в годы войны

Начало Великой Отечественной войны крейсер "Аврора" встретил в Ораниенбауме. Поскольку артиллерия корабля была в строю, он был включён в систему противовоздушной обороны подступов к Кронштадту и Ленинграду, корабль огнём своей зенитной артиллерии совместно с другими кораблями и наземными батареями отражал атаки фаш

8 0 ER 0.0959
Дом компании Зингер — Дом Книги в Санкт-Петербурге: история, аудиогид, архитектура, книжный магазин, офис ВКонтакте, экскурсии | Санкт-Петербург Центр

4 0 ER 0.0706
РУССКИЙ МУЗЕЙ

Здания музея

В музейный комплекс Государственного Русского музея входят следующие здания, павильоны и сады:

Михайловский дворец — Санкт-Петербург, Инженерная ул., 4.

Михайловский сад — Санкт-Петербург, Михайловский сад.

Корпус Бенуа — Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 2.

Строгановский дворец — Санкт-Петербург, Невский просп., 17.

Михайловский замок — Санкт-Петербург, Садовая ул., 2.

Павильоны Михайловского замка — Восточный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10; Западный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8.

Мраморный дворец — Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1.

Летний сад — Санкт-Петербург, Летний сад, лит. А.

Летний дворец Петра I — построен по проекту архитектора Доменико Трезини в 1710-1712 гг. Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, лит. А

Домик Петра I — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Петровская наб., 6.

Режим работы Русского музея в 2022 году

Михайловский дворец и Корпус Бенуа

Понедельник: 10:00 — 20:00

Среда, пятница, суббота, воскресенье: 10:00 — 18:00

Четверг: 13:00 — 21:00

Вторник: выходной день

Кассы закрываются на полчаса раньше

Михайловский замок, Мраморный и Строгановский дворцы

Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10:00 —18:00

Четверг: 13:00 — 21:00

Вторник: выходной день

Кассы закрываются на полчаса раньше

Домик Петра I

Понедельник, среда, пятница, суббота - с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:30

Сеансы для одиночных посетителей: 11:00, 12:00, 13:00, 14:00, 15:00

Четверг - с 13:00 до 21:00. Касса закрывается в 20:00

Сеансы для одиночных посетителей: 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00

Выходной день - вторник.

Летний дворец Петра I

С 4 октября 2021 года - до середины мая 2022 года дворец закрыт для посещения

Понедельник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 19:00.

Сеансы для одиночных посетителей: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00, 17:00, 18:00

Выходной день - вторник.

В случае дождя (непогоды) экскурсия в Летнем дворце Петра I может быть отменена. В этом случае осуществляется возврат полной стоимости билетов.

Летний сад

1 мая — 30 сентября: 10:00 — 22:00

1 октября — 31 марта: 10:00 — 20:00

1 апреля — 30 апреля: закрыт на просушку

По вторникам: Летний сад закрыт для проведения планового профилактического ухода за территорией и фонтанным комплексом

Вход закрывается на полчаса раньше

Михайловский сад

1 мая — 30 сентября: 10:00 — 22:00

1 октября — 31 марта: 10:00 — 20:00

2 апреля — 30 апреля: закрыт на просушку

Вход закрывается на полчаса раньше.

На информационных стойках музея в Михайловском дворце, корпусе Бенуа и Михайловском замке вы можете узнать о режиме работы музея, временных выставках, мероприятиях, лекциях, занятиях и концертах, проходящих в Русском музее.

Телефон для справок: +7 (812) 595-42-48

Стоимость билетов и льготы 2022 год

Михайловский дворец

Для взрослых посетителей — 550 рублей;

Для студентов (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) — 270 рублей.

Корпус Бенуа

Для взрослых посетителей — 450 рублей;

Для студентов (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) — 220 рублей.

Посещение экспозиции Михайловского замка

Для взрослых посетителей — 550 рублей;

Для студентов (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) — 270 рублей.

Посещение экскурсии по новым отреставрированным залам Михайловского замка

Для всех категорий граждан — 800 рублей;

Сеансы: пн., ср., чт., пят. - 15:00; суб., вс. - 12:00 и 14:00

Посещение экспозиции Мраморного, Строгановского дворцов

Для взрослых посетителей — 500 рублей;

Для студентов (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) — 250 рублей.

Посещение Домика Петра I                             

Для взрослых посетителей — 400 рублей;

Для студентов  (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассе Домика Петра I) — 200 рублей.

Стоимость комплексного билета 2022

На 3 дня

Комплексный билет действует в течение 3-х календарных дней со дня приобретения и предусматривающего посещение экспозиции Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов:

Для взрослых посетителей — 1600 рублей (приобретение на сайте музея).

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров  — 800 рублей.

На 1 день

Стоимость комплексного билета, действующего в течение 1 (одного) календарного дня со дня приобретения и предусматривающего посещение экспозиции Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов:

для взрослых посетителей — 1200 рублей

для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров — 600 рублей

Стоимость входных билетов для граждан РФ

А также для граждан стран членов ЕАЭС (Республик: Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан), а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение органов ФМС России на постоянное проживание и работающих на территории РФ. 

Михайловский дворец, Михайловский замок 

Для взрослых посетителей - 450 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) – 220 рублей 

Корпус Бенуа 

Для взрослых посетителей – 350 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) – 170 рублей 

Посещение экскурсии по новым отреставрированным залам Михайловского замка 

Для всех категорий граждан – 800 рублей

Сеансы: пн., ср., чт., пят. – 15:00; суб., вс. – 12:00 и14:00 

Посещение экспозиции Мраморного, Строгановского дворцов 

Для взрослых посетителей – 400 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) – 200 рублей 

Домик Петра I

Количество билетов на 1 сеанс - 50 штук.

Для взрослых посетителей – 300 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассе Домика Петра I) – 150 рублей  

Летний дворец Петра I 

Для всех категорий посетителей входной билет с экскурсионным обслуживанием – 800 рублей

Для детей, школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в кассе самого дворца, которая находится в Летнем саду и в кассах Михайловского замка) – 400 рублей 

Стоимость комплексного билета для граждан РФ 

На 3 дня 

Комплексный билет действует в течение 3 (трех) календарных дней со дня приобретения и предусматривает посещение экспозиции Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов: 

Для взрослых посетителей – 1250 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров (бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено. Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея) – 650 рублей 

На 1 день 

Комплексный билет действует в течение 1 (одного) календарного дня со дня приобретения и предусматривает посещение экспозиции Михайловского дворца, корпуса Бенуа, Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов: 

Для взрослых посетителей – 1000 рублей

Для школьников и учащихся средних специальных учебных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров – 500 рублей 

Цены на дополнительные услуги

Любительская фото- и видеосъемка на территории Летнего сада с использованием штатива, но без иных вспомогательных устройств и технических средств (автономное освещение, отражатели и пр.) – 550 рублей;

Фото- и видеосъемка свадебных и иных торжеств в интерьерах Мраморного и Строгановского дворцов, Михайловского замка (для группы не более 5 человек, при наличии входного билета) – 5 500 рублей. В кадр не должны попадать произведения из экспозиции музея.

Важно знать при приобретении билетов

Бронирование входных билетов льготной категории на Сайте музея не предусмотрено.

Приобретение входных билетов осуществляется в день посещения музея в кассах музея.

Бесплатный вход в Русский музей для граждан РФ

Дети до 16 лет (включительно)

Участники и инвалиды ВОВ,

Награжденные медалью "За оборону Ленинграда", а также жители блокадного Ленинграда,

Участники боевых действий,

Герои Советского Союза,

Герои Российской Федерации,

Полные кавалеры ордена Славы,

Военнослужащие срочной военной службы, 

Курсанты образовательных учреждений Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и МЧС России,

Воспитанники Суворовских военных и Нахимовских военно-морских училищ;

Инвалиды 1 и 2 групп с одним сопровождающим лицом;

Многодетные семьи;

Члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ),

Сотрудники региональных музеев, сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих департаментов культуры,

Сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ,

Представители творческих союзов, организаций; гидов-переводчиков, сопровождающих иностранных туристов,

Учащиеся художественных школ и художественных средних специальных учебных заведений РФ,

Студенты дневного отделения факультетов истории искусств, экскурсоведения, музееведения, организации туристской деятельности и прочих творческих факультетов высших учебных заведений РФ,

Члены Союза художников России; члены Союза фотохудожников России; члены Союза архитекторов России; члены Союза дизайнеров России; члены МОО "Творческий союз музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

Гиды-переводчики, группы иностранных туристов по договорам,

Лица, сопровождающие детские группы (два человека на группу),

Члены Союза музеев России; члены Международного совета музеев (ИКОМ),

Сотрудники региональных музеев, сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих департаментов культуры,

Сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.

Условия бесплатного посещения

Посетителям, имеющих право на бесплатное посещение, необходимо иметь при себе документы, подтверждающие право на бесплатное посещение. В противном случае, без упомянутых документов, администрация оставляет за собой право отказать в посещении.

Посетители, имеющие право на бесплатное посещение, получают билеты только в кассе музея.

Бесплатное посещение для детей до 16 лет

Дети до 16 лет (включительно) имеют право на бесплатное посещение экспозиций музейного комплекса без экскурсионного обслуживания, в любой день недели в часы работы Русского музея для посетителей, при условии сопровождения взрослым лицом.

Бронирование входных билетов данной категории на Сайте музея не предусмотрено.

Приобретение входных билетов для детей осуществляется в день посещения музея в кассах музея, в дополнение к входным билетам, приобретённым сопровождающим взрослым лицом.

Для получения бесплатных входных билетов посетителю необходимо предъявить в кассе свидетельство (свидетельства) о рождении ребенка (детей), с которыми он посещает музей, или паспорт, в котором указаны сведения о рождении детей.

Как добраться до Русского музея

Добраться до Михайловского дворца

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4.

Метро: "Гостиный двор", "Невский проспект"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Корпуса Бенуа

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2.

Метро: "Невский проспект", "Гостиный двор"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Строгановского дворца

Адрес: Санкт-Петербург, Невский просп., 17

Метро: "Невский проспект"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до Михайловского замка

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Садовая, 2

Метро: "Невский проспект", "Гостиный двор"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

Добраться до павильонов Михайловского замка

Восточный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 10

Западный павильон: Санкт-Петербург. Инженерная ул., 8

Метро: "Невский проспект", "Гостиный двор"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

Трамвай: № 3

Добраться до Мраморного дворца

Адрес: Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1

Станции метро: "Невский проспект"

Добраться до Летнего сада и Летнего дворца Петра I

Адрес: Санкт-Петербург, Летний сад, Литер А

Ближайшие станции метро: "Невский проспект", "Гостиный двор", "Чернышевская"

Автобусы: № 46, № 49, К-76, К-212

Трамвай: № 3

Добраться до Домика Петра I

Адрес: Санкт-Петербург, Петровская наб., 6

Метро: "Горьковская"

Добраться до Михайловского сада

Адрес: Санкт-Петербург, Михайловский сад

Метро: "Невский проспект", "Гостиный двор"

Автобусы: № 3, № 22, № 27, № 49, К-212

Троллейбусы: № 5, № 22

От станции метро "Невский проспект" — 670 м. Из станции 2 выхода: на Михайловскую улицу и Невский проспект. Выйти на Михайловскую улицу, идти по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину. На пересечении с Итальянской улицей можно повернуть направо или налево. Если повернуть направо, следует идти прямо по Итальянской улице до Садовой улицы. По ходу: по левую руку будет — Площадь Искусств в памятником вышеназванного поэта в центре, а по правую — Большой зал Филармонии имени Шостаковича, далее Театр Музыкальной комедии. Следовать прямо до Садовой улицы. На перекрестке повернуть налево и идти прямо по Садовой до пересечения с Инженерной улицей, повернуть налево. Стоит следовать дальше вдоль здания Российского этнографического музея, за ним начнётся Михайловский сад, а в его глубине — Михайловский дворец.

Из станции метро "Невский проспект" выйти на Михайловскую улицу, идти прямо по ней до Михайловского сквера с памятником А. С. Пушкину, на пересечении с Итальянской улицей повернуть налево, то нужно выйти на набережную канала Грибоедова. Следовать прямо по набережной, пройти мимо Михайловского Театра, идти прямо, следующая улица будет Инженерная, повернуть направо, по правую руку останется Михайловский Театр, по

5 0 ER 0.0748
Государственный музей-заповедник «Гатчина»: режим работы 2021, стоимость билетов, история, аудиогид и официальный сайт, адрес и как доехать

6 0 ER 0.0757
НЕВА

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит…

***

 А. С. Пушкин «Медный всадник», 1833 г.

Краткое описание

Река Нева протекает через Ленинградскую область и Санкт-Петербург, соединяет Ладожское озеро с Невской губой Финского залива Балтийского моря. Нева — единственная река, которая вытекает из Ладожского озера. Вода в ней — пресная.

На берегах Невы расположены 4 города: Санкт-Петербург, Шлиссельбург, Кировск, Отрадное и несколько десятков других населённых пунктов. Нева — широкая и глубокая река.

Какая протяжённость (длина)?

Длина — 74 километра (от истока до устья при впадении Большой Невы в Невскую губу, у Невских ворот Санкт-Петербургского торгового порта)

Расстояние от истока до устья Невы по прямой — 45 километров.

Интересный факт: при своей относительно не слишком большой протяжённости Нева занимает 6—7 место среди рек Европы по среднегодовому стоку.

Площадь бассейна

Площадь собственного бассейна Невы — 5 тысяч км2.

Площадь, включая бассейны Ладожского, Онежского озёр, — 281 тысяч км2.

Вытекает, протекает, впадает

Нева вытекает из Шлиссельбургской губы Ладожского озера.

Протекает по Приневской низине.

Впадает в Финский залив (Балтийское море).

Сколько рек впадает в Неву?

В бассейне Невы — более 48,3 тысяч рек и около 26,3 тысяч озёр.

В Неву впадает 26 рек и речек.

Основные притоки: слева — Мга, Тосна, Ижора, Славянка, Мурзинка, справа — Охта, Чёрная речка.

Через Неву в Финский залив поступает вода с площади бассейна Ладожского озера.

Ширина реки

Средняя ширина Невы: 400—600 метров.

Самые широкие места: 1000—1250 метров — в дельте у Невских ворот Морского торгового порта, в так называемой, воронке рукава Большая Нева, у окончания Ивановских порогов, при впадении реки Тосны и у острова Фабричный вблизи истока.

Какая глубина Невы в Санкт-Петербурге?

Средняя глубина: 8—11 метров.

Наибольшая глубина: 24 метра — выше Литейного моста, в Смольнинской излучине у правого берега, напротив Арсенальной улицы.

Наименьшая глубина: 4 — 4,5 метра в Ивановских порогах.

Нева протекает по равнинной Невской низменности, поэтому имеет невысокие берега.

Имеет 3 крутых поворота русла реки: у Ивановских порогов, у Невского лесопарка и Усть-Славянки (так называемое Кривое Колено) и у Смольного ниже устья реки Охты.

Самое узкое место реки: 210 метров, где Нева пересекает моренную гряду и образует Ивановские пороги, напротив мыса Святки у начала порогов.

Какая скорость течения?

Средняя скорость течения воды в стрежне Невы около 0,8—1,1 метра в секунду.

Судоходство и навигация

Нева глубокая и широкая река, поэтому по ней могут спокойно проплывать крупные судоходные судна.В VIII - XII веках Нева являлась важным участком на торговых путях.

Нева — судоходна на всём протяжении.

Является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала.

В 1973—1978 годах была срезана каменная мель, судовой ход в районе порогов расширился с 85 до 160 метров, и тем самым удалось обеспечить двухстороннее движение судов.

Замерзает Нева на всём протяжении.

Температура летом и купальный сезон

Средняя температура воды летом 17—20 °C.

Купальный сезон длится около 1,5 месяца.

Какой возраст Невы?

Возраст реки составляет (по самым грубым подсчётам) 4000 лет.

Откуда произошло название реки?

По сей день ходят разные слухи о возникновении названия реки.

По одним данным, название произошло — от финского слова «neva», что в переводе означает «открытое безлесное болото».

По другим источникам, имя реки берёт начало — от шведского слова «ню» («новый»), слово широко распространено во всех индоевропейских языках.

По третьим свидетельствам, главный водоём города наименовали — от древне-финского названия Ладожского озера.

В истории Руси название "Нева" применительно к реке впервые упоминается в "Повести о житии Александра Невского", написанной в XIII веке. До этого времени древнерусское название "Нево" применялось к Ладожскому озеру.

Так или иначе, но до наших дней эта великолепная река дошла с названием Нева.

Притоки и каналы

Самые значительные рукава дельты

Большая и Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невки, Фонтанка, Мойка, Екатерингофка, Крестовка, Карповка, Ждановка, Смоленка, Пряжка, Кронверкский пролив.

Левосторонние притоки

Наиболее популярными левосторонними притоками Невы являются Мга, Тосна, Ижорка, Славянка, Мойка, Чёрная речка.

Правосторонние притоки

К правосторонним притокам Невы относятся Утка, Охта, Дубровка, Каменка.

Река Монастырка

Левым притоком Невы, до постройки Обводного канала, была река Волковка. Сейчас её участок при впадении носит название реки Монастырки. 

На восточной оконечности Невского проспекта, между реками Невой и Монастыркой, а также Обводным каналом, расположена  Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в Санкт-Петербурге — старейший, первый и самый крупный мужской православный монастырь, который получил статус лавры в 1797 году.

Устье реки

Устьем реки является створ напротив Невских ворот Морского торгового порта, где Нева входит в Гутуевский ковш.

Ивановские пороги

Ивановские пороги расположены в 30 километрах от устья реки, этот участок является наиболее опасным из-за течения.

Каналы в городе

Морской канал, Обводный канал, канал Грибоедова, Крюков канал.

Ладожские каналы

У истоков из Невы начинаются Староладожский и Новоладожский каналы, которые соединяют Неву вдоль южного берега Ладожского озера с Волховом. Ла́дожские кана́лы проходят параллельно южному берегу Ладожского озера между истоком реки Невы и устьем реки Свири.

План первого канала вдоль берега Ладоги от Невы до Волхова был намечен Петром I с целью обеспечения безопасности судоходства, поскольку ежегодно в Ладоге погибало до тысячи судов.

Самые крупные наводнения

До основания Санкт-Петербурга самым крупным было наводнение 1691 года с подъёмом воды более обычных 329 сантиметров. Далее за всю историю города на Неве самым крупным и разрушительным наводнением было Петербургское наводнение 1824 года.

Из таблицы ниже можно узнать о 50-ти крупнейших наводнениях в истории Петербурга. Для каждого случая указывается дата по старому стилю (в скобках по новому стилю) и максимальный зафиксированный в тот день показатель подъёма уровня воды - выше обычного.

Список представлен в хронологическом порядке. О том, насколько было значительным наводнение, либо же не очень, можно понять из показателей 2 колонки – «Уровень подъёма воды».

Острова

Ходит ветер избочась

Вдоль Невы широкой,

Снегом стелет калачи

Бабы кривобокой.

 

Бьется весело в гранит,

Вихри завивает,

И, метелицей гудя,

Плачет да рыдает.

 

Под мостами свищет он

И несет с разбега

Белогрудые холмы

Молодого снега...

***

Константин Случевский, 1857 г.

Санкт-Петербург расположен на островах дельты Невы. Самым знаменитым является Заячий остров, где находится Петропавловская крепость, с которой история города на Неве берёт своё начало. Также широко известны Елагин и Каменный острова. Но самыми большими являются другие.

Крупнейшие острова

Безымянный (1630 га)

Васильевский (1050 га)

Петроградский (635 га)

Крестовский (420 га)

Декабристов (410 га)

Небольшие острова

Возле Шлиссельбурга у истоков Невы находятся 2 небольших острова: Ореховый и Фабричный.

Причём, Ореховый остров со знаменитой древней крепостью Орешек расположен в самом истоке Невы.

Здесь есть ещё один, выше Отрадного, вверх по Неве, — остров Главрыба.

Мосты через Неву

Гуляя вдоль Невы можно увидеть величественные мосты, которые своей красотой удивят любого туриста. А если вечером стать свидетелями развода мостов, то такое зрелище запомнится надолго.

Санкт-Петербург, заслуживший звание – города рек и мостов, может гордиться красивейшими и качественными переправами. Гуляя вдоль Невы, можно полюбоваться её прекрасными мостами. А если стать свидетелями разводки петербургских мостов, таких как Троицкий, Литейный, мост Александра Невского, Большеохтинский (мост Петра Первого), Благовещенский (мост Лейтенанта Шмидта), Володарский, то такое зрелище способно запомниться надолго.

Один из самых интересных новых сооружений через Неву является неразводной Большой Обуховский мост — первый вантовый мост в городе, поэтому в народе его часто называют просто Вантовым. Большой Обуховский мост в Санкт-Петербурге — один из самых длинных мостов России. Название ему присвоили 24 декабря 2004 года по станции "Обухово", к которой выходит автодорога сразу после моста. Словом "Большой" в наименовании обозначили разницу — потому что в Петербурге уже есть Обуховский мост через Фонтанку.

Мосты в Петербурге

Финляндский железнодорожный мост — разводной, металлический, двухпутный железнодорожный мост; построен в 1912 году; расположен на Финляндской соединительной железнодорожной ветке.

Володарский мост — опорный, разводной железобетонный мост; построен в духе конструктивизма в 1936 году; соединяет Народную и Ивановскую улицы.

Большой Обуховский мост — вантовый, неразводной мост; построен в 2004 году; соединяет проспект Обуховской Обороны и Октябрьскую набережную на трассе КАД.

Моста Литейного склоненность,

ремонт троллейбусных путей,

круженье набережных сонных,

как склонность набожных людей

твердить одну и ту же фразу,

таков ли шум ночной Невы,

гонимой льдинами на Пасху

меж Малоохтенской травы…

***

Иосиф Бродский «Петербургский роман», 1961 г.

 

Мосты в дельте Невы 

Благовещенский мост (бывший мост Лейтенанта Шмидта) — разводной семипролётный чугунный мост, разводной пролёт в центре; построен в 1850 году; соединяет площадь Труда с 7-й линией Васильевского острова.

Литейный мост (бывший мост Александра II) — разводной шестипролётный арочный, пролётные строения металлические клёпаные, поворотный разводной пролёт у левого берега; построен в 1879 году; соединяет центральную часть города (Центральный район) с Выборгской стороной (Выборгский и Калининский районы), на Выборгской стороне с улицей Академика Лебедева.

Большеохтинский мост (бывший мост Петра Первого), — разводной, трёхпролётный, металлический мост, построен в 1911 году; соединяет исторический центр города (по трассе Тульской улицы) с районом Малая Охта (Красногвардейская площадь).

Дворцовый мост — разводной пятипролётный чугунный мост, разведённый двукрылый центральный пролёт моста — один из символов города; построен в 1916 году; соединяет Дворцовый проезд и Невский проспект с Биржевой площадью на Васильевском острове.

Мост Александра Невского — разводной семипролётный железобетонный мост; построен в 1965 году; соединяет площадь Александра Невского и Заневский проспект.

Троицкий мост (бывший Кировский мост) — разводной пятипролётный металлический мост, разводной подъёмный пролёт у левого берега; построен в 1903 году; соединяет Суворовскую площадь с Троицкой площадью и Каменноостровским проспектом на Петроградской стороне.

Мосты в Ленинградской области

Кузьминский железнодорожный мост — разводной железнодорожный трёхпролётный мост; построен в 1940 году.

Ладожский мост — разводной многопролётный металлический мост на каменных опорах; построен в 1981 году; находится на 44-м км автодороги Санкт-Петербург — Мурманск (федеральная трасса «Кола»).

Какие самые красивые мосты?

Наиболее привлекательными в архитектурном стиле являются такие мосты, как мост Петра Первого, Литейный, Александра Невского, мост Лейтенанта Шмидта.

Какие мосты разводят в Петербурге сегодня и во сколько?

График разводки мостов в Санкт-Петербурге 2021

Характеристики Невы

Река Нева на протяжении существования города была одним из ключевых аспектов в его жизни. Санкт-Петербург был основан Петром Первым в устье реки Невы. Благодаря ему, мы с вами являемся свидетелями этого уникального города с его величественными достопримечательностями.

За всё своё существование она снабжала весь город водой, а также была своего рода проводником между центрально-европейской частью России и Балтийским морем.

Я иду по уснувшей Неве.

В голове у меня — чистота.

Намекает на близкий рассвет

на Исакии — вспышка креста.

Разъезжаются ноги на льду.

Я иду коридором Невы.

Кто-то съежился весь на мосту,

наподобие спящей совы.

Но чернее, чем все, —

полынья.

Я ее огибаю пока…

В ней пульсирует кровью — струя,

словно врезана чья-то рука.

…Я иду по прекрасной Неве.

Рассветает в моей голове.

Одеваются мысли

в слова…

И меня понимает

Нева.

***

Глеб Горбовский, 1968 г.

Общая длина реки от истока до устья составляет 74 км. В черте города река протекает на протяжении 28 км. Самое узкое место реки расположено в начале Ивановских порогов у мыса Святки, там ширина составляет 210 метров.

Самое широкой место расположено у дельты Невских ворот составляет 1200 метров. Средняя ширина реки составляет 11 метров, наименьшая глубина зафиксирована у Ивановских порогах 4 метров, наибольшая у Литейного моста 24 метров.

История происхождения

300-400 миллионов лет назад, в палеозойскую эру, вся территория нынешней дельты Невы представляла собой сплошное море. Современный рельеф сформировался в результате наступления ледников. Последнее, Валдайское оледенение, закончилось около 12 тысяч лет назад.

Литторинское море

После отступления ледника образовалось Литторинское море, уровень которого был на 7-9 метров выше нынешнего уровня Балтийского моря. Протекавшая — с востока на запад, приблизительно по современному руслу Невы, по Приневской низменности, — река Тосна впадала в залив Литторинского моря.

На севере Карельского перешейка Литторинское море соединялось широким проливом с Ладожским озером. Река Мга в то время текла на восток и впадала в Ладожское озеро у современного истока Невы. Её бассейн был отделён водоразделом от бассейна Тосны.

Новый замкнутый водоём

В районе Ладожского озера суша поднималась быстрее, озеро со временем превратилось в замкнутый водоём, уровень воды в котором начал подниматься. Когда же он превысил уровень водораздела, воды озера затопили долину реки Мги и прорвались в долину реки Тосны. На месте прорыва образовались пороги — нынешние Ивановские пороги на Неве.

Пролив между Ладожским озером и Финским заливом

Так 4000 лет назад образовался пролив между Ладожским озером и Финским заливом, который превратился в долину реки Невы, а реки Тосна и Мга стали её притоками. Долина Невы была сформирована озёрно-ледниковыми и послеледниковыми отложениями.

Интересный факт: за последние 2500 лет рельеф практически не изменился. В этот период образовалась дельта Невы, которая на самом деле является псевдодельтой. Она по форме похожа на дельту, но создавалась не за счёт аккумуляции речного материала, а посредством врезания в ранее образовавшиеся морские и озёрно-морские отложения.

Нева до 1700 года

На территории Приневья обнаружено множество стоянок древних людей, датируемых 9000 лет. Человеком началась осваиваться эта местность по мере отступления ледника и освобождения Приневской земли от вод разливавшихся тут послеледниковых озёр и морей.

Местное население

На рубеже II — I тысячелетий до нашей эры тут появились финно-угры. В VIII — IX веках берега Невы были заселены восточными славянами, такими как ильменские словене и кривичи.

По Неве в VIII — XIII веках пролегал водный путь «Из варяг в греки» — из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.

Первые завоеватели

В 856 году «варяги из заморья» пришли как завоеватели в эти земли, дань им платила ижора, ильменские словен

8 0 ER 0.0793
ПАМЯТНИК «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Памятник «Медный всадник» на Сенатской площади – один из самых узнаваемых символов, один из самых главных центров притяжения в туристической карте маршрутов по достопримечательностям Санкт-Петербурга. Монумент основателю города на Неве восхищает и потрясает своим величием, смыслом, воплощением и мистицизмом.

Без «Медного всадника» так же, как без Эрмитажа или разводки мостов в Санкт-Петербурге, или Дворцовой площади с Зимним дворцом и Александровской колонной, или Невы и Невского проспекта, или Исаакиевской площади с Исаакиевским собором, или Петропавловской крепости, невозможно знакомство с Петербургом.

История создания «Медного всадника» и его наименование – это множество интересных фактов и легенд. Туристы задают вопросы касательно персонажа, названия, автора и скульптора, когда и каким образом создавался, из чего монумент на самом деле и как до него добраться. Ответы найти можно здесь - "Петербург.Центр" рассказывает.

Где находится?

Адрес

Санкт-Петербург, Адмиралтейский район, Сенатская площадь

Ближайшая станция метро

"Адмиралтейская"

Как добраться

«Медный всадник» расположен в центре Санкт-Петербурга.

Удобнее всего добираться до памятника от станции метро "Адмиралтейская".

По выходу из вестибюля нужно повернуть налево, пройти через Александровский сад, у Адмиралтейства, выйти на набережной Невы.

Краткое описание

Автор памятника – Этьен Морис Фальконе (1716–1791) – французский скульптор XVIII века, итогом проведённых им 12 лет в России стала именно скульптура конного императора Петра I – «Медный всадник».

Открытие памятника состоялось на Сенатской площади в Петербурге в 1782 году – 18 августа (7 по старому стилю). В церемонии приняла участие императрица Екатерина II, но скульптор не был приглашён... По какой причине?

Кто изображён?

Памятник, поставленный основателю города, «Медный всадник» на Сенатской площади Санкт-Петербурга – один из самых известных в России монументов Петру I Великому.

«Медный всадник» - первый конный памятник русскому царю и первому Императору Всероссийскому - Петру Алеексеевичу Романову (1672—1725).

Откуда произошло название?

Название «медный» закрепилось за памятником благодаря поэме в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной великим русским поэтом в Болдино осенью 1833 года.

Из чего он создан на самом деле?

Несмотря на название, которое дали памятнику позже, скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита. 

Открытие памятника Петру I Великому в Санкт-Петербурге состоялось 18 августа 1782 года. А стихотворная повесть «Медный всадник» была написана Александром Пушкиным в Болдине осенью 1833 года. Николай I не разрешил поэму печатать. Её начало появилось в «Библиотеке для чтения» в 1834 году под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы». Впервые поэму напечатали после смерти Пушкина в «Современнике» в 1837 году.

В статье «Медный всадник» Валерий Брюсов в 1909 году написал:

В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума.

Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

Что символизирует памятник?

Пётр I Великий изображён Этьеном Фальконе в обычном облачении верхом на необузданном коне как законодатель и реформатор, полководец-победитель, и не только. Автор видел в российском императоре созидателя и благодетеля, в первую очередь.

Скульптор изобразил Петра Великого в подчеркнуто динамичном состоянии, обозревающего своё детище – город на Неве с высокого пьедестала.

Описывая своё будущее творение, Фальконе сказал:

Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям.…

Фигура императора выражает твёрдую уверенность в процветающем и победоносном будущем великий державы – России. Вытянутая рука царя символизирует покровительство всей Земле Русской.

Вместо изображения монарха в облачении римского императора по традиции, установившейся в XVIII веке, французский мастер одел русского царя в длинную рубаху, в целом, в простую и лёгкую одежду, которая, по убеждениям скульптора, принадлежала «всем нациям, всем мужам и всем векам; одним словом, это героическое одеяние».

Фальконе заменил богатое седло на медвежью шкуру. Таким способом он показал близость государя к своему народу и то, как царь желает нации, им же цивилизованной, и несмотря на это, всегда беречь свою аутентичность и осознавать свои корни - происхождение.

 

Змея, введённая в композицию, — гениальная находка в решении проблемы обеспечения статической устойчивости памятника. Её появление под ногами вставшего на дыбы коня вполне убедительно объясняется тем, что она обозначает «враждебные силы». Растоптанная змея – символ побеждённого невежества и внешнего врага.

Лавровый венок на голове императора и меч, свисающий с пояса, указывают на роль Петра I как победоносного полководца. Венок из лавра и меч – это дань уважения победам государя-полководца в Северной войне.

Постамент в виде огромной скалы – символ трудностей, преодолённых Петром I. Громадный гранитный пьедестал является одновременно и вершиной горы – знак покорения препятствий на пути, и вздымающейся морской волной – символом многочисленных морских побед Петра Великого. 

Скульптор написал:

Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побеждённых им трудностей.

Интересные исторические факты и легенды

Модель конной статуи Петра была изготовлена скульптором Этьеном Фальконе. Голову скульптуры изваяла ученица этого скульптора – Мари-Анна Колло. Змею вылепил Фёдор Гордеев в соответствии с планом Фальконе.

Подходящую глыбу для постамента нашёл русский крестьянин Семён Вишняков недалеко от деревни Конная Лахта, в 12 верстах от Санкт-Петербурга. За свою находку Вишняков получил премию в 100 рублей.

Отливку скульптуры в бронзе производил литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов вместе с Фальконе.

После уезда последнего, работы по завершению отливки скульптуры и её установке на постамент были поручены архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену, которому помогал Фёдор Гордеев. 

Отливка была завершена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.

Не опора, а балансир

Сегодня, глядя на памятник, сразу создаётся впечатление, что фигура Петра имеет 3 точки опоры. Исследования ХХ столетия показали, что хвост коня, соединённый с изогнутой змеёй, не является опорой, – это балансир. Жёсткий каркас расположен лишь в задних ногах коня.

«Бедный Павел»

В петербургском фольклоре широко распространена легенда о призраке Петра Великого, который привиделся якобы будущему императору Павлу I на том месте, где сейчас находится «Медный всадник».

А случилось это так. Однажды вечером Павел и его приятель князь Куракин прогуливались по улицам Санкт-Петербурга. Внезапно впереди появился человек, закутанный в широкий плащ. Казалось, он их ждал, и когда они приблизились, он пошёл рядом с ними.

Павел вздрогнул и сказал Куракину, что кто-то идёт рядом с ними, на что последний ответил, что никого не видит. Павел пытался убедить в этом великого князя, как вдруг призрак произнёс:

Павел! Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие.

Затем призрак пошел впереди путников, как бы ведя их за собой. Подойдя к середине площади, он указал место будущего памятника. Призрак сказал:

Прощай, Павел, ты снова увидишь меня здесь.

Когда призрак, покидая путников, приподнял шляпу, будущий император Павел I с ужасом разглядел лицо Петра. Вскоре Павел получил письмо, в котором сообщалось о торжественном открытии памятника Петру Великому, известного впоследствии как «Медный всадник».

Екатерина Великая, великие Вольтер и Дидро, Этьен Фальконе

В голове императрицы Екатерины ІІ, как ведомо, рождалось немало идей самых разных, и мысль о создании памятника, возвеличивающего Петра Великого, также есть продуктом её кипучего ума. Голубых кровей конь, а на нём величаво восседает сам Петр со скипетром в руках – чем недолжная память о славном предке?

Оставалось найти того, кто мог бы достойно воплотить сию память в жизнь. Ходатаями в вопросе выбора скульптора выступили перед Екатериной не кто-нибудь, а великие Вольтер и Дидро: через князя Александра Голицына они порекомендовали полностью доверявшей их мнению императрице обратить свой взор на Этьена Мориса Фальконе.

Почему именно он? Да потому что в этом фарфоровых дел мастере, по утверждению Дидро, недюжинный ум, интеллект и тончайший вкус мирно уживались с суровостью, неотесанностью и бескорыстностью. В сентябре 1766 года Фальконе ставит свою подпись под контрактом, согласно которому его награда за работу составляла более чем скромные 200 тысяч ливров (иные мастера брали за подобные труды на порядок больше).

Пётр I только на коне и благодетель

А далее принялись за обсуждение Петрова облика. Что думала по сему поводу Екатерина, уже известно: конь, на нём Пётр, в его руке скипетр или жезл. Главный в то время по искусству в России Иван Бельской отметал присутствие коня – один лишь Великий Пётр и жезл.

В обсуждении принял участие и Дидро: фонтан, обрамлённый фигурами-аллегориями – таковым было его виденье памятника. Дальше всех в своих фантазиях продвинулся некий Штелин – статский советник: по его замыслу (тоже полному аллегорий), несколько статуй, символизирующих добродетели, должны были низвергать статуи «порочные».

Все эти предложения Фальконе категорически отверг, подтвердив мнение о себе, как о человеке простом и бескомпромиссном. Ни аллегорий, ни народной любви, ни собственно, самого народа – лишь Герой... Причём не Герой-полководец, не Герой-победитель, а исключительно Созидатель и Благодетель своей державы. Именно такого Петра стремился показать людям скульптор.

Скакун не был орловской породы

Некоторые источники утверждают, что для позирования использовали скакуна орловской породы. Это ошибочное суждение. Алексей Орлов, русский военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II, младший брат её фаворита Григория Григорьевича, состоял на службе с 1762 по 1775 год.

Орловский рысак получил своё название по фамилии своего создателя — графа Алексея Орлова-Чесменского (1737—1808). В 1775 году он вышел в отставку и посвятил себя племенной работе, начал разводить новую породу рысистых лошадей.

История создания орловского рысака началась в 1776 году, когда граф Орлов завёз в Россию ценнейшего и очень красивого внешне арабского жеребца. А первая отливка скульптуры состоялась летом 1775 года. Так, что скакун орловской породы никак не мог позировать для создания памятника Петру I.

Модель коня, лицо царя и Мари-Анна Колло, змея и чёрная кошка

На создание модели своего детища у Фальконе ушло около двух лет. Из императорской конюшни вывели на свет двух красавцев-орловцев: офицер поочередно взлетал то на одного, то на другого, ставя скакунов на дыбы, а в это время Фальконе делал зарисовки.

Интересен тот факт, что один из элементов памятника никак не давался талантливому скульптору: как ни переделывал тот голову Петра І, все не мог угодить Екатерине.

Зато с этой задачей удачно справилась ученица мастера - Мари-Анна Колло. Волевое и мужественное лицо Петра Великого, со сверкающими очами и осветлённое мыслью в исполнении девушки, принесло ей членское звание в Российской Академии художеств и пожизненную пенсию от милостивой императрицы.

Исполнение змеи, опоясавшей копыто коня, было поручено русскому скульптору Гордееву. А между Фальконе и Екатериной, впервые пробежала чёрная кошка…

Первая отливка комом

Своего Петра Фальконе задумал настолько массивным и огромным, что ни один из отливщиков не хотел браться за работу – кто требовал неимоверных размеров награду, кто сразу заявлял, мол, отлить скульптуру не удастся и точка.

Но нашёлся-таки охочий помочь парижанину: роль литейщика взял на себя Емельян Хайлов – пушечных дел мастер. И вот первая отливка: по трубе заливается бронза, и труба лопается… Фальконе в отчаянии выбегает из цеха, а Хайлов за доли секунды успевает скинуть с себя армячишко, намочить его водой, обмазать глиной и «залатать» ним трубу.

Таким образом, Емельян не дал воспылать пожару. А ещё сильно обжёг руки и чуть не потерял зрение. Следующих три года ушло на подготовку к новой отливке, которая на сей раз прошла удачно.

Скала и Лахта

Фальконе видел всадника, взмывающего ввысь с постамента-волны. Волной должен был послужить обработанный кусок скалы. Найти в Петербурге глыбу высотой более 11 метров оказалось делом непростым, пришлось даже объявление в газету давать.

Подходящий монолит обнаружил неподалеку деревушки Лахта крестьянин Семён Вишняков, о чём и известил искателей. Несколько тысяч людей вовлекли в транспортировку Гром-камня: до побережья Финского залива его доставили на специальной платформе, ну а далее кораблём (тоже построенным специально для этого случая) глыбу весом в 1 600 тонн по Неве отправили прямиком к Сенатской площади, где заветный «камешек» поджидали уже толпы зевак.

Фальконе сделал своё дело – скульптор может уходить

К 1778 году отношения между Фальконе и Екатериной окончательно испортились, и скульптор на пару со своей ученицей покинул Петербург. Установкой памятника занимались уже без него: руководил процессом Фёдор Гордеев.

В августе 1782-го памятник Петру Великому был торжественно открыт. По знаку императрицы со скульптуры слетело полотно, на набережной под дробь барабанов отчеканили шаги гвардейские полки. Этьена Мориса Фальконе на открытие главной работы всей его жизни даже не пригласили… 

Пётр I: «покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!»

1812 год… Полчища французов осаждают Россию. В Петербурге неистово верят в то, что держава и их город устоят перед натиском Наполеона. Но вот русское войско оставляет Москву, и в императорском дворе начинают всерьёз подумывать о всеобщей эвакуации.

Обеспокоенный Александр I повелел вывезти из города особо ценные произведения искусства. Статс-секретарю Молчанову поручили памятник Петру I отправить в Вологодскую губернию и на это было отпущено несколько тысяч рублей.

В это же самое время майор Батурин встретился с личным другом императора – князем Голицыным, чтобы рассказать ему … о своих сновидениях. Как оказалось, Батурину снился один и тот же сон, в котором майор постоянно видел себя на Сенатской площади.

В сновидениях лик Петра I на памятнике поворачивался, скульптурный всадник съезжал со скалы, разъезжал по петербургским улицам и направлялся к Каменному острову, где тогда проживал Александр I. Потом он въезжал во двор Каменноостровского дворца, из которого выходил к нему навстречу государь. Пётр Великий ему молвил:

Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию, но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!

Потом всадник поворачивал назад. Князь Голицын, поражённый до корней волос рассказом майора Батурина, передал сон оного царю. В результате император Александр I отменил указ об эвакуации памятника. «Медный всадник» остался на прежнем месте на Сенатской площади.

Кто-то скажет: дело ясное – легенда. Может, и так, да только известно всем: враг ни разу так и не ступил на земли Северной столицы.

И кто знает, воз

3 0 ER 0.0449
Царское село: режим работы 2021, стоимость билетов, история, аудиогид и официальный сайт | Санкт-Петербург Центр

3 0 ER 0.0451